Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

ТПУ– моя судьба, мое призвание

ПРОФЕССОРУ ТИХОМИРОВУ ИВАНУ АРСЕНТЬЕВИЧУ 25 ИЮНЯ 2001 ГОДА ИСПОЛНЯЕТСЯ 80 ЛЕТ

Иван Арсентьевич Тихомиров – Заслуженный профессор ТПУ, доктор физико–математических наук, Заслуженный деятель науки и техники РФ, Почетный работник высшей школы РФ, академик Международной академии авторов научных открытий и изобретений. 1939 год - поступление на физико-математический факультет ЛПИ; 1939 - 1945 годы - служба в армии, участие в трех войнах (1940 - с Финляндией, 1941 – 45 - с Германией, 1945 - с Японией). За ратный труд имеет 4 боевых ордена, медаль \"За Отвагу\" и много других медалей; 1952 год - закончил ЛПИ; 1957 год - защита кандидатской диссертации; 1957 год - переезд в Томск; 1958 - 1988 годы - заведовал кафедрой 23 ФТФ; 1970 год - защита докторской диссертации; 1991 год - И.А.Тихомировым в ТПУ был организован уникальный Совет из 21 доктора наук по защите кандидатских и докторских диссертаций по трем разделам физики. 2000 год - первое место среди профессоров ТПУ по результатам подготовки кандидатов и докторов наук за последние 5 лет. Всего же И.А.Тихомировым подготовлено 86 кандидатов и 20 докторов наук. Он автор и соавтор более 750 научных трудов и 65 изобретений. За разработку плазмотронов и их применение в технологии и технике награжден бронзовой, серебряной и золотой медалями ВДНХ и высшей наградой ВДНХ – Дипломом Почета. 2000 год - Лауреат Томской области в сфере образования и науки. 2001 год - награждение орденом \"Почета\".

- Иван Арсентьевич, Вы человек в ТПУ известный. Однако, в преддверии Вашего 80-летнего юбилея хотелось бы побольше узнать о Ваших корнях, о детстве и юности.

- Родился я в довольно бедной (\"безлошадной\") крестьянской семье в селе Никулино Ивановской области на Волге. С детства познал, что такое труд и ответственность. Учиться мне нравилось. В школе основное внимание уделял физике, математике и химии. С 8 класса, по мере перехода из класса в класс, перерешал все школьные задачники по физике и математике, а потому одноклассники нарекли меня тогда профессором. Уже в 9 классе я решил, что после окончания школы буду поступать в Ленинградский политехнический институт (ЛПИ) на физико – механический факультет. В то время это был единственный в стране факультет, готовивший физиков–исследователей. И институт, и факультет были открыты по инициативе акад. А.Ф.Иоффе и стали \"Альма – матерью\" для многих выдающихся физиков (И.В.Курчатов, П.Л.Капица, А.П.Александров, Л.Д.Ландау, Ю.Б.Харитон, Н.Н.Семенов, Б.П.Констатинов, Я.И.Френкель и др.)

Эпиграфом к выпускному сочинению \"Кем я хочу быть\" мне послужило латинское изречение: \"Ничто человеческое мне не чуждо\". В сочинении обосновал свое стремление быть физиком – исследователем. Среднюю школу я закончил \"на отлично\", и с \"Похвальной грамотой\", которая позволяла тогда поступать в любой вуз без экзаменов, приехал в Ленинград. Оказалось, что на физико–механический факультет ЛПИ таких \"отличников\" в 1939 году набралось 7 человек на место. Решили провести письменные экзамены по математике и физике. Задачи были трудные и многие \"отсеялись\". Я поступил. Не зря значит перерешал в школе задачники. Перед принятыми на факультет выступил сам Иоффе. Мне особенно запомнились его слова: \"К нам на факультет стали поступать с периферии, из глубинки\". Назвал несколько фамилий, в том числе и мою.

- Знаю, что Вам пришлось в связи с войной делать долгий перерыв в учебе...

- Да, недолго пришлось мне радоваться. Вышел указ о призыве в Армию с 18 лет всех, имеющих среднее образование. И с 1 ноября 1939 года в Ленинграде началась моя служба в Армии, а затем участие в трех войнах. Воевал разведчиком в пехоте и артиллерии, завершив войну в сентябре 1945 г. гв. ст. сержантом в знаменитом Порт–Артуре (Китай).

