Новые технологии для космоса

Политехники разрабатывают материалы для экстремальных условий

Крайне низкие температуры Севера, радиационный фон космоса и объектов атомной энергетики требуют создания новых надежных материалов.Именно такую задачу поставили перед собой участники мегапроекта ТПУ «Материалы для экстремальных условий».

В рамках проекта в ТПУ открыт Научно-образовательный центр «Современные производственные технологии».

Реализация мегапроекта предполагает решение целого ряда непростых задач: от разработки составов и технологий получения уникальных по своим свойствам материалов до создания новейших методик ресурсных испытаний для их контроля. Все это крайне важно для развития космической отрасли и сохранения лидерства России в освоении космического пространства. Проект реализуется на базе Института физики высоких технологий ТПУ в рамках трех технологических направлений Национальной технологической инициативы президента России: цифровое проектирование и моделирование, новые материалы, аддитивные технологии. Он нацелен на лидерство ТПУ в области подготовки кадров, проектирования и создания новых материалов для работы в экстремальных условиях. Привлечение целого ряда ученых с мировым именем, постдоков, специалистов с опытом работы на предприятиях, команды управления кратно ускорило развитие этого направления в Томском политехе. К экспертизе проекта привлечены специалисты из Университета Оксфорда,Технологического института Джорджии и Лондонского университета королевы Марии.

Первые результаты

Моделирование свойств и составов

• Впервые осуществлена оценка эффективных свойств композита в рамках микромеханики с учетом эволюции состава переходной зоны во времени в условиях синтеза.
  • Впервые построены аналитические решения задач о формировании переходных зон при синтезе композитов с учетом различия подвижности компонентов в фазах и явления термодиффузии.
  • Разработана модель процессов, проходящих при многоступенчатой коррозии циркониевых оболочек ядерного топлива при использовании защитных многослойных покрытий Zr/ZrN.

Материалы

• Получены опытные образцы не имеющих мировых аналогов легких алюминий-матричных композиционных материалов для создания радиационно-защитных корпусов микроэлектронных модулей ракетно- космической техники.
  • Методом 3D-печати впервые получены образцы изделий на основе полимеров с двухуровневым непрерывным армированием нанотрубками и угленитью.
  • Получено защитное многослойное покрытие на основе линейной сверхрешетки TiN/AlN с высокими механическими свойствами и радиационной стойкостью.
  • Получены образцы упрочняющих покрытий стекол иллюминаторов РКТ для защиты от ударного воздействия микрометеороидов.

Технологии

• Разработан принципиально новый метод формирования многослойных алмазных пленок с высокой твердостью, теплоотводностью, исключительной химической и радиационной стойкостью.
  • Разработан метод синтеза и состав пленок Si3N4/AlN, обладающих высокотемпературной коррозионной стойкостью, твердостью и эластичностью.
  • Отработаны режимы процессов холодного прессования и спекания методом SPS алюминий-матричных композиционных материалов с введением вольфрама и карбида бора.
  • Разработана лабораторная технология 3D-печати изделий из композиционных полимерных материалов методом высокотемпературной совместной экструзии полимера и углеволокна при высоких давлениях.

Инфраструктураи оборудование

• В рамках инжинирингового центра по композиционным материалам для экстремальных условий созданы (совместно с ИФПМ СО РАН и РКК «Энергия») Научно-образовательный центр«Современные производственные технологии» и Центр перспективных исследований«Многоуровневое динамическое моделирование материалов и конструкций».
  • Созданы экспериментальные установки для отработки аддитивных технологий получения изделий методами селективного лазерного спекания и электронно-лучевой послойной наплавки металлических порошков.
  • Совместно с компанией BiSS Ltd. разработана и изготовлена уникальная испытательная машина для ресурсных испытаний.
  • Спроектирован и ведется монтаж не имеющего мировых аналогов 3D-принтера для печати деталей РКТ из полимерных материалов с непрерывным армированием волокном.

165 млн рублей

привлечено на проект по научно-техническим программам, грантам и хоздоговорам.

Индикаторы

Публикации в изданиях, индексируемых Web of Science или Scopus: 170 (110 – 2014 г., 60 – I полугодие 2015 г.)

Идея проекта

Разработка новых композиционных материалов и технологий получения изделий с увеличенным сроком эксплуатации, способных эффективно работать в условиях экстремальных воздействий, для освоения новых территорий гидрокосмоса, космического пространства и Крайнего Севера. Создание инжинирингового центра покомпозиционным материалам для экстремальных условий.

Направления проекта

Направление 1

Развитие методов комплексного математического моделирования процессов синтеза и оценки свойств материалов для создания:

• технологий нанесения на материалы радиационно стойких эластичных высокотвердых, а также алмазных покрытий;
  • сверхлегких радиационно-защитных корпусов микроэлектронных модулей космических летательных аппаратов;
  • функциональных изделий методами цифровой 3D-печати полимерами с непрерывным армированием, электронно-лучевого и селективного лазерного сплавления.

Направление 2

Создание уникальных методик ресурсных испытаний и непрерывного мониторинга изделий, обеспечивающих прогнозирование срока службы композитов, работающих в условиях экстремальных воздействий.

Направление 2

Разработка и реализация DD-программы подготовки магистрантов с Университетом Жозефа Фурье, Франция (QS ТОР-150 on Material Science).

Коммерциализация результатов

• Создание промышленного производства радиационно-защитных корпусов микроэлектронных модулей ракетно-космической техники включено в проект Инновационного центра «Сколково».
  • Разработка коммерческого программного продукта для численного моделирования технологических процессов и его стадий с совокупностью физико-химических явлений и оценкой эффективных свойств.
  • Поставка оборудования и технологий нанесения покрытий предприятиям России, Японии, Китая.
  • Создание полного цикла аддитивного производства изделий: от материалов до готовых изделий.
  • Внедрение structuralhealth monitoring систем в авиа- и ракетостроение.
  • Оказание услуг по ресурсным испытаниям и прогнозированию сроков службы изделий для экстремальных условий.

Эффект от реализации проекта

• Создание Центра превосходства мирового уровня в области подготовки кадров, проектирования и создания новых материалов, современных опережающих технологий изготовления изделий для работы в экстремальных условиях:
  • Обеспечение технологического прорыва для освоения новых территорий с экстремальными условиями.
  • Создание высокотехнологичных производств и новых рабочих мест в рамках программы импортозамещения.
  • Мировой приоритет ТПУ по численному моделированию технологических процессов и его стадий с совокупностью физико-химических явлений и оценкой эффективных свойств материалов.
  • Создание уникального оборудования для нанесения многослойных покрытий и аддитивных технологий.
  • Снижение массы,повышение срока и уровня безопасности эксплуатации авиационных и космических аппаратов благодаря внедрению новых материалов и методов непрерывной оценки ресурса изделий.