Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Чубик Петр Савельевич

Ректор Национального исследовательского Томского политехнического университета, профессор, доктор технических наук.

Родился 7 июля 1954 г. в пос. Никольск Тасеевского района Красноярского края. Школьные годы прошли в г. Осинники Кемеровской области. В 1976 году окончил геологоразведочный факультет Томского политехнического института, получив квалификацию горного инженера по специальности «Технология и техника разведки месторождений полезных ископаемых».

В Томском политехническом институте (с 1991 г. – университете) работает с момента его окончания. Занимал должности инженера научно-исследовательского сектора, ассистента, старшего преподавателя и доцента кафедры техники разведки месторождений полезных ископаемых. В 1995 г. избран на должность заведующего кафедрой бурения нефтяных и газовых скважин. В 1999–2001 гг. – декан факультета геологоразведки и нефтегазодобычи. С апреля 2001 г. по апрель 2005 г. – проректор по учебной работе и по совместительству в течение полутора лет – директор Института геологии и нефтегазового дела.

В декабре 2001 г. был избран депутатом Государственной Думы Томской области, с декабря 2002 по апрель 2005 гг. – на общественных началах – председатель комитета по труду и социальной политике Государственной Думы Томской области.

С апреля 2005 г. по сентябрь 2008 г. – заместитель Губернатора Томской области по кадровой политике. С сентября 2008 г. по декабрь 2008 г. – и.о. ректора Томского политехнического университета (ТПУ). 30 декабря 2008 г. утвержден в должности ректора ТПУ.

С 1985 г. по 1987 г. обучался в аспирантуре Томского политехнического института. Кандидатскую диссертацию защитил 20 ноября 1987 г. в Ленинградском горном институте. В 1992 г. присвоено ученое звание доцента по кафедре техники разведки месторождений полезных ископаемых.

С 1997 г. по 1999 г. обучался в докторантуре Томского политехнического университета. Докторскую диссертацию защитил 5 апреля 2000 г. в ТПУ. В 2001 г. присвоено ученое звание профессора по кафедре бурения нефтяных и газовых скважин (ныне – кафедра бурения скважин).

Область научных интересов: повышение качества образовательной и результативности научной деятельности вузов, оптимизация качества и экологизация буровых промывочных жидкостей. Автор и соавтор около 250 научных и учебно-методических трудов, в том числе 8 монографий, учебника и 6 учебных пособий, 9 патентов на изобретения и свидетельств на полезные модели.

В 2001 году стажировался в университетах и колледжах штата Аризона (США), в 2002 году обучался в Немецкой академии менеджмента земли Нижняя Саксония по программе «Система управления вузом. Система менеджмента качества», в 2005 году повышал квалификацию в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, в 2009 году – в Федеральном государственном образовательном учреждении «Академия дополнительного профессионального образования» по программе «Методы и технологии управления вузом в современных условиях».

Действительный член Международной академии наук высшей школы и Российской академии естественных наук (РАЕН), член-корреспондент Российской академии естествознания и Российской инженерной академии. Председатель секции нефти и газа Томского научного центра Западно-Сибирского отделения РАЕН. Сертифицированный ING-PAID IGIP Европейский / Международный преподаватель инженерного вуза. Почетный профессор Цзилинского университета (КНР, г. Чанчунь).

Председатель Совета Ассоциации «Томский консорциум научно-образовательных и научных организаций», вице-президент Ассоциации инженерного образования России и Ассоциации технических университетов, сопредседатель Совета Ассоциации «Консорциум опорных вузов Госкорпорации «Росатом», член Совета Ассоциации ведущих университетов России, член экспертного совета при заместителе губернатора Томской области по научно-образовательному комплексу и инновационной политике.

В 2010–2012 гг. – член Общественной палаты Российской Федерации.

Награды, знаки отличия: Государственные: орден Почета (2009), премия Правительства Российской Федерации в области образования (2011).

