Томский политех ожидают перемены
Ученый совет ТПУ, состоявшийся 29 сентября, принял решение о смене парадигмы образовательной деятельности и связанной с ней реструктуризации университета (с полным текстом Решения Ученого совета ТПУ можно ознакомиться на сайте tpu.ru). Теперь в вузе вместо привычных институтов и кафедр будут Школы и отделения. О том, чем вызвана необходимость таких перемен, о четырех важных задачах, стоящих перед университетом, и инструментах их решения ректор ТПУ Пётр Чубик рассказал на заседании Ученого совета. В сегодняшнем номере газеты «За кадры» мы знакомим вас с выступлением ректора Томского политеха.
«Томский политехнический — вполне успешный вуз, о чем можно судить по итогам всего лишь одного месяца — сентября (см. видеофильм «События ТПУ» на сайте вуза, показанный до начала заседания Ученого совета).
Но это вовсе не означает, что у нас нет ничего того, что нуждается в улучшении. В своем обращении ко всем вам от 7 августа 2017 г. я говорил о необходимости перемен в нашей главной деятельности — образовательной.
Но судя по откликам, которые я получил:
· во-первых, в ответ на свое обращение от 7 августа 2017 г.;
· во-вторых, по результатам расширенного заседания ректората с участием всех членов Ученого совета университета, всех заведующих кафедрами и студенческого актива от 6 сентября 2017 г.;
· а в-третьих, после рассылки всем вам проекта дорожной карты на 2018–2020 гг. Программы повышения конкурентоспособности ТПУ, основной посыл планируемых изменений остался недопонятым. Большинство увидело главной целью реструктуризацию университета, на самом же деле реструктуризация является лишь следствием, одним из инструментов решения объективно стоящих перед нами задач.
Таких задач четыре. Я постараюсь кратко, но предельно доходчиво, рассказать о каждой из них.
ЗАДАЧА 1 ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ АСПИРАНТУРЫ
У нас 880 аспирантов. КЦП — 205 (ранее 220) без учета платников. Защит кандидатских диссертаций в 2016 г. было 105, из них в срок аспирантской подготовки (нормативный срок обучения + 1 год) — 71. Отсюда эффективность аспирантуры — 32 %. Да, она несколько выше, чем в других вузах, но явно недостаточная для того, чтобы убеждать проверяющих, что мы эффективно расходуем бюджетные средства (деньги налогоплательщиков), которые нам выделяют на третий уровень образования.
В чем заключаются основные причины такого положения дел? 1-я причина — невысокий конкурс в аспирантуру (1,75 чел/место). По опросам ВЦИОМ, в нашей стране «преподаватель вуза, профессор» по своему статусу (положению в обществе) занимает только седьмое место. В Швейцарии, занимающей первое место в рейтинге глобальной конкурентоспособности стран, статус профессора существенно выше, но, например, в ETH Zurich — одном из лучших университетов мира и лучшем техническом университете в Евразии, 70 % аспирантов — иностранцы, потому что швейцарцы не горят желанием заниматься наукой и получать степень PhD. Мы себе такого позволить не можем даже в силу соблюдения интересов национальной безопасности.
2-я причина — недостаточная ответственность за результаты своей работы научных руководителей аспирантов. Защиты кандидатских диссертаций подопечными — не главный KPI профессора, ну не защитился и не защитился, сам аспирант и виноват. Для сравнения: в ETH Zurich 4 тыс. аспирантов на 500 профессоров (на 1 профессора в среднем 8 аспирантов), и все защищаются. Кстати, эти 500 профессоров плюс еще 90 доцентов занимаются не только этими аспирантами, а еще 6 тысячами магистрантов и 10 тысячами обучающихся в бакалавриате. У них менее 600 преподавателей на 20 тысяч студентов.
Еще для справки: в ETH Zurich 5800 исследователей. Кто же это? А это 4 тысячи тех же аспирантов, около 1 тысячи постдоков да профессора с доцентами. «Чистых» научных сотрудников у них не больше, чем у нас. Еще одна цифра: профессора ETH Zurich имеют 7 тысяч международных коллабораций (в среднем по 15 на каждого). Для нас все это пока недостижимо!
3-я причина невысокой эффективности аспирантуры кроется в том, что не по всем направлениям мы имеем передовую науку. Что в такой ситуации можно сделать, чтобы повысить эффективность аспирантуры (процентов до 80)?
