Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Боровиков Юрий Сергеевич

Проректор-директор Энергетического института (ЭНИН), заведующий кафедрой электроэнергетических систем ЭНИН Национального исследовательского Томского политехнического университета, доцент, кандидат технический наук.

Родился 29 июля 1978 г. в городе Усть-Каменогорске Восточно-Казахстанской области Казахской ССР. В 1995 году с отличием окончил среднюю школу № 2 им. Д.М. Карбышева (п. Первомайский, Восточно-Казахстанской области). В этом же году поступил, а в 2000 г. – с отличием окончил факультет автоматики и электромеханики Томского политехнического университета по специальности «Электропривод и автоматика промышленных установок и технологических комплексов». В 2001 г. получил диплом с отличием ТПУ по специальности «Экономика и управление на предприятии» (второе высшее образование).

Работает в Томском политехническом университете с момента его окончания:

• январь 2000 – май 2000 гг.– техник кафедры электропривода и автоматизации промышленных установок;

• июль 2000 – декабрь 2001 гг. – ассистент кафедры электропривода и автоматизации промышленных установок;

• январь 2002 – август 2002 гг. – ведущий специалист информационно-аналитического центра;

• сентябрь 2002 – июнь 2004 гг. – помощник первого проректора университета;

• июль 2004 – август 2006 гг.– начальник отдела развития персонала и кадрового резерва;

• сентябрь 2004 – июнь 2008 гг. – доцент кафедры электропривода и электрооборудования Электротехнического института (внутривузовское совместительство);

• август 2006 – март 2008 гг. – заместитель директора информационно-аналитического центра;

• апрель 2008 – май 2010 гг. – заведующий кафедрой электрических станций Электротехнического института;

• июнь 2010 г. по н. в. – проректор-директор Энергетического института ТПУ;

• июнь 2010 – июнь 2011 гг., доцент кафедры электроэнергетических сетей и систем Энергетического института (внутривузовское совместительство);

• июль 2011 г. по н. в. – заведующий кафедрой электроэнергетических сетей и систем Энергетического института (с 01.11.2011 г. кафедра переименована в кафедру электроэнергетических систем) (внутривузовское совместительство).

С 2000 по 2003 гг. обучался в аспирантуре ТПУ по специальности 05.09.01 «Электромеханика и электрические аппараты» под научным руководством профессоров Р.Ф. Бекишева и С.И. Качина. 26 декабря 2003 г. защитил кандидатскую диссертацию «Программно-аппаратные средства оценки коммутационной напряженности коллекторных электрических машин» в ТПУ. В 2008 году Ю.С. Боровикову было присвоено ученое звание доцента.

Подготовил четырех кандидатов технических наук (2008, 2010 и двоих в 2013 гг.). Область научных интересов: моделирование электроэнергетических систем.

Автор и соавтор 109 научных и учебно-методических работ, в т. ч. 7 учебных пособий и 11 патентов РФ на изобретения.

Повышение квалификации:

• управление персоналом (Санкт-Петербург, 2004);

• кадровый менеджмент в высшем учебном заведении (Москва, 2005);

• разработка и использование вузовских систем качества (Томск, 2007);

• International Workshop on Edukation, Research and Technology Innovations (Arizona State University, USA, 2010);

• Workshop Education and Mobility: Developing Engineering Academics (Portugal, 2011);

• Workshop Enhancement of Undergraduate Engineering Programs (Boston, USA, 2012);

• Certifikate International Engineering Educator «Ing. Paed. IGIP», 2012.

За время учебы и работы удостоен ряда наград и почетных званий университетского, городского, областного и федерального уровней:

• 2000 г. – бронзовая медаль «За заслуги перед Томским политехническим университетом»;

• 2006 г. – лауреат всероссийского конкурса «Инженер года»;

• 2006 и 2007 гг. – лауреат конкурса молодых преподавателей ведущих государственных высших учебных заведений России Благотворительного Фонда В. Потанина;

• 2006 г. – почетная грамота мэра города Томска;

• 2006 г. – лауреат конкурса Томской области в сфере образования, науки, здравоохранения и культуры;

• 2008 г. – почетная грамота Министерства образования и науки РФ;

• 2011 г. – благодарственное письмо Губернатора Томской области;

• 2012 г. – нагрудный знак «10-летие Системного оператора Единой энергетической системы»

• 2013 г. – лауреат конкурса Томской области в сфере образования, науки, здравоохранения и культуры (в составе авторского коллектива).
Женат. Имеет троих детей.