Отраслевые: «Победитель социалистического соревнования» (1979), «Отличник разведки недр» (1996), «Почетный разведчик недр» (2012), «Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации» (2001), знаки «Шахтерская слава» II (2011) и III (2001) степени, юбилейная медаль ФНПР «100 лет профсоюзам России» (2005), медали им. Ю.А. Гагарина (2009) и им. К.Э. Циолковского (2013) Федерации космонавтики России. Региональные: почетная грамота главы администрации (Губернатора) Томской области (2001 г.), почетная грамота Государственной Думы Томской области (2004 г.), юбилейная медаль «400 лет городу Томску» (2004 г.), почетная грамота Томской области (2008 г.), знак отличия «За заслуги перед Томской областью» (2011 г.), орден Почета Кузбасса (2012 г.) Общественные: Почетный серебряный орден «Общественное признание» (2011 г.), лауреат Всероссийского конкурса «Инженер десятилетия» (2012 г.)

Женат, двое детей.

Предвыборная программа ЧУБИКА П.С.

В основу данной программы положены подготовленные под моим руководством, как действующего ректора, и с активным творческим личным участием Программа повышения конкурентоспособности Национального исследовательского Томского политехнического университета (ТПУ) среди ведущих мировых научно-образовательных центров и составленная на ее основе «дорожная карта» (план мероприятий по реализации Программы). Эти документы, как и предвыборная программа в целом, сохраняют полную преемственность с Программой развития ТПУ как национального исследовательского университета и с моей предыдущей предвыборной программой.

Цель программы: становление и развитие ТПУ как исследовательского университета – одного из мировых лидеров в области ресурсоэффективных технологий, решающих наиболее важные проблемы человечества в 21 веке.

Инструментом для оценки мирового лидерства (глобальной конкурентоспособности) университетов служат мировые рейтинги, в частности, QS World University Rankings.

За выборный период (2014–2018 гг.) планируется обеспечить рост ТПУ в рейтинге QS с нынешнего 551–600 места до 201–250.

Повышение конкурентоспособности университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров играет важную роль и для страны, и для ее образовательной системы, и для региона, в котором они находятся, и для самих университетов, и для тех, кто в них учится и работает.

Главная задача университетов – создание и приумножение человеческого капитала для обеспечения устойчивого развития и экономического процветания нации и человечества в целом. Для достижения национальных целей России нужны сильные университеты, потому что «наличие университетов мирового уровня – это такой же признак великой страны, как любые другие достижения, связанные, например, с запуском человека в космос. Это показатель ее конкурентоспособности, точка, где производится новое знание и формируется интеллектуальная элита страны» (из выступления Министра образования и науки Российской Федерации Ливанова Д.В. на заседании Правительства Российской Федерации 21 августа 2013 г.). Поддержка государством продвижения ведущих российских университетов в мировых рейтингах – свидетельство повышенного внимания к развитию «экономики знаний» и признание того, что экономический рост и конкурентоспособность страны на глобальном уровне все больше зависят от знаний (человеческого капитала). Мировой опыт показывает, что основной вклад в развитие человеческого капитала, генерацию знаний, важнейших технологических инноваций и укрепление экономического развития своих стран вносят именно ведущие исследовательские университеты.

Позиции в мировых рейтингах служат ориентиром при осуществлении политики развития национальных систем образования. Наличие глобально конкурентоспособных университетов позволяет распространять их лучшие практики на всю систему высшего образования, тем самым улучшая ее в целом.

Университеты мирового уровня нужны Томску и Томской области. Такие университеты обеспечивают приток в город и область талантливых иногородних абитуриентов, впоследствии – выпускников, т. е., образно говоря, обеспечивают «импорт мозгов». В свою очередь высокое качество человеческого капитала повышает инвестиционную привлекательность региона для создания новых производств и инновационных проектов. Все это работает на развитие экономики города и области, а также на сохранение за Томском статуса «Сибирских Афин».