Предлагается:
Во-первых, выделить те научные направления, в которых мы «на уровне» (публикации, их цитируемость, защиты диссертаций, предметные рейтинги), и на их базе сформировать структуры, специализирующиеся на подготовке исследователей (кандидатов наук). Всесторонний анализ вывел нас на возможность создания на данном этапе двух таких структур, названных нами исследовательскими школами (школами, главной задачей которых является подготовка исследователей):
Исследовательской школы физики высокоэнергетических процессов;
Исследовательской школы химических и биомедицинских технологий.
Предусмотрены и структуры переходного типа — именные Научно-образовательные центры (НОЦы) в инженерных школах: НОЦ Вейнберга, НОЦ Кижнера, НОЦ Бутакова. Эти НОЦы со временем должны перерасти в самостоятельные исследовательские школы или влиться в уже действующие.
Во-вторых, сконцентрировать в исследовательских школах и именных НОЦах лучшие (с точки зрения научно-исследовательских способностей и способностей, связанных с подготовкой кадров высшей квалификации) кадры. В исследовательских школах в 2 раза (до 350 часов) снизить учебную нагрузку и главным KPI НПР сделать защиты диссертаций их подопечными. По идее хорошие публикации и привлечение грантовых денег на обеспечение исследований должны здесь стать как бы само собой разумеющимися (во всех продвинутых университетах именно так это и работает).
И в-третьих, интегрировать программы магистратуры и аспирантуры, т. е. сделать их сквозными. Отсюда следует необходимость разделить магистратуру: на исследовательскую, которая будет интегрироваться с аспирантурой, и технологическую, выпускники которой пойдут на рынок труда. Естественно, что выбор образовательной траектории должен быть добровольным и, при необходимости, конкурсным.
Что дает интегрирование магистратуры и аспирантуры? Ранний и осознанный выбор студентами науки как своей судьбы. Создание в магистратуре научного задела (выбор темы и подготовка обзорной главы диссертации, возможно — сдача кандидатских экзаменов). Как итог — гарантированная защита диссертации в срок аспирантской подготовки (повышение эффективности аспирантуры).
ЗАДАЧА 2. ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ БАЗОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ И ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ
Что принципиально (кардинально) изменилось за последние годы? Скорости! Но не ракет, самолетов, автомобилей, а скорости самих изменений. Колоссально выросла скорость роста объемов информации (примерно 90 % всех данных в мире было создано за последние 2 года), их передачи; гигантскими темпами растут скорости технологических изменений (инновации внедряются миллиардными тиражами в течение 1–2 лет). И в этом океане информации нужно не просто ориентироваться, нужно быстро находить правильную и нужную, умело и грамотно ее использовать, а за технологическими инновациями нужно не просто поспевать, их нужно создавать и нести за них социальную ответственность перед обществом.
И спасательный круг в этом бушующем океане только один — хорошее фундаментальное базовое образование. Говоря о базовом фундаментальном образовании, я говорю, прежде всего, о высшей математике, физике, химии, информатике (мы строим цифровую экономику!), блоке социально-гуманитарных дисциплин, иностранных языках, формировании так называемых гибких (надпрофессиональных) навыков: критического мышления, способности решения проблем, работе в команде, лидерства, эффективного устного и письменного общения, оценки и анализа информации, проявления любознательности и воображения, инициативы и предприимчивости и др.
Сегодня у нас все это с точки зрения учебной нагрузки до предела минимизировано, так как все кафедры стараются по максимуму нагрузить учебный план специальными и отчасти общепрофессиональными (общетехническими) дисциплинами. О причинах такого положения дел я ниже еще буду говорить отдельно. Кроме этого, подготовка по всем перечисленным мною выше дисциплинам сегодня рассредоточена по отдельным институтам или дается только избранным (в частности, «элитникам» — ЭТО), общей ответственности за результат никто не несет, за сохранность контингента никто не отвечает. Что дает основание так утверждать? А тот факт, что качество приема за последние годы существенно выросло: ни один технический вуз за пределами столиц не набирает таких студентов, как мы, но за этот же период абсолютная успеваемость, качество учебы и доля отчисляемых ничуть не изменились. Так не может и не должно быть.
А как должно? Представляется, что это должна быть двухлетняя (1–2 курсы) «ядерная» программа с набором обязательных для всех дисциплин с итоговой аттестацией на выходе (нужна, прежде всего, для оценки нашей работы и ее улучшений). Реализация этой программы должна быть сосредоточена в одних руках (в одной структуре) —Школе базовой инженерной подготовки, в которой мы видим 7 отделений (математики и информатики, естественных наук, социально-гуманитарных наук, общетехнических дисциплин, иностранных языков, русского языка, физической культуры), с курированием этой Школы проректором по образовательной деятельности. Еще одной важной функцией НПР этой Школы должно стать наставничество (кураторство), с тем чтобы помочь студентам младших курсов сделать безболезненный шаг из школы в университет.
