Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

От 2+2 до коллайдера

Школьники привезли в Томский политех взрослые научные разработки

ИССЛЕДОВАНИЕ КОЛБАСЫ И ШОКОЛАДА, МОДЕЛИ 3D-ПРИНТЕРА И ПРОМЫШЛЕННОГО РОБОТА, РАСШИФРОВКА ГЕНОМА ЧЕЛОВЕКА И ДНК РАСТЕНИЙ — САМЫЕ РАЗНЫЕ ТЕМЫ НАУЧНЫХ РАБОТ ПРЕДСТАВИЛИ ШКОЛЬНИКИ НА КОНФЕРЕНЦИИ «ЮНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ — НАУКЕ И ТЕХНИКЕ». ВСЕГО В СТЕНАХ ТОМСКОГО ПОЛИТЕХА СОБРАЛИСЬ 400 ТАЛАНТЛИВЫХ РЕБЯТ, С ДЕТСТВА УВЛЕКАЮЩИХСЯ ХИМИЕЙ, ФИЗИКОЙ, БИОЛОГИЕЙ, ЯЗЫКОЗНАНИЕМ. НЫНЕШНЯЯ КОНФЕРЕНЦИЯ В ТПУ СТАЛА СЕМНАДЦАТОЙ И ТРАДИЦИОННО СОБРАЛА НАЧИНАЮЩИХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ — УЧЕНИКОВ 5—11 КЛАССОВ ИЗ РЕГИОНОВ РОССИИ.

На форуме школьники представили свои разработки: механическую модель коллайдера, средство защиты от Wi-Fi-взлома, технологию беспроводной передачи электроэнергии.

В конференции-конкурсе поучаствовали юные ученые, знания которых выходят за рамки школьной программы. Самые младшие из них еще только в пятом классе, но уже преуспели в науке, не боятся выступать перед большой аудиторией и спорить с авторитетными учеными.

— Вообще конференция проводится с 7 по 11 класс, но мы не отказываем и ребятам младше. Ведь наша задача — поддержать их заинтересованность в науке. В этом году самыми юными исследователями стали пятиклассники, — рассказывает эксперт конференции, заместитель директора Центра управления контингентом студентов ТПУ Елена Лисичко.

Школьники рассказали о своих разработках и показали модели собственных научных проектов. Участники конференции увидели механическую модель коллайдера, средства защиты от Wi-Fi-взлома, познакомились с теорией беспроводной передачи электроэнергии, формулой комфорта и счастья, а также c результатами тестирования качества молока, колбасы и овощей. Как признаются школьники, темы исследований они придумывают сами, а наукой увлекаются с детства.

В течение трех дней ребята представляли свои проекты, посещали мастер-классы во всех научно-образовательных институтах Томского политеха, проходили профориентационное тестирование, участвовали в экспериментах центра занимательной науки «Склад ума» и знакомились с вузом на дне открытых дверей.

Поддержать юных исследователей в Томск приехали их родители и учителя. По словам ребят, именно они помогают проводить эксперименты, осваивать сложные формулы и термины, учат правильно представлять свою работу.

— Как правило, ребята, которые только начинают знакомиться с какой-нибудь наукой, очень ей заинтересованы, — говорит Елена Лисичко. — И хорошо, когда наставники этот интерес поддерживают и помогают детям. Например, на секции «Физика» был пятиклассник, который вместе со старшими школьниками собрал 3D-принтер. А еще один участник в седьмом классе вместе с дедушкой изучал тепловое излучение.

Для учителей на конференции предусмотрена отдельная программа. Педагоги познакомились с возможностями Интернет-лицея Томского политеха, а также узнали о проектах институтов вуза для школьников. Как отмечает Елена Лисичко, такая командная работа вуза и школы позволяет выращивать ученых с самого юного возраста.

Елизавета Муравлева

Сергей Зинчук, 10-й класс

Интересы: механика и программирование. Создал компактного робота-сортировщика

— Различные механизмы меня привлекали с детства. Но не игрушки и конструкторы, а настоящие, большие. Мой отец — автомеханик, поэтому в детстве я много времени проводил с ним в гараже: помогал разбирать машину, чинить двигатель. Вернее, был уверен, что помогал. И до сих пор, когда появляется свободное время, — к отцу, в гараж. Теперь у меня появилось еще одно увлечение — программирование. В лицее у нас есть информатика, но создание роботов в школьную программу не входит, это уже мой личный интерес. В компьютерах я разбираюсь, но нужен опыт написания программ. Так и появился робот-сортировщик. Он простой: распределяет блоки разного цвета по стаканчикам. Далее я буду работать над более сложным устройством с другими функциями. Какими именно — расскажу на следующей конференции.

Марина Легостаева, 10-й класс

Интересы: химия и информатика. Выяснила, как шоколад влияет на здоровье.

— С химией я «связалась» еще в детстве — как и все проводила «кухонные» эксперименты. Всегда было интересно, как из разных веществ получается что-то новое. Когда в школе начался этот предмет, сразу его полюбила, стала заниматься первыми исследовательскими работами, выступать на конференциях. Идея моего «шоколадного» исследования появилась, потому что все любят шоколад. И я тоже люблю. Захотелось выяснить, вреден или полезен все-таки шоколад для здоровья? Вместе с учителем провели ряд химических экспериментов: исследовали состав разных марок и сортов шоколада, его «поведение» в разных условиях. Теперь могу вас заверить, что качественный шоколад можно есть смело, только он полезен. Но в разумных количествах.

Степан Инин, 8-й класс

Интересы: физика, математика, волейбол. Разработчик робота-манипулятора.

— Два года назад в нашей школе в Богашево открыли кружок робототехники. У нас есть конструкторы, из которых мы собираем разных роботов, программируем их и «учим» выполнять необходимые действия. Мой робот умеет передвигать предметы, управляется с помощью телефона. Его я сделал за два месяца. Когда я увлекся робототехникой, стал ездить на олимпиады, занимать призовые места. Тогда меня заметили и пригласили в летний лагерь физико-технического лицея. Две недели мы там жили и учились создавать роботов разной сложности. Было по два занятия в день, но для меня это хобби, а не обычные уроки в школе. Надеюсь, в Томском политехе учиться так же интересно, после школы я хочу поступить именно сюда.

Вячеслав Лучкин, 5-й класс

Интересы: разработка программ, шахматы. Разработал собственную программу для создания электронных кроссвордов.

— Хоть я и в пятом классе, на конференциях выступаю уже четвертый год. Как правило, это технические конференции, где я представляю созданные мной программы. Программированием я увлекся еще во втором классе. Мне нравится «лазить» в Интернете, узнавать что-то новое. Так и познакомился с основами программирования. Узнав об этом, учитель начальных классов предложила мне сделать какую-нибудь программу и выступить с ней. Первые программы я делал простые: конвертер, шифровальщик текстов. Также у меня есть собственный справочник формул и программа для создания электронных кроссвордов. Конечно, информатики у меня в школе пока нет, поэтому все изучаю сам. В свободное время я играю в компьютерные игры, читаю или пишу какие-нибудь программы. Но за компьютером я не сижу целый день: моя мама врач, не разрешает. Мы договорились, что за компьютером я провожу по 4 часа в день, а в среду вообще от него выходной.