И только через 7 трудных лет, через ранения и контузии, в возрасте 25 лет, с сентября 1946 г., я снова стал студентом 1 курса физико–механического факультета ЛПИ, завершив его с \"отличием\" в январе 1952 г. по специальности \" Техническая физика\". Я горжусь тем, что из 40 выпускников зав. кафедрой, академик Б.П.Констатинов только меня избрал для выполнения дипломной работы под его руководством. Он предложил мне сразу же поступить в аспирантуру, т. к. дипломную работу он оценил как основу для будущей кандидатской диссертации. Еле уговорил его дать мне \"отсрочку\" на год, с целью освоения преподавательского мастерства у него на кафедре. Помог мне в этом профессор Борис Петрович Александров, старший брат знаменитого акад. Анатолия Петровича Александрова, трижды Героя Труда. Очень интересное знакомство произошло у меня с ним. было это на юбилейном банкете у Б.П.Александрова в связи с его 60-летием. Я был предупрежден, что Анатолий Петрович каждого \"нового\" приглашал к себе за стол для знакомства, а после трапезы обычно шутил: \"Что это с ним? Я как \"огурчик\", а он под столом\". Он и меня активно \"накачивал\", но половину рюмок я выливал (в посуду рядом), и это меня спасло. После банкета он подвел меня к академику Б.П.Констатинову и сказал: \"Твой аспирант действительно фронтовик: одинаково пили и оба как \"огурчики\".

Ассистентом в ЛПИ я проработал год, потом пошел в аспирантуру к акад. Б.П.Констатинову. И в аспирантуре не прекращал преподавательской деятельности. Приходилось читать лекции даже вместо Бориса Петровича, частенько уезжавшего из Ленинграда для решения важных вопросов по атомной проблеме. Его роль в этом деле была велика: недаром транспортабельная термоядерная бомба в нашей стране была взорвана 12.08.53 г. – почти на год раньше, чем в США.

- Кандидатскую Вы защищали в Ленинграде. Каким же образом попали в сибирский край?

- После защиты меня по распределению оставили работать м. н. с. ФТИ АН в лаборатории акад. Б.П.Констатинова, который к этому времени (1956 г.) стал Героем труда, Лауреатом Ленинской и Государственных премий, директором ФТИ АН. Жизнь и работа у меня складывалась удачно. Я имел ленинградскую прописку, была хорошая перспектива по работе, я женился (33 года - \"Христов возраст\"), в марте 1956 г. родился сын. Обычно в шутку и всерьез на вопрос \"Как оказались на ФТФ ТПИ?\" я отвечаю: сослали, так как в Томск прибыл не по своей воле. Неожиданно для меня и акад. Б. П. Констатинова пришло правительственное предписание: явиться мне в мае 1957 г. на работу в ТПИ с целью участия в организации подготовки инженеров–физиков для атомной промышленности. Таким образом, Томский политехнический стал моей судьбой, моим призванием... Я счастлив тем, что повстречал в ТПУ много замечательных людей, особая благодарность - Юрию Петровичу Похолкову, который не раз спасал меня в сложных ситуациях и содействовал моим успехам.

- Как начиналась работа в ТПУ?

- С 1 марта 1958 года. Ректор А.А.Воробьев назначил меня и. о. зав. кафедрой 23 ФТФ, которая в то время была кафедрой по теоретической физике с некоторым уклоном в сторону ядерной физики и теории ускорения частиц, а лекциям по профилю атомной промышленности отводилось всего 16 часов. Заведовал кафедрой к.ф.–м.н. Б.Н.Родимов, физик-теоретик, который до моего приезда несколько раз писал заявления ректору об освобождении его с работы. Хватил я тогда горя и беды. Надо было менять профиль кафедры, а специалистов не было. Преподаватели, бывшие на кафедре, не могли освоить новые спецкурсы и постепенно разбегались. Дела стали поправляться, после того, как преподавателями, начиная с 1959 г. стали работать выпускники кафедры, мои ученики. Обычно я начинал читать спецкурс, а затем передавал лекции молодым преподавателям. Нашел я общий язык и со студентами специальности. Особенно хочется отметить выпуск 1960 г. (гр. 054). Я был у них куратором, руководителем всех практик, в том числе и преддипломной. Читал им основные спецкурсы и мы взаимно, крепко и надежно подружились. Они все знали обо мне, а я - о каждом из них. 5 человек из группы завершили институт \" с отличием \". Хочется упомянуть о некоторых выпускниках того года: М. С.Козырев – был секретарем обкома партии, ныне – проректор ТПУ; В.А.Кильтер – директор одного из заводов на СХК; В.С.Балашков – к. т. н., работал зам. главного инженера СХК; И.М.Белозеров – стал доктором наук, а В.Н.Меленовский, В.М.Савельев, А.И.Бутенко, Г.В.Титов и И.П.Строков – кандидатами наук. Это был мой первый сознательный выпуск - \"проба пера\".

