Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Интересно, удобно, эффективно

Электронные курсы Томского политеха набирают популярность

ВИРТУАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРИИ, СИМУЛЯТОРЫ, ТРЕНАЖЕРЫ, ИНТЕРАКТИВНОЕ ВИДЕО, ФЛЕШ-АНИМАЦИИ — ВСЕ ЭТО ЭЛЕМЕНТЫ ЭЛЕКТРОННЫХ КУРСОВ, ПО КОТОРЫМ СЕГОДНЯ УЧАТСЯ ТЫСЯЧИ СТУДЕНТОВ ТОМСКОГО ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. ПОПУЛЯРНОСТЬ ТАКИХ КУРСОВ ОБЪЯСНЯЕТСЯ ПРОСТО: ЭТО БЛИЗКО И ИНТЕРЕСНО СТУДЕНТАМ И УДОБНО И ЭФФЕКТИВНО С ПОЗИЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ.

Курсы нового поколения

Фактически электронные курсы начали использовать в ТПУ несколько лет назад, но разница между ними и теми курсами, которые разрабатывают сегодня, колоссальная.

— Если раньше электронным курсом можно было назвать переведенные в электронный формат учебные материалы, то сегодня мы говорим о том, что электронный курс — это целая организованная система мультимедийных учебных материалов, интерактивных заданий, оценочных средств, дающая преподавателю возможность эффективно управлять самостоятельной работой студентов по дисциплине, — говорит замдиректора Института электронного обучения ТПУ (ИнЭО) Светлана Велединская.

В течение 2014 года в ТПУ было разработано более 200 электронных курсов нового поколения. Помогали преподавателям в разработке, а затем проводили экспертизу курсов сотрудники ИнЭО.

— Все курсы хорошо структурированы, во всех есть интерактивные задания на оценивание студентами работ друг друга, через которые реализуется принцип «обучая других, обучаюсь сам», — рассказывает начальник отдела педагогического дизайна ИнЭО Ольга Нарожная. — Везде предусмотрен рейтинг-план — своего рода карта движения студента по курсу, где оговорено, какие виды работ в какие сроки должен сделать студент и какое количество баллов он за это получит. Это особенно хорошо для младшекурсников, которых электронная среда таким образом дисциплинирует.

Примеров хороших курсов множество: курс по физике, разработанный под руководством Е.В. Лисичко, «Физическая химия» Е.И. Сметаниной, «Неорганическая химия» Е.М. Князевой, «Отраслевой бухучет» Н.Н. Горюновой, «Петрография» Л.А. Краснощековой и много-много других курсов.

Нестандартные решения

Мы попросили преподавателей — авторов курсов высказать свое мнение об использовании электронных курсов в учебном процессе.

— Основное преимущество электронного курса в том, что преподаватель все время связан со студентами, всегда может ответить на вопросы, — говорит Елена Князева, автор курса «Неорганическая химия». — Другое преимущество — доступность материалов: в курсе собрано все необходимое для работы. Я выбрала несколько тем, которые студенты должны были разработать группами по 4–5 человек. Итогом такой работы стали очень яркие рецензии, а одна из групп даже сняла фильм. Электронная среда интересна студентам, но преподаватель должен суметь ее правильно организовать, применять нестандартные решения. «Минусов» электронного курса два: трудоемкий процесс разработки курса и сложности при оценке выполнения тестовых заданий. Некоторые студенты ухитрялись «обходить» систему.

Один из авторов-разработчиков электронного курса «Физика 1» Елена Лисичко говорит, что и сами студенты оценили преимущество электронных курсов. — Я специально провела опрос, чтобы узнать, насколько им удобен электронный курс, — говорит Елена Лисичко. — Студенты довольны, их устраивает работа в электронной среде как дополнение к лекциям и практикам. И я вижу, что ребята действительно работают: если я не успела выложить задание, сразу появляется вопрос: «Где материал?». Но в электронной среде действительно нужно работать, курс только тогда действенен, когда студенты видят обратную связь от преподавателя. Это, конечно, трудоемко, но мне очень нравится.

Стратегия ТПУ

О положительном отношении большинства преподавателей и студентов к электронным курсам говорят результаты опроса, проведенного сотрудниками ИнЭО. 92 % преподавателей считают целесообразным использование электронного курса по своей дисциплине. При этом 91 % опрошенных считает, что электронный курс — это дополнительная возможность вовлечь студентов в учебный процесс, а 75 % преподавателей согласны с тем, что обучение в электронной среде положительно влияет на успеваемость студентов.

Сами студенты, имеющие опыт обучения в электронной среде, также положительно оценивают инструменты электронного обучения. Полезной назвали возможность обратиться с вопросом к преподавателю в любое время 82 % студентов, получить дополнительные баллы — 88 % опрошенных, а 53 % студентов считают, что электронный курс поможет лучше подготовиться к экзамену/зачету по дисциплине.

— Задача нашего института на 2015 год — подготовка курсов для смешанного обучения, предполагающего перенос части аудиторных занятий в электронную среду — говорит Светлана Велединская. — Новые электронные курсы будут насыщены видеоматериалами, записанными как в лаборатории, так и самими преподавателями (например, в системе вебинаров, скринкастов и др.). К этому мы шли весь 2014 год через специальную программу повышения квалификации для преподавателей «Проектирование курсов для смешанного обучения». Обучение по ней прошли около сотни преподавателей ТПУ.

Развитие электронного обучения в вузе — стратегическая линия в развитии ТПУ. Конечно, электронные курсы никогда не заменят полностью традиционного обучения, но смогут обогатить его, сделать процесс удобным, современным и более качественным. С этим согласны и преподаватели, и студенты.

Наталья Новикова

ОПРОС

Преподаватели

92 % Считают целесообразным использование электронного курса по своей дисциплине.
91 % Считают, что электронный курс — это дополнительная возможность вовлечь студентов в учебный процесс.
75 % Согласны с тем, что обучение в электронной среде положительно влияет на успеваемость студентов.

Студенты

88 % Назвали полезной возможность обратиться с вопросом к преподавателю в любое время.
82 % Считают полезным получить дополнительные баллы.
53 % Считают, что электронный курс поможет лучше подготовиться к экзамену или зачету по дисциплине.