Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Смешать или нет

Новая форма обучения внедряется в ТПУ

ВСЕ БОЛЬШЕЕ КОЛИЧЕСТВО ДИСЦИПЛИН В ВУЗАХ ПРЕПОДАЕТСЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕКТРОННЫХ КУРСОВ. ВОПРОС, ПРИМЕНЯТЬ ИЛИ НЕТ ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ, СМЕНИЛСЯ ВОПРОСОМ, КАК НЕ ПОТЕРЯТЬ, А В ПЕРСПЕКТИВЕ УЛУЧШИТЬ КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ. ОДНИМ ИЗ РЕШЕНИЙ ЭТОЙ ПРОБЛЕМЫ ЭКСПЕРТЫ ВИДЯТ ОРГАНИЗАЦИЮ В ВУЗЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО МОДЕЛИ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ. ИМЕННО ЭТА МОДЕЛЬ, СОЧЕТАЮЩАЯ В СЕБЕ ТРАДИЦИОННЫЕ ОЧНЫЕ ЗАНЯТИЯ И РАБОТУ В РАМКАХ ЭЛЕКТРОННОГО КУРСА, ПРИЗНАНА В МИРОВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ СООБЩЕСТВЕ КАК ОДНА ИЗ ЭФФЕКТИВНЫХ И ПЕРСПЕКТИВНЫХ МОДЕЛЕЙ ОБУЧЕНИЯ.

— В Томском политехническом университете взят ориентир на перенос 20 % аудиторных занятий в электронную среду, в первую очередь лекций. Для решения этой задачи выбрана модель смешанного обучения, допускающая сокращение аудиторных занятий за счет их системного замещения работой по электронному курсу по дисциплине, — поясняет директор центра организации и мониторинга электронного обучения Института электронного обучения (ИнЭО) Маргарита Дорофеева. — Важно, что, несмотря на фактически меньшее число проведенных аудиторных занятий, аудиторная нагрузка в индивидуальном плане у преподавателя не сокращается.

Чтобы научить преподавателей проектировать учебный процесс по новой модели смешанного обучения, в ИнЭО разработана специальная программа повышения квалификации. За 2015/16 учебный год прошли обучение порядка 50 преподавателей ТПУ. С весеннего семестра 14 из них уже ведут свои дисциплины в таком формате для более чем 600 студентов. Этой осенью к ним присоединятся еще 15 преподавателей. В основном по смешанной модели сейчас преподаются унифицированные дисциплины для больших потоков студентов: математика, экономика, электроника, теоретическая механика, менеджмент, начертательная геометрия и другие.

Как и всякие первопроходцы, преподаватели столкнулись с рядом трудностей: сложности на этапе проектирования курса, да и само преподавание при первом запуске отнимает много времени и сил, преподавателям приходится осваивать новые функции и технологии. Но, несмотря на это, политехники говорят об очевидных плюсах смешанного обучения.

На недавно прошедшем семинаре «Педагогическая мастерская преподавателей ТПУ: создание эффективного электронного курса» (организован ИнЭО) преподаватели говорили о плюсах и минусах курсов по смешанному обучению. Высказавшись в целом в пользу таких курсов, Александра Харлова, автор электронного курса по математике, отметила повышение самоорганизации студентов, дисциплинированности. По мнению Лилии Тухватулиной, автора курса по профессиональной подготовке на английском языке, смешанное обучение хорошо подходит для магистрантов.

— Я вела профессиональный английский для магистрантов и им эта модель очень понравилась, — говорит преподаватель. — Многие из них работают и ценят возможность заниматься по электронному курсу в удобное для них время вместо посещения аудиторных занятий. Мне такая модель тоже была удобна. Изначально уровень владения языком у всех разный, но благодаря тому, что у студентов была возможность подготовиться перед аудиторным занятием, общий уровень подтягивался.

Сегодня сотрудники ИнЭО внимательно следят за процессом внедрения смешанного обучения, встречаются с преподавателями курсов, выявляют проблемные места. А в начале июня будет организован круглый стол, где будут обсуждаться как лучший опыт в преподавании смешанного обучения, так и трудности, пути их решения.