Рост в мировых рейтингах крайне важен и для ТПУ. Это сигнал для выбирающих университет талантливых абитуриентов и студентов, сигнал для преподавателей и научных сотрудников при выборе места работы (высокий статус вуза позволяет привлечь к работе в нем наиболее квалифицированных сотрудников, т. е. интеллектуальную элиту); это сигнал для работодателей при отборе на работу выпускников разных вузов, имеющих одинаковый уровень квалификации; это сигнал для стратегически важных партнеров и инвесторов, открывающий новые возможности и источники финансирования. Хорошие позиции в рейтингах позволяют наладить партнерство с ведущими вузами мира, привлечь в университет больше платных студентов (в условиях демографической ямы в стране, прежде всего, иностранных студентов, рост числа которых это одновременно и элемент геополитической борьбы за интеллектуальные ресурсы и влияние).

О том, что дает продвижение в мировых рейтингах каждому сотруднику, студенту и выпускнику ТПУ, сказано в последнем абзаце программы. Любой из глобальных рейтингов университетов, в том числе рейтинг QS, отдает преимущества тем вузам, которые сконцентрированы, прежде всего, на научно-исследовательской работе.

Представленные ниже задачи и пути их решения направлены на достижение к концу 2018 года не ниже чем 201–250 места ТПУ в рейтинге QS и обеспечение гармоничного развития всех основных направлений деятельности вуза.

Основные задачи и пути их решения:

1. Трансформация в университет магистерско-аспирантского типа

Непременным условием успешного продвижения в мировых рейтингах является создание в университете научной образовательной среды, что вовсе не означает подготовку в нем исключительно ученых, а означает донесение до студентов самых «свежих» знаний, полученных в ходе научных исследований, и активное вовлечение их самих в процесс исследований. Такая среда является наиболее востребованной на стадии подготовки магистров и кандидатов наук. В этой связи планируется трансформировать ТПУ в университет преимущественно магистерско-аспирантского типа, или, говоря языком бизнеса, в университет-интегратор, сконцентрированный на переделах с высокой добавленной стоимостью, привлекающий талантливых абитуриентов, студентов, аспирантов, в том числе иностранных, прежде всего, портфелем уникальных образовательных программ, гарантирующих выпускникам этих программ высокую добавленную стоимость на рынке труда.

Для решения этой задачи планируются:
1. Создание и реализация уникальных (как правило, не имеющих аналогов на национальном уровне) магистерских программ, которые поддерживаются глобально конкурентоспособными научными исследованиями и соответствуют текущим и перспективным запросам глобального рынка труда, в том числе программ уровня «двойной диплом» с ведущими российскими и зарубежными вузами, государственными академиями наук; программ на английском языке (полностью или частично), целевых программ для корпоративных заказчиков и др.
2. Увеличение доли магистрантов, аспирантов и докторантов.
3. Модернизация в соответствии со стандартами CDIO и реструктуризация портфеля образовательных программ бакалавриата под уникальные магистерские программы.
4. Создание Интернет-лицея (виртуальной образовательной площадки для работы с потенциальными абитуриентами) на основе технологий геймификации.
5. Развитие программы элитного технического образования и стимулирование более высокого конкурса на участие в ней.
6. Переход на модульный междисциплинарный принцип проектирования образовательных программ.
7. Предоставление студентам широкого выбора дополнительных дисциплин, служащих расширению их компетенций, в частности по ресурсоэффективности, инженерному лидерству, инновациям и предпринимательству, системной инженерии и др.
8. Создание электронной среды обучения с использованием лучших национальных и мировых образовательных ресурсов для обеспечения возможности самостоятельного освоения обучающимися учебного материала в удобное для них время, из любого места, с учетом их индивидуальных способностей; для мониторинга и курирования процесса самостоятельной работы, самоконтроля, тестирования, получения дополнительного образования и др.
9. Организация регулярного, не реже 1 раза в 3 года, повышения квалификации профессорско-преподавательского состава в области проектирования образовательных программ и использования новых образовательных технологий преимущественно на базе ТПУ с привлечением ведущих сторонних специалистов.
10. Реализация масштабной программы академической мобильности обучающихся. Для магистрантов и аспирантов – вплоть до обязательного семестра в зарубежных вузах-партнерах.
11. Совершенствование учебно-лабораторной базы. Целевые показатели и их значения (здесь и далее в числителе планируемое значение целевого показателя на конец 2018 года, в знаменателе – фактическое значение показателя в 2013 году):
1. Средний балл ЕГЭ студентов вуза, принятых для обучения по очной форме обучения за счет средств федерального бюджета по программам бакалавриата и программам подготовки специалистов, – 81 (73).
2. Доля магистрантов, аспирантов и докторантов в общем числе обучающихся по очной форме обучения, – 40 (22).
3. Доля иностранных студентов (с учетом студентов из стран СНГ), обучающихся по основным образовательным программам вуза, – 23 (17).
4. Доля программ, реализуемых на английском языке, – 24 (6).