ЗАДАЧА 3. ПОДГОТОВКА ИЗ ЧИСЛА ЖЕЛАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ
Не все выпускники ТПУ мечтают (желают) работать в гос-корпорациях (даже в Газпроме) или в частных компаниях (например, в СИБУРе). Часть из них (по опросам ? 5 %) хотят работать на себя, создав свой бизнес (у технарей это преимущественно высокотехнологичный бизнес). И мы им в этом должны помочь, дав необходимую подготовку. Потому что это выгодно государству: новые рабочие места, инновации (новые технологии чаще всего рождаются в недрах новых компаний — стартапов), дополнительные налоги. В этой связи тема «студенческое технологическое предпринимательство» поднимается сегодня на уровне первых лиц страны. Это выгодно и обществу (в малом и среднем бизнесе доля креативных людей, как правило, выше).
Мы с вами все это понимали еще 8 лет назад. Поэтому в 2009 г. нами был создан Институт инженерного предпринимательства, который в силу разных причин (и объективных, и субъективных, не буду сейчас на этом останавливаться) затем был уменьшен до размеров отдельной кафедры (кафедры инженерного предпринимательства), которая существует и поныне. Таким образом, мы с этой «поляны» не уходили. Что нового в предлагаемых решениях? Новинок несколько.
Первая. Всем студентам в Школе базовой инженерной подготовки читать курс по предприимчивости (как качество личности нужна в любой сфере деятельности, курс должен завершаться оценкой этого качества у каждого студента, возможно через тестирование вместо экзамена, и зарождением в их головах мыслей о возможностях с опорой на способности открыть свое дело).
Вторая. Подготовка желающих стать технологическими предпринимателями в специализированной Школе инженерного предпринимательства (кстати, мы еще в 2009 г. именно так хотели назвать эту структуру) через отдельные курсы, через дополнительный к основному профиль магистерской программы, отдельную магистерскую программу направления «Инноватика» (какую-то часть из этого мы уже и сегодня делаем).
Третья и наиболее важная новинка — интеграция Школы инженерного предпринимательства со всей инновационной инфраструктурой ТПУ (бизнес-инкубатором, ЦТТ, отделом правовой защиты интеллектуальной собственности и др.) в один блок с курированием его проректором по научной работе и инновациям.
Какова цель последнего шага? Сделать эту Школу ответственной не только за подготовку предпринимателей, но и за коммерциализацию знаний, добываемых непосредственно в ТПУ или привлекаемых университетом как интегратором. Преподаватели должны учить тому, что умеют делать сами, а студенты учится на реальных вещах (проектах), причем важных и нужных университету, а потому им и поддерживаемых. Тогда результат будет точно.
«Горячая» линия для снятия вопросов, связанных с реализацией решений Ученого совета от 29.09.2017 tpufuture@tpu.ru
ЗАДАЧА 4. ФОКУСИРОВКА НА ПОДГОТОВКЕ ЭЛИТНЫХ ИНЖЕНЕРОВ
До сей поры мы «затачивали» свой бакалавриат под то, что его выпускники не только имеют право, но и могут пойти и пойдут на рынок труда. Поэтому втискивали в 4-летнюю программу все, что раньше было в 5-летней (в специалитете), в том числе, как я уже говорил, до предела минимизировав то, что относится к базовой фундаментальной подготовке. Но абсолютное большинство выпускников бакалавриата желают продолжить свое обучение в магистратуре.
А придя в нее, понимают, что учить их преподавателям вроде бы как уже и нечему. Все отчитали в бакалавриате. Это не я говорю, это говорят данные соцопроса наших магистрантов. Чтобы как-то разнообразить обучение в магистратуре и занять преподавателей, кафедры разбили магистерские программы на многочисленные профили, необходимость во многих из которых вызывает сомнения, о чем я вам уже говорил в своем обращении от 7 августа и на встрече 6 сентября. Понятно, что с этой «историей» пора заканчивать.
Как это сделать? Прежде всего, изменив философию бакалаврской подготовки в ТПУ. Мы стремимся, и правильно делаем (см. опыт ETH Zurich), стать университетом магистерско-аспирантского типа, т. е. стремимся готовить не абы каких специалистов, а специалистов высокой и высшей квалификации. Это привилегия только ведущих вузов, их в стране всего два-три десятка. И не надо печься о рядовых инженерах, их есть кому готовить (в стране 462 вуза, ведущих подготовку по инженерным направлениям и специальностям, и только пять-семь из них имеют более высокие, чем у нас, средние баллы ЕГЭ на входе).