Предвыборная программа Боровикова Ю.С.

Томский политехнический университет (ТПУ) в период своей новейшей истории занял ведущие позиции среди технических вузов России. В 2007 году университет победил в конкурсе инновационно-образовательных программ вузов страны, в 2009-м году ТПУ получил статус Национального исследовательского университета и, наконец, в 2013 году ТПУ вошел в число 15 российских вузов, ставших победителями конкурса на получение государственной субсидии для повышения конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров.

Все эти достижения являются результатом большого труда всего коллектива ТПУ, при поддержке администрации Томской области и Томского научного центра СО РАН.

В данной программе не выделяется отдельно наука и образование, потому, что, во-первых, их нельзя разделять, во-вторых, все мероприятия, чего бы они не касались, напрямую связаны с наукой и образованием, с созданием благоприятных условий развития науки и образования. Здесь не обозначается, какие они (наука или образование) будут в деталях, не приводятся какие-либо параметры или показатели.

Главное, что они будут способны обеспечить:
– достойной работой преподавателей и ученых;
– высоко востребованными образовательными услугами;
– научными разработками высочайшего уровня.

В программе не обещаются какие-либо блага и социальные гарантии сотрудникам и студентам, ее вектор на создание системы, в которой каждый сотрудник смог бы обеспечить себе благоприятные условия работы и жизни согласно своей квалификации и эффективности деятельности, а каждый студент получал высокую квалификацию в меру своих способностей и трудолюбия.

1. Построение исследовательского университета на основе моделей и практик успешных мировых научно-образовательных центров

Стратегическая цель вуза, обозначенная в программе повышения конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров, – становление и развитие ТПУ как исследовательского университета, одного из мировых лидеров в области ресурсоэффективных технологий, решающих глобальные проблемы человечества на пути к устойчивому развитию.

Для достижения этой цели необходимо по-новому взглянуть на ТПУ, оглядеться вокруг, правильно расставить приоритеты, проявить мудрость, решимость и провести глубокую модернизацию, направленную на изменение сознания сотрудников университета, его студентов. Нужно отдавать себе отчет, что мы уже давно живем в новой формации, совершенно не капиталистической, но уже совсем не социалистической. Нужно идти вперед, не оглядываясь назад. Необходимо строить новую систему образования, новую науку, используя лучшие практики как из советского времени, адаптируя их под современность, так и опыт других стран, как развитых, так и развивающихся.

Мысль о том, что слово «Томск», через определенное время будет восприниматься в мире как Кембридж или Оксфорд, кажется фантастичной. Но, как это не странно звучит, у нас есть шанс ее реализовать. Нужно стать в ряд первых, или мы останемся обычным провинциальным университетом, каких не только в мире, но и в России достаточно.

Для решения поставленных задач в первую очередь необходимо:

– получить поддержку коллектива университета;
– сформировать эффективную команду;
– обеспечить финансирование развития ТПУ;
– решить кадровую проблему;
– иметь стабильных и надежных партнеров;
– повысить эффективность международных связей.

Получение господдержки на вхождение в мировые рейтинги – это реальная возможность стать университетом мирового уровня. Дело не только в финансовой господдержке. Главное – это статус, полученный в результате конкурса, который сам по себе является и высокой оценкой вуза, и хорошей рекламой ТПУ в России и мире.