2. Качественный рост научно-исследовательской активности

На высоких позициях в мировых рейтингах нет университетов с низкой публикационной активностью и низкой цитируемостью публикаций.
Основными механизмами повышения этих главных наукометрических показателей являются современный исследовательский профиль университета (глобальная повестка научных исследований), гармоничное сочетание научно-педагогическими работниками (НПР) преподавательской и научной деятельности; создание критической массы исследователей, включая магистрантов, аспирантов и постдоков; привлечение ведущих ученых, обладающих самыми современными исследовательскими компетенциями, наличие совершенной научно-исследовательской инфраструктуры и др.
Для решения этой задачи планируются:
1. Формирование Международного научного совета из числа ученых мирового уровня с целью регулярного аудита исследовательского портфеля ТПУ, его реструктуризации под приоритетные области исследований, высвобождения ресурсов на новые научные инициативы, преследующие целью достижение международного признания и глобального научного лидерства.
2. Создание и развитие сетевого междисциплинарного Центра превосходства «Ресурсоэффективные технологии» с фокусировкой научных исследований и подготовки элитных инженерных и научных кадров в рамках шести кластеров (безопасная среда обитания, устойчивая энергетика, медицинская инженерия, ресурсы планеты, когнитивные системы и телекоммуникации, социально-гуманитарные технологии инженерной деятельности) путем организации грантового конкурсного финансирования крупных сетевых научно-образовательных проектов под руководством ведущих ученых с квотированием мест в исследовательских группах для магистрантов и аспирантов.
3. Организация регулярных, не реже 1 раза в 3 года, стажировок и повышения квалификации НПР в ведущих российских и зарубежных университетах, научных организациях, на высокотехнологичных предприятиях, прежде всего, с целью приобретения современных исследовательских компетенций.
4. Развитие практики защиты сотрудниками ТПУ PhD-диссертаций в ведущих зарубежных университетах и создание эффективно действующей системы реинтеграционных грантов.
5. Рекрутинг высококвалифицированных специалистов, имеющих опыт работы в ведущих иностранных и российских университетах и научных организациях.
6. Создание и развитие института постдоков как института профессиональных исследователей и института кадрового резерва ППС.
7. Организация службы поддержки продвижения публикаций сотрудников ТПУ в базы данных Wеb of Science и Scopus и подачи заявок на дополнительное внешнее финансирование исследовательских проектов.
8. Создание лабораторно-исследовательского технопарка с гибкой инфраструктурой для выполнения сетевых междисциплинарных научных проектов в рамках кластеров Центра превосходства «Ресурсоэффективные технологии».
9. Формирование эффективной системы трансфера и капитализации знаний для стимулирования роста результатов интеллектуальной деятельности в виде патентов и лицензионных соглашений, в том числе путем создания R&D центров с ведущими компаниями. Целевые показатели и их значения:
1. Количество статей в базах данных Wеb of Science и Scopus с исключением их дублирования на 1 НПР – 2,9 (0,6).
2. Средний показатель цитируемости на 1 НПР, рассчитываемый по совокупности статей, учтенных в базах данных Web оf Science и Scopus, с исключением их дублирования – 7,0 (2,4).
3. Доля зарубежных профессоров, преподавателей и исследователей в численности НПР, включая российских граждан – обладателей степени PhD зарубежных университетов, – 10,0 (0,1).
4. Доля НПР, принявших участие в программах международной и внутрироссийской академической мобильности за последние два года, – 60 (20).
5. Доля дохода от международных программ и грантов в общем объеме от приносящей доход деятельности, %, – 8 (3).