Согласно результатам исследований, смешанное обучение повышает мотивацию студентов к обучению, степень усвоения и запоминания информации и, как следствие, успеваемость учащихся. А работать с мотивированными студентами гораздо продуктивнее и интереснее любому преподавателю.

Статистика смешанного обучения*

  • 54 % — не испытывали трудностей при самостоятельном изучении лекционных материалов.
  • 70 % — не испытывали трудностей при работе с инструментами в электронной среде.
  • 63 % — не испытывали трудностей из-за нехватки «живого» общения с преподавателем.
  • 77 % — оценили на «4» и «5» возможность изучать материалы и выполнять задания в любое время и в любом месте (по 5-балльной шкале).
  • 57% — оценили на «4» и «5» возможность лучше понять учебный материал (по 5-балльной шкале).
  • 66 % — оценили на «4» и «5» возможность дорабатывать свои результаты до более высокого уровня, опираясь на комментарии одногруппников/преподавателя к работе (по 5-балльной шкале).

*—данные опроса студентов, обучавшихся по модели смешанного обучения.

На заметку

Лучшие практики

Политехники делятся опытом в области электронного обучения

В ТОМСКОМ ПОЛИТЕХЕ ЗАПУЩЕН НОВЫЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ РЕСУРС, ОБЪЕДИНИВШИЙ ЛУЧШИЙ ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯМИ ТПУ. «ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ: ЛУЧШИЕ ПРАКТИКИ» РАЗРАБОТАН СОТРУДНИКАМИ ИНСТИТУТА ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ В 2016 ГОДУ.

Начиная с 2014 года, проводя экспертизу электронных курсов, сотрудники отдела педагогического дизайна Института электронного обучения (ИнЭО) начали формировать банк лучших практик, собирая наиболее удачные примеры отдельных элементов электронных курсов: презентации, лекции, задания, инструкции и другое. Это были лучшие образцы для тех преподавателей, которые только приступили к разработке собственных курсов. Но со временем стало понятно: просто собирать элементы электронных курсов — недостаточно. Ведь в электронном обучении важно еще и то, как эффективно использовать эти элементы.

Инфографика, ролевые игры, викторины, интерактивные веб-сервисы для совместной работы, геймификация — вот далеко не полный перечень «изюминок», которые преподаватели ТПУ используют в своих электронных курсах. Они не только делают курсы ярче, интереснее, но и, по словам самих преподавателей, помогают увлечь студентов, мотивировать их к учебе.

Чтобы привлечь широкое внимание к электронному обучению, ИнЭО запустил новый информационный ресурс, где преподаватели рассказывают о своих успешных практиках в электронном обучении. Первые материалы уже можно посмотреть в разделе «Лучшие практики» на сайте «Электронное обучение в ТПУ». Своими находками поделились с коллегами Александр Томилин, Сергей Лавриненко, Анастасия Жаворонок, Елена Вершкова, Юлия Шульгина и Виталий Гребенников.

Лучший опыт представлен в формате видеороликов, каждый из которых снабжен методическими рекомендациями, где понятно и по шагам описана технология реализации практики — так, чтобы любой желающий, ознакомившись, смог применить ее в своем учебном процессе.

— Мы надеемся, что этот ресурс будет не только представлять лучший опыт преподавания на основе технологий электронного обучения, но и будет мотивировать других преподавателей использовать эти технологии, — рассказывает замдиректора ИнЭО Светлана Велединская. — «Лучшие практики» — один из элементов поддержки преподавателей со стороны Института. Формы такой поддержки разные: мы проводим мастер-классы, курсы повышения квалификации, индивидуальные консультации с преподавателями, оказываем помощь по разработке высокотехнологичных электронных образовательных ресурсов. Но мы считаем, что один из наиболее действенных механизмов — это распространение уже имеющегося успешного опыта. Это поможет преподавателям развиваться в сфере технологий электронного обучения, делать процесс обучения современным и эффективным.

Работа над ресурсом продолжается. Разработчики поясняют, что открыты для предложений и приглашают всех преподавателей поделиться опытом и принять участие в создании базы лучших практик в области электронного обучения.

Наталья Новикова