Специалист высокой квалификации — это выпускник магистратуры, а не бакалавриата. При таком взгляде на вещи мы можем делать подготовку на старших курсах бакалавриата (на 3-4 курсах) не как в «образовательной трубе» с четким последовательным набором обязательных дисциплин, а свободной (по персональным траекториям).
Свободное образование — это возможность для студента 3–4 курса бакалавриата самостоятельно выбирать до 2-х дисциплин в семестр из других направлений подготовки. Что это дает?
а) продолжить обучение в исследовательской магистратуре (и далее в аспирантуре), в технологической магистратуре, в предпринимательской магистратуре, в комбинированной магистратуре (например, в технологической с дополнительным предпринимательским профилем);
б) продолжить обучение в магистратуре по направлению, выбранному в бакалавриате, или по другому направлению (сегодня у обучающихся в бакалавриате нет возможности познакомиться с другими направлениями, да и «измена» направлению не поощряется).
Что это дает еще?
Дополнительные компетенции (за счет изучения дисциплин других направлений подготовки) и тем самым повышение ценности выпускников на рынке труда. Каждый выпускник идет на рынок труда со своим уникальным набором компетенций.
Повышение качества образовательного процесса. К преподавателю приходят не только «свои» студенты, подготовленные к изучению данной дисциплины, но и «чужие», с других направлений бакалавриата, не подготовленные к ее изучению, но желающие этого. Поэтому дисциплина уже не может преподаваться как обычно (как всегда). И лекционный курс, и лабораторные и практические занятия должны быть совершенно другого, более универсального и профессионального уровня. Оценивать этот уровень студенты будут, «голосуя ногами».
Формирование междисциплинарной среды, которая в современном мире является неотъемлемым условием для получения прорывных научных результатов и инновационных решений. Сегодня же наши студенты в профессиональном плане нигде не пересекаются (только на стадионе, в МКЦ, в столовой и с недавних пор — в общежитии). А междисциплинарная среда, так же как интернациональная, обогащает всех и каждого!
Для реализации такого процесса свободного и междисциплинарного образования, а также для приведения к разумному числа профилей магистерских программ нужно минимизировать число «перегородок» внутри направлений подготовки, что и предлагается сделать путем укрупнения кафедр до уровня отделений. В 6 инженерных школах планируется создать 11 отделений и 3 именных научно-образовательных центра (НОЦ), всего 14 структур, в частности: В Инженерной школе ядерных технологий:
В Инженерной школе неразрушающего контроля и безопасности:
В Инженерной школе информационных технологий и робототехники:
В Инженерной школе энергетики:
В Инженерной школе природных ресурсов:
В Инженерной школе новых производственных технологий:
В Школе базовой инженерной подготовки — 7 отделений и ко всему этому еще 3 школы без отделений: две исследовательских школы и Школа инженерного предпринимательства, итого 24 структуры. Для сравнения: в MIT 5 школ с 29 отделениями, в ETH Zurich — 5 блоков с 16 отделениями. Должность руководителя отделения будет заниматься на конкурсной основе.
Почему переименовываем научно-образовательные институты в инженерные школы?
Во-первых, потому, что после вычленения из них Школы базовой инженерной подготовки и двух исследовательских школ, а также укрупнения кафедр до уровня отделений по направлениям подготовки, это уже не те научно-образовательные институты, с которыми мы имеем дело сегодня.
Во-вторых, четыре из шести институтов вышли на необходимость актуализации своих названий, таким образом, изменения так и так неизбежны.
В-третьих, «инженерная школа» более точно, чем «институт», характеризует назначение структуры — подготовка инженеров. И, наконец, это дань единообразию общей конструкции — только Школы, и исходя из названий, в одних готовят исследователей, в других — инженеров, в третьей — предпринимателей, а в четвертой — дают базовое инженерное образование.
В каждой инженерной школе создан Инжиниринговый центр, объединяющий научно-исследовательские и научно-производственные лаборатории.Основная цель планируемой трансформации — повышение качества подготовки специалистов. А все остальное — дифференцированная учебная нагрузка, дифференцированный ЭК, реструктуризация — это инструменты и механизмы, необходимые для достижения обозначенной цели и решения сформулированных мною выше задач.Создание школ и отделений прописано в Решении Ученого совета с 1 октября, а ликвидация кафедр случится 1 января 2018 года. То есть у университета есть три месяца переходного периода на снятие вопросов и шероховатостей. Утвержденные ранее учебные планы и учебная нагрузка остаются до конца учебного года».
Пётр Чубик, ректор ТПУ, профессор