3. Повышение репутационного капитала и инвестиционной привлекательности

Значительную долю (50 %) в рейтинге QS составляют академическая репутация и репутация работодателей. Для ее повышения необходимо развивать стратегическое партнерство с властью, промышленными предприятиями, отечественными и зарубежными научно-образовательными и научными организациями; формировать потенциальное экспертное сообщество, способное объективно оценивать ТПУ в ходе рейтинговых исследований; фокусировать внимание к университету за счет формирования им глобальной повестки дня, имеющей особое общественное внимание, и др.
ТПУ предпринимает активные усилия по привлечению дополнительного финансирования со стороны государства, государственных корпораций, отечественных и зарубежных частных компаний, отечественных и зарубежных фондов; физических лиц, инвестирующих в свое образование; меценатов, среди которых особая роль отводится выпускникам вуза, и др. Эта работа требует профессионального управления взаимодействием со всеми потенциальными инвесторами и повышения инвестиционной привлекательности университета, которая в немалой степени зависит от его места в мировых рейтингах.

Для решения этой задачи планируются:
1. Создание эффективной системы управления взаимодействием со стратегическими и сетевыми партнерами, в том числе с участниками Томского консорциума научно-образовательных и научных организаций, других региональных, национальных и глобальных консорциумов и ассоциаций, ведущими российскими и зарубежными университетами, институтами Российской академии наук и зарубежных научных центров, государственными и частными корпорациями и предприятиями, а также поиска новых партнеров, прежде всего, на международном уровне.
2. Развитие системы взаимодействия с потенциальными академическими экспертами и потенциальными работодателями для выпускников университета, в том числе через ассоциации и консорциумы, в которые входит вуз, включая Ассоциацию выпускников ТПУ.
3. Позиционирование университета как открытой международной площадки по проблематике ресурсоэффективности путем создания интернет-хаба, ежемесячного научно-популярного журнала и еженедельного информационного дайджеста с привлечением к этой работе высокопрофессионального экспертного сообщества.
4. PR и рекламные кампании ТПУ за рубежом с целью популяризации университета в мире.
5. Тиражирование лучших практик ТПУ на русском и английском языках, в том числе в цифровой форме.

4. Совершенствование системы управления университетом

ТПУ будет продолжать совершенствовать свою организационную структуру и институциональные основы сетевого взаимодействия для того, чтобы искусственные границы, существующие между структурными подразделениями, не препятствовали способности реагировать на изменения в мире и не тормозили развитие университета.

ТПУ будет наращивать объемы доходов, прежде всего, за счет научно-исследовательской, а также – образовательной и иной деятельности, и проводить системную работу по повышению эффективности бюджетных и внебюджетных расходов, в том числе путем устранения дублирования в программах и проектах, перераспределения ресурсов в пользу перспективных и эффективных проектов, снижения доли расходов на вспомогательные сферы деятельности и администрирование.

