Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Простор для творчества

В театральной студии учатся не столько актерской профессии, сколько познают себя

К 70-ЛЕТИЮ ПОБЕДЫ СТУДЕНТЫ ТЕАТРАЛЬНОЙ СТУДИИ ТПУ ПОСТАВИЛИ СПЕКТАКЛЬ «ЗАВТРА БЫЛА ВОЙНА» ПО МОТИВАМ ПОВЕСТИ БОРИСА ВАСИЛЬЕВА. О ПРЕМЬЕРЕ, ПАТРИОТИЗМЕ И ТВОРЧЕСКИХ БУДНЯХ СТУДИЙЦЕВ МЫ ПОГОВОРИЛИ С РУКОВОДИТЕЛЕМ КОЛЛЕКТИВА — ВЕДУЩЕЙ АКТРИСОЙ СЕВЕРСКОГО ТЕАТРА ДЛЯ ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА ЛАРИСОЙ ОКИШЕВОЙ.

Спектакль о вечных ценностях

— Скажите, кому пришла идея поставить спектакль по произведению Васильева?

— Раньше всегда я предлагала произведения. Так было, например, с рассказами Тэффи и Чехова, которые легли в основу спектаклей «Из мухи — слона» и «Карточки в альбом». Конечно, не все предложенное мной приходится студийцам по вкусу. Например, прочитав повесть Владимира Тендрякова «Ночь после выпуска», ребята сказали: «Это не про нас». В них нет той жестокости, которая обнаруживается в персонажах пьесы. Они не хотят погружаться в это и искать это в себе. Я их, в принципе, понимаю и не стала настаивать. Cтавить «Завтра была война» студенты решили сами. Не знаю, кто был самым первым инициатором, но они активно читали и обсуждали материал все лето, а когда мы собрались в сентябре, ребята сразу сказали, что нашли пьесу, которую хотят взять в работу.

— Что помогло студийцам вжиться в образы и передать настрой предвоенного времени?

— Прежде всего то, что они играют своих ровесников. Проблемы взросления, первых влюбленностей, каких-то важных для себя поступков — хорошо знакомы и близки им. В главных вещах мы остались такими же, как наши ровесники времен войны. Плюс мы эти чувства обострили — много разговаривали, читали и смотрели фильмы той поры, находили документы о тех временах.

— Кто помогал с декорациями, костюмами и другим реквизитом?

— ТПУ для прошлых постановок выделял деньги, на которые мы сшили несколько женских костюмов. Мужские шить дорого, поэтому для спектаклей мы брали их в аренду. В этом спектакле нам само небо помогло. Как только мы решили, что ставим «Завтра была война» и нам нужны парты, буквально через два дня ребята нашли их на свалке. Школьную форму собрали по друзьям, родственникам, бабушкам. Школьную доску и два столика нам помогли сделать в Политехе. Но мы стараемся минимизировать затраты. У нас же не репертуарный театр, а каждый предмет декораций или реквизита — это не только деньги, но и место. Нам просто негде хранить столько вещей.

— Лариса Петровна, как прошла премьера?

— Премьера позади, а я все боюсь поверить в это счастье! Меня поразило количество зрителей, пришедших на спектакль: люди стояли в проходах, за последним рядом, на балконе. Я предупредила, что спектакль продлится два часа, и попросила рассчитать свои силы, но никто не ушел. В конце зрители плакали вместе с нами! Это удивительное единение: когда ты можешь высказаться от сердца о том, что ты понимаешь и чувствуешь, а тебя понимают и принимают. Это то, ради чего, в принципе, люди ходят в театр. И выбранное нами произведение и наша честная работа доказали, что людям это нужно. Зрители скучают по человеческому высказыванию, ведь в глубине души люди остаются чувствующими и сопереживающими, хотя в современном мире мало говорят об этом.

Творческие будни

— Успешная премьера — результат плодотворной совместной работы. Расскажите, как проходят репетиции в театральной студии?

— У нас коллектив постоянно обновляется примерно на четверть. Кто-то заканчивает учебу и уезжает, на их место приходят новые. Мы ежегодно в сентябре проводим набор в студию. Поэтому первые месяцы каждого нового учебного года мы посвящаем занятиям по сценической речи, актерскому мастерству, снятию мышечных зажимов, умению взаимодействовать с партнером, свободно чувствовать себя на площадке перед зрителями. В это время я присматриваюсь к новеньким. Позднее мы берем пьесу, инсценировку или рассказы и начинаем работать над конкретным произведением.

Сначала «застольный» период, когда мы много читаем, обсуждаем, рассуждаем о прочитанном. В это время я должна на слух и на вид определить, кому я могу поручить ту или иную роль. Далее, как и в любом театре, идет репетиционный процесс.

Я хочу научить студийцев тому, что в жизни есть огромный простор для творчества. Для этого не нужно учиться в театральном вузе и посвятить этому всю жизнь. Есть зоны, где ты можешь себя проявить неожиданно на радость себе и всем окружающим. В студии ребята не столько осваивают актерскую профессию, сколько познают сами себя: узнают, какие они, что любят, что чувствуют, чего боятся. Это очень важно для человека. И, конечно, на наших занятиях они учатся самообладанию, умению вести себя на людях, самопрезентации.

— А кто чаще приходит в студию — парни или девушки, технари или гуманитарии?

— Радует, что у нас всегда много мальчиков — не возникают трудности с кандидатами на мужские роли. Основная часть студийцев, конечно, политехники, но есть студенты, аспиранты из других вузов. А вот гуманитариев среди них практически нет. Механики, физики, химики, геологи — без какого-либо напряжения справляются с текстами и сценическими образами. Более того, сами ребята отмечают, что общаться в рамках студии с технарями очень интересно. Они предлагают неожиданные ходы, глубже копают материал. У них другой склад ума, и зачастую получается, что они интереснее проявляют себя.

— Как вам удается совмещать работу в театре и руководство студией — быть и режиссером, и сценаристом, и актрисой?

— Честно, иногда сил не хватает! Бывают такие моменты, когда все накладывается одно на другое: премьера, светские мероприятия, спектакли. Но для ребят у меня всегда найдутся силы, потому что это такой энергетический обмен. Я очень люблю их, доверяю им. Это не только мои студенты или ученики. Они мои друзья, с которыми я могу быть откровенной. Они хотят развиваться и любят театр. А сколько энергии и идей они с собой несут! Наши встречи — это взаимно обогащающий бесконечный процесс.

Беседовала Лариса Богомазова

МНЕНИЯ

Всеволод Сухачев, 3-й курс

В студии занимаюсь около года. Пришел сюда, чтобы научиться ораторскому искусству, получить опыт публичных выступлений. От репетиций с самого первого дня получаю только положительные эмоции. «Завтра была война» — мой второй спектакль после «Обыкновенной истории». Проблем с вживанием в образ не возникло, я сам еще недавно был школьником.

Валентина Бабичева, 4-й курс

За три года я научилась не бояться сцены, выражать себя и открыла в себе новые таланты. В последнем спектакле у меня была роль Вики Люберецкой. Когда я читала повесть, мне понравились и Искра, и Зина. Но Вика оказалась ближе своим отношением к отцу, своим восприятием мира, нежностью и добротой. Мне моя героиня была очень близка.

Андрей Кузьмин, магистрант

Я играл директора школы Николая Ромахина. Все репетиции ходил в сапогах и военной форме, чтобы привыкнуть и отрепетировать военный шаг, выправку. Еще смотрел кино и читал книги про войну, чтобы почувствовать людей того времени. Даже изучал военные знаки отличия того времени, сам пришивал шевроны на форму.