Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Формула знаний
Томский опыт обучения тестологии применяют в Хабаровском крае

Уже третий год по просьбе Министерства образования Хабаровского края преподаватели Национального исследовательского Томского политехнического университета ведут подготовку специалистов в области педагогических измерений. Цель – подготовка учителей и преподавателей ссузов, техникумов и вузов к разработке стандартизированных тестовых материалов для оценки результатов обучения.

Тестологи родом из ТПУ (предыстория)

В современных условиях эффективную деятельность вуза невозможно представить без качественных инструментов измерения учебных достижений. В Томском политехническом университете эти вопросы решает кафедра инженерной педагогики ИСПК, которая более 10 лет успешно проводит обучение по дополнительной образовательной программе «Тестолог – специалист в области педагогических измерений».

– Еще до введения ЕГЭ наши специалисты первыми в области занялись разработкой оценки качества уровня подготовки школьников, – говорит профессор Михаил Минин, заведующий кафедрой инженерной педагогики, лауреат премии Правительства РФ. – По согласованию с областным управлением образования и нашими университетами мы в качестве эксперимента создали и апробировали в конце 90-х годов первую систему оценки качества знаний школьников по химии, основанную на тестовых технологиях. Она была апробирована на этапе выпускных экзаменов в школе. Стояла задача выявить и оценить уровень подготовки школьников по предмету химия и одновременно сдать выпускные экзамены и поступить в университет.

Эксперимент удался. И когда министерство образования объявило конкурс для организаций, имеющих необходимый потенциал для сопровождения ЕГЭ, мы его легко выиграли. При этом мы были единственными разработчиками измерительных материалов из регионов, а не из Москвы. Отмечу и то, что разрабатывать тесты – это одно, а вести обучение современным методам оценки результатов обучения для преподавательского состава – совершенно другое.

По словам Михаила Григорьевича, структур, разрабатывающих унифицированные системы проверки знаний, в России много. Действует ряд организаций, например Институт педагогических измерений, но они не ведут обучение, а занимаются разработкой контрольно-измерительных материалов, а кафедр, которые бы вели подготовку тестологов для образовательных учреждений не так уж и много. Так, за Уралом кафедра инженерной педагогики ТПУ – единственная, которая обеспечивает подготовку тестологов по дополнительной образовательной программе свыше 500 часов.

От хабаровского учителя...

Основные слушатели программы «Тестолог – специалист в области педагогических измерений» – это учителя средних образовательных учреждений, преподаватели среднеспециальных и высших учебных заведений, ведущие специалисты центров оценки качества образования. Казалось бы, зачем учителю средней школы нужны основы тестологии?

– У нас складывается парадоксальная ситуация, – утверждает Михаил Минин, – учителя элементарно «натаскивают» учеников по тестам к единому государственному экзамену, которые могут содержать грубые ошибки, допущенные разработчиками контрольно-измерительных материалов. Кроме того, используя контрольно-измерительные материалы ЕГЭ в качестве основы своего банка заданий в тестовой форме и разрабатывая «по образцу» свои измерительные материалы, они заранее закладывают ненадежные и необъективные результаты оценивания. А ведь именно по результатам оценивания принимаются управленческие решения, которые могут существенно отразиться на будущих успехах учеников.

Именно поэтому кафедра инженерной педагогики считает своей основной целью познакомить слушателей с теоретическими основами тестирования и подготовить учителей и преподавателей видеть «грубые» ошибки в предлагаемых или приобретаемых ими контрольно-измерительных материалах, а также задавать себе и другим «правильные» вопросы о качестве результатов оценивания учебных достижений. Обучение носит практико-ориентированный характер, проводятся лекции и практические занятия с использованием компьютерных технологий (посредством проведения вебинаров), мастер-классов, а также осуществляется индивидуальное консультирование по вопросам организации педагогических измерений, конструирования тестов, определения качества созданных средств контроля. В общей сложности – не менее 500 часов подготовки, но результаты стоят того. Именно от разработки и реализации систем оценки качества и мониторинга результатов обучения зависит уровень результатов его учеников на ЕГЭ.