Для решения этой задачи планируются:
1. Переход из бюджетного учреждения в автономное, формирование Наблюдательного совета ТПУ, переход на международные стандарты управления финансами и финансовой отчетности. Все это системные изменения, делающие всю финансово-хозяйственную деятельность университета открытой (прозрачной), подотчетной Наблюдательному совету и обществу.
2. Обеспечение концентрации ресурсов на прорывных направлениях деятельности. Отказ от неэффективных и нерезультативных видов деятельности.
Совершенствование системы управления имуществом, создание системы аутсорсинга, развитие системы закупок и учетной политики.
3. Внедрение электронной системы управления бизнес-процессами.
4. Переход на модульный принцип организации учебного процесса для высвобождения временных ресурсов ППС (части семестра) на исследования и повышение квалификации.
5. Фокусирование управления на развитие кадрового потенциала. Создание кадрового резерва руководящего состава. Привлечение к управлению университетом специалистов из ведущих, в том числе зарубежных, научно-образовательных центров.
6. Формирование штата компетентного и высокопрофессионального вспомогательного персонала, удовлетворяющего запросам НПР, способного минимизировать сроки оказания услуг, работать в условиях возрастающей интернационализации университета и др.
7. Формирование в университете двуязычной (русск., англ.) среды. Совершенствование системы обучения английскому языку абитуриентов, студентов и сотрудников ТПУ. Формирование элементов системы документооборота на английском языке.
8. Создание системы управления вузом, обеспечивающей выполнение целевых показателей Программы повышения конкурентоспособности.
Целевые показатели и их значения:
1. Консолидированный бюджет, млрд руб., – 12,3 (план – 6,1).
2. Доля доходов из внебюджетных источников в структуре доходов вуза, – 65,8 (47,5).
3. Число специалистов, имеющих опыт работы в ведущих иностранных и российских университетах и научных организациях, привлеченных к управлению университетом и проектами, – 25 (3).

5. Повышение качества жизни студентов и сотрудников

Мое видение социальной политики университета включает в себя:
• создание условий для личностного и профессионального роста обучающихся и работающих в университете и поддержка их в стремлении стать лучшими;
• культивирование корпоративной культуры, в которой люди готовы меняться и брать на себя ответственность, продолжают учиться, взаимодействуют в тесном сотрудничестве друг с другом, питают истинные чувства уважения к сотрудникам и студентам, добившимся выдающихся успехов;
• весомое моральное и материальное поощрение лучших студентов и сотрудников за их вклад в развитие университета; введение для профессоров, действующих с наивысшим профессионализмом, бессрочного трудового контракта;
• заботу о высокой национальной и международной репутации ТПУ как работодателя.
Для решения этой задачи планируются:
1. Разработка критериев результативности академической деятельности и системы индикаторов качества научной активности НПР, создание системы аттестации и мотивации персонала на основе ежегодной оценки достижений, перевод результативно работающих на эффективный трудовой контракт с последующей возможностью заключения бессрочного трудового контракта.
2. Создание ориентированной на международный уровень инфраструктуры университета путем модернизации (санации) действующих объектов с целью повышения их комфортности, ресурсоэффективности, степени насыщенности информационными сервисами, благоустройства, а также строительства новых современных объектов: двух студенческих общежитий на 1500 мест, бизнес-инкубатора с конгресс-центром, лабораторно-исследовательского технопарка, бассейна и др.
3. Развитие единой беспроводной среды университета и создание условий для повсеместного использования портативных электронных устройств в режиме «подключись и работай».
4. Всемерная поддержка студенческих инициатив, направленных, прежде всего, на формирование гражданственности и социальной активности, творческих способностей и здорового образа жизни.
5. Обеспечение условий для увеличения доходов всех категорий сотрудников университета, доведение к концу 2018 г. соотношения средней заработной платы НПР к средней заработной плате по региону до 300 %.
6. Формирование корпоративной культуры, способствующей достижению стратегических целей развития университета, в основе которой должно быть доверие. Руководители всех уровней должны развивать у своих подчиненных самые лучшие качества, стимулируя открытость, инициативность, креативность, ответственность, командную работу, преданность своему делу и университету, пресекая любого рода сплетни, предвзятость, интриги и клевету. ТПУ принадлежит всем нам. Конкурентное положение университета обеспечивается результативной и эффективной работой каждого сотрудника и студента. Каждый член нашего университетского сообщества должен быть твердо убежден в том, что решение задач, обозначенных в данной программе, является необходимым и выгодным не только для развития ТПУ, но и для развития каждого из нас, потому что повышает капитализацию каждого как на внутреннем, так и на внешнем рынках.