Основной особенностью и основной проблемой нашего университета является парадокс между его региональным и одновременно федеральным статусом. ТПУ всегда готовил специалистов для большого региона от Урала до Дальнего Востока на восток и республик Средней Азии на юг. В то же время тот факт, что он находится в небольшом городе, небольшой области, где отсутствует серьезная промышленность, и то, что соседние регионы стали развивать свои высшие учебные заведения, привело к созданию серьезной конкурентной среды, в которой приходится развиваться. ТПУ в таких условиях смог усилить свои позиции в регионе, в России и в мире в целом, и это говорит о том, что мы способны на большее.

Те практики, которые были получены в результате этого сложного пути, когда ТПУ является лидером в России по отдельным аспектам образовательной, научной деятельности, по управлению университетом, говорят о том, что, развивая эти практики и создавая новые, мы можем стать лидерами и в мировом пространстве. При этом следует понимать, что сфера наших интересов должна лежать преимущественно в охвате стран ШОС и БРИКС (Центральной и Восточной Азии).

Упор должен делаться на междисциплинарных, совместных, сетевых образовательных и исследовательских программах (программы двойных дипломов, совместные проекты с институтами РАН, сетевые международные проекты и т. д.). Должна быть распространена на весь университет имеющаяся в вузе практика реализации целевой подготовки по заказу организаций-партнеров. Необходимо ввести гибкую систему организации учебного и научного процессов с ориентацией на прорывные направления. При этом нужно закрыть филиалы, ориентироваться на создание временных творческих коллективов для выполнения междисциплинарных проектов, отказаться от невостребованных образовательных программ и неконкурентоспособных научных направлений, укрупнить подразделения в соответствии с логикой повышения конкурентоспособности, отказаться от неэффективных и непрофильных подразделений.

Исследовательская составляющая должная стать одним из приоритетов нашей деятельности. При этом нужно сосредоточить основные ресурсы не на прагматичном заказном мелкотемье, а на фундаментальных разработках.

При этом требуется сохранение и развитие ведущей роли кафедр в организации научно-образовательной деятельности в университете. Деятельность всех подразделений должна быть направлена главным образом на обеспечение качественной и эффективной работы кафедр. Отчеты о работе подразделений должны открыто публиковаться на сайте университета (включая англоязычную версию).

Исходя из вышесказанного, видится, что будущий университет должен:

– иметь хорошую репутацию, быть узнаваемым в мире;
– обладать высокой финансовой свободой;
– иметь высокоорганизованную, инновационную инфраструктуру научной и образовательной деятельности;
– иметь высокий уровень научных исследований;
– уметь привлекать высококвалифицированные кадры со всего мира.

Из существующих в мире двух групп исследовательских университетов: первая группа, для которой любопытство – движущая сила исследований, и вторая группа, где бизнес – движущая сила исследований, предлагается для ТПУ избрать путь развития, близкий второй группе.

1.1. Университет как бизнес-структура

Университет мирового уровня должен обладать максимально возможной финансовой независимостью от госсубсидий. Госсубсидии должны составлять обязательную, но не основную часть бюджета вуза. В этом отношении университет необходимо рассматривать как бизнес-структуру, предоставляющую сферу услуг для населения и промышленности. Построенное таким образом учреждение, ориентированное на собственное развитие в конкурентной среде, с учетом общечеловеческих ценностей, но с упором на обеспечение финансового благополучия, является, на наш взгляд, единственно правильным решением. Новая экономическая формация, в которой вузу приходится развиваться, предполагает другую, новую организацию труда в университете. Здесь необходимо взять все хорошее из советского прошлого, прибавить опыт зарубежных университетов, учесть реалии российского государства и сформировать такую систему, когда каждый сотрудник, работая на собственное благосостояние, работает на развитие университета, эффективно выполняет свои служебные обязанности.

Необходимо провести реформу организации образовательной деятельности. Главная задача – уйти от психологии равнодушия преподавателей и студентов к уровню получаемого образования. Конечно, это задача общегосударственная, но мы не должны ждать ее решения, а должны попытаться сделать это в отдельно взятом университете.

Уровень образования в вузе определяется, прежде всего, уровнем научных исследований, проводимых в вузе. Поэтому нам просто необходима реальная интеграция образовательной и научной деятельности. Назрела необходимость провести реформу организации научной деятельности. Перейти от мелкого феодализма к стройной структуре организации науки.