Здесь же к слову и об аттестации учительского состава, которое невозможно без знания основ разработки стандартизированных и квалиметрических тестов. Таким образом, широкое применение тестов в практике образования приводит к необходимости обучения специалистов в этой области. А теоретические знания и практические умения в вопросах тестологии стали одним из условий повышения эффективности образовательного процесса.

Поэтому и понятен интерес Министерства образования Хабаровского края к кафедре инженерной педагогики ТПУ на протяжении нескольких лет.

– Для начала нам предложили обучить группу учителей по направлению специалист-тестолог, – говорит Елена Муратова, доцент кафедры инженерной педагогики, – при этом на обучение собрались педагоги не только из центра, но и отдаленных поселений. Простые обыкновенные учителя, перед которыми ставились значимые для Хабаровского края задачи – мониторинг учебных достижений учащихся школ и разработка системы аттестации учителей, осуществляемой на основе тестов. По итогам министерство осталось довольным результатами и предложило еще одну группу учителей. Так мы подготовили около 50 учителей, которые защитили прекрасные выпускные работы. По окончании обучения педагоги из Хабаровска, Комсомольска-на-Амуре, Амурского и Комсомольского муниципальных районов стали дипломированными специалистами в области педагогических измерений.

Однако им еще предстоит принять участие и в создании контрольных измерительных материалов для реализации регионального мониторинга качества образования.

... до преподавателя

На данном этапе кафедра инженерной педагогики ведет подготовку по программе дополнительного профессионального образования «Тестолог – специалист в области педагогических измерений» для преподавателей среднеспециальных учебных заведений Хабаровского края.

– Предложение было для нас неожиданным, поскольку упор в обучении мы делали все же на учителей и преподавателей вузов, – признался Михаил Григорьевич, – но мы с интересом решили попробовать, и у нас получилось. Если с учителями нам было четко понятно и ясно, на что должна быть ориентирована подготовка (ЕГЭ плюс аттестация), то здесь мы стали первопроходцами. Однако получилось еще лучше, чем мы ожидали – специализированные программы среднеспециальных учебных заведений более близки к вузам, поскольку тоже ориентированы на профессиональную подготовку выпускников.

Профессор Минин уверен, что на основе обучения кафедра подготовит специалистов, готовых решать вопросы, связанные не только с образовательным процессом, но и с производственной базой. Когда преподаватели, работающие в среднеспециальных учреждениях, будут знать правильные подходы к подготовке практико-ориентированных оценочных средств – это уже будет прорыв. «Раньше он читал свою дисциплину и читал, а после обучения по программе он будет думать, как его знания пригодятся специалисту в его профессиональной деятельности» – подытожил Михаил Григорьевич.

Кафедра инженерной педагогики ставит перед собой задачу с помощью тестологии не только изменить образовательный процесс, но и сопровождать разработку профессиональных стандартов для промышленной отрасли.

– По результатам тех работ, которые выполнят слушатели, мы отберем лучшие примеры и объединим их в сборник, который станет транслятором приобретенного опыта по разработке фонда оценочных средств связанных с потребностями заказчика, – добавила Елена Муратова. – Это будет набор стандартизированных материалов, оформленных в соответствии с теми требованиями, которые к ним предъявляются. На сегодня это не просто очень актуально – таких примеров еще нет. При этом результат должен не только остаться в сборнике, но и применяться в промышленном производстве.

По итогам работы кафедры инженерной педагогики ИСПК ТПУ в Хабаровском крае заместитель министра образования края Виктор Москвин высоко оценил совместную работу преподавателей ТПУ в части решения проблем профессионального образования в регионе и предложил дальнейшее сотрудничество в части сопровождения педагогических проектов в образовательной сфере.