- Вы ведь стали отцом-основателем двух кафедр в ТПУ?

- Да, действительно. Когда я стал заведовать кафедрой, ректор Александр Акимович Воробьев помогал мне во всем. У меня осталось самое светлое воспоминание о нем как о Человеке, талантливом ученом и выдающемся организаторе. В 1960 году он поддержал мою инициативу об организации на базе кафедры 23 новой кафедры двойного профиля: 21/23 – ядерная энергетика и разделения изотопов. Оказал затем полное содействие по разделению (время диктовало) этой кафедры, в декабре 1965 г. на две кафедры: 21 и 23. При этом кафедра 21 (Ядерная энергетика) была организована в нашей стране второй после Москвы, а кафедра 23, при этой реорганизации, приобрела \"новое лицо\", заметно изменив свой профиль. Таким образом, в истории ТПУ я стал отцом двух, ныне успешно действующих кафедр. С 1967 года я стал уделять больше внимания развитию научно–исследовательских разработок по проблемам атомной промышленности и космоса. Кроме создания 2 новых кафедр (21 и 23) по выпуску инженеров – физиков для атомной промышленности я основал в ТПУ новые научные направления с организацией учебного процесса по разделению изотопов и веществ методами молекулярной физики, физике и химии плазмы, физике ядерных реакторов и \"литиевой проблеме\". С полной определенностью можно утверждать, что создана научная школа по этим направлениям.

Перед защитой докторской диссертации мною было уже подготовлено 9 кандидатов наук и опубликовано около 100 научных трудов. Моими научными консультантами по диссертации стали вице–президент Академии Наук, акад. Б.П.Констатинов и ректор ТПИ, профессор А.А.Воробьев. Работа была защищена в Совете ТПИ по специальности \"Экспериментальная физика\". Материалы по защите направил в ВАК через месяц, а еще ровно через месяц меня утвердили, и я стал доктором физико–математических наук. Более быстрого утверждения \"докторских\" я еще не встречал. Когда мне присвоили ученое звание профессора, мою радость вместе со мною не мог разделить тогда шеф и учитель – акад. Б.П.Констатинов. Он в июле 1969 года умер в возрасте 59 лет, сделав все, чтобы мое становление как ученого состоялось.

- У Вас были замечательные учителя. Сейчас в городе и регионе активно работает подросшее племя уже Ваших учеников. Расскажите о них подробнее.

- 30 лет я успешно заведовал кафедрой 23 (Техническая физика). Ею подготовлено свыше тысячи инженеров–физиков для атомной промышленности. Среди выпускников - крупные деятели производства, науки и высшей школы: Ю.Г.Вишневский – Председатель Госатомнадзора РФ в ранге министра; профессор В.В.Тихомиров – зам. министра РФ по налогам и сборам; Ю.А.Кулинич – гл. инженер крупного ПО \" Электрохимический завод \"; С.М.Кошелев – зам. гл. инженера Ангарского ЭХК; М.И.Стерхов, В.И.Фатин, В.А.Кильтер – директора заводов на СХК; д. т. н. В.А.Клименов – зам директора ИФПМ СО РАН; М.С.Козырев – проректор ТПУ; В.И.Струнин– проректор Ом.ГУ; д. т. н. В.В.Мухин – зам. начальника ПТО Новосибирского завода химконцентратов; Ю.Н.Филимонцев - зам. ген. директора ВНИИ по эксплуатации АЭС; д. т. н. В.Г.Литвиненко – гл. инженер Приаргуньского ПГХО; 6 выпускников возглавляют различные кафедры в Сибирских вузах и т. д. все они отличаются высоким профессионализмом и трудолюбием.

Меня радуют успехи кафедры \"Техническая физика\" ФТФ под руководством моего ученика д.ф.–м.н., профессора В.А.Власова. Кафедра по результатам 2000 года заняла 1 место среди 48 технических кафедр ТПУ. В этих достижениях есть доля и моего труда.

Я встречаю свое 80-летие с убеждением, что жизнь прожита не даром, но надо еще кое-что сделать и завершить. Девиз: \"Ничто человеческое мне не чуждо\" – остается для меня по прежнему законом жизни.