Необходимо совершить перевод имеющихся научных направлений в область востребованных экономикой.

Создать эффективную цепочку: фундаментальные исследования – задел для прикладных, прикладные исследования – для производства, производство инновационной продукции – для финансирования и фундаментальных, и прикладных исследований.

Нужно избавиться от не приносящих добавленной стоимости видов деятельности.

Необходимо использование маркетинговых технологий для продвижения результатов научной деятельности и ориентирования научных исследований на рынок востребованных разработок. Стремиться к популярности брэнда «TPU» такой же, например, как у брэндов «Coca-Cola», «Toyota» и др.

ТПУ должен приобрести признанный в мире экспертно-аналитический статус в области ресурсоэффективности. Необходимо стремиться к росту представительности ТПУ в советах директоров компаний федерального и регионального уровней.

Задача – сформировать из выпускников поколение интеллектуальной и административной элиты страны. Разработать систему, способствующую попаданию на перспективные позиции в «топовые» корпорации страны и мира лучших выпускников университета. Поставить работу со спонсорами университета на уровень закона, а не на централизованное юридическое сопровождение процесса.

Требует отработки механизм взаимодействия с созданными при участии ТПУ малыми высокотехнологичными предприятиями и управления интеллектуальной собственностью университета. Ориентир должен быть на ключевые показатели эффективности деятельности университета и культуру постоянных улучшений.

1.2. Университет как высококультурное учреждение

Создание новой внутренней корпоративной культуры является одной из важнейших задач. Вузы всегда были высококультурными учреждениями. Здесь должна царить атмосфера взаимного уважения сотрудников и студентов. Произошедший естественный слом старой корпоративной структуры создает необходимость участия руководства вуза в формировании новой корпоративной культуры. Существует необходимость формирования свода гласных и негласных правил.

Необходимо добиться создания психологии причастности к высокому уровню культуры и приобретения статуса «студента или сотрудника ТПУ» как высокой оценки культурного и образовательного уровня человека. Личность, получившая образование в ТПУ, должна ассоциироваться не только с высоким уровнем образованности, но и с высококультурным человеком, разбирающимся и в науке, и в политике, и в искусстве; умеющим не только решать инженерные задачи, но и понимающим научные проблемы, имеющим навыки управленца, комфортно чувствующим себя в светском обществе.

2. Управление

Считаем, что 50 % успеха – это создание команды грамотных и эффективных сотрудников, которые возьмут на себя смелость и ответственность пойти по пути создания нового университета. Можно изыскать приличные средства, но бездарно их растратить. А вложить их надо так, чтобы они дали максимальный эффект. Это возможно только при грамотном управлении всеми процессами в вузе.

Необходимо перейти к вертикальной структуре организации управления университетом с четким разделением полномочий и высокой ответственностью за свою работу как перед коллективом, так и перед вышестоящим руководством.

Необходимо делегировать реальные полномочия и ответственность за принятые решения руководителям подразделений. Поднять роль заведующего кафедрой, являющегося основной базовой управленческой структурой любого учебного учреждения. Дать им в руки возможность реально управлять и организовывать свои коллективы.

Привлечь профессиональных профильных руководителей для управления функциональными блоками университета. Ввести персональную ответственность за каждое принятое решение.

Необходимо создать эффективный механизм функционирования вуза, при котором каждый занимается только своим делом и делает это хорошо. Использовать современные технологии в организации труда, системы мотивации персонала, глубоко и широко использовать для этих целей информационные технологии.

Четко определиться с балансом открытости принятых и проводимых решений и коммерческой тайной. Необходимо провести аудит функций в подразделениях университета с акцентом на выявление индикаторов, критериев и показателей эффективности и результативности служебной деятельности.

3. Финансирование

Вторым по значимости моментом является обеспечение стабильно высоким уровнем финансирования университета. Финансы – основа любого предприятия. Необходимо совершить переход на максимально возможную независимость от величины госзаказа на образование и науку. Создать высокорентабельную структуру с жесткой, но открытой системой управления финансами.

Обеспечить открытость информации о финансах в разрезе обозначенных полномочий.

Создать Научный Фонд ТПУ для финансирования новых перспективных научных проектов.

Подразделения ТПУ должны иметь собственные резервы в размере до 25 % своих бюджетов, сформированные из собственных доходов.

После завершения перехода в тип автономного учреждения необходимо обеспечить получение дохода от видов деятельности, предусмотренных для автономных учреждений.

4. Кадры

Здесь ориентация на талантливых и инициативных сотрудников.

Сотрудникам и студентам необходимо предоставить реальную возможность получать высокое вознаграждение за эффективную деятельность.

Наличие высококвалифицированных кадров – это важная и сложная задача, но еще более важной является задача их эффективной деятельности во благо университета.

Необходимо создать дифференцированную систему базовой оплаты труда, обеспечивающую реальную оценку вклада сотрудников.

Усовершенствовать систему материальной и нематериальной мотивации сотрудников.

Повысить эффективность системы регулярного повышения квалификации, охватывающую всех сотрудников ТПУ. Обеспечить знание иностранных языков на уровне «свободное владение» как необходимого средства для интеграции в мировое студенческое и научное сообщество.

Необходимо разработать профессиональный стандарт сотрудника ТПУ (по категориям).

Модернизировать кадровую политику в управленческих структурах: опора на кадры, обладающие современным образованием в области управления, финансовых и других сфер деятельности университета.

5. Партнеры

Плавный переход к состоянию, когда не нас выбирают в партнеры, а мы выбираем, с кем эффективно сотрудничать.

В числе стратегических партнеров для ТПУ должны обязательно быть администрация Томской области и города Томска, Сибирское отделение Российской академии наук и Томский государственный университет. Промышленное партнерство должно перейти на более высокий уровень эффективного взаимодействия. Прикладная наука должна подстраиваться под требования промышленных партнеров и выполнять не только чисто научные, но и, на первом этапе, околонаучные задачи, инжиниринговые и даже строительно-монтажные работы с применением инновационных подходов.

Необходимо, чтобы межвузовское взаимодействие вышло на новый уровень, при понимании, что мы одновременно и конкуренты, и партнеры.

Университет необходимо развивать как организатора междисциплинарного (сетевого) взаимодействия в Томске и во всем Сибирском регионе.

6. Международное сотрудничество

Выход на международные рынки образовательных услуг и научных разработок – две главнейшие, но совершенно разные задачи.

В области научных исследований достаточно иметь мировой уровень, и это, при правильном позиционировании на рынке, обеспечивает выход на зарубежных партнеров.

В области образования все гораздо сложнее. Услуги на этом рынке предоставляются в основном по правилам, на которые мы влиять почти не можем. ТПУ является лидером в России по привлечению зарубежных студентов, но в основном это касается образовательных программ на русском языке и по нашим российским стандартам.

Необходимо преодолеть языковый барьер, который часто и является основной причиной неэффективной деятельности на международном уровне. Для этого необходимо создать собственную мультикультурную и многоязыковую (англоязычную) среду, охватывающую всех – от ректора до студента.

В то же время приличный контингент зарубежных студентов будет представлен странами СНГ, ШОС и АТЭС, поэтому обучение русскому языку и на русском языке иностранных студентов является важной стратегической и геополитической задачей.

Наши выпускники из зарубежных стран – это наши представители за рубежом, которые при надлежащем отношении к ним будут элементом продвижения ТПУ в мировом пространстве. Необходимо перестать отделять и выделять иностранных студентов, а интегрировать их в нашу среду, чтобы они реально осознавали свою причастность к ТПУ.

Заключение

Верим, что при поддержке всего коллектива ТПУ, поддержке руководителей Томской области и города Томска Томский политехнический университет сможет стать лидером технического образования в мире. Для этого необходима уверенность в себе. Нам предстоит большая работа, и мы готовы к сотрудничеству со всеми, кто разделяет наши убеждения.

С уважением, Ю.С. Боровиков