Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Наука от бизнеса

Советы от экспертов «Сколково» о том, как продвинуть свой стартап

Продвинуть разработку на рынок бывает нелегко даже опытным ученым при поддержке мощного финансового ресурса. Что уж говорить о начинающих инноваторах? О том, как продвинуть свой стартап на рынок инноваций, молодым ученым ТПУ рассказали эксперты одного из ведущих институтов развития страны — фонда «Сколково»?— в ходе роад-шоу Russian Startup Tour, проходившего в Томске в феврале. Его цель — поиск и поддержка наиболее перспективных инновационных проектов.

Термин

Стартап (англ. to start up — запустить) — это компания или проект, имеющие амбициозную, инновационную идею и перспективный продукт. В основном стартапом называют молодые фирмы и мобильные предприятия с ограниченными ресурсами, которые были созданы недавно или еще находятся в стадии основания и развития.

1. Говорите о сложном просто

Первый и самый главный шаг для начинающих стартаперов — научиться подавать свою идею. Разработка может быть трижды уникальна и четырежды полезна, но, если ваша презентация не заинтересует инвестора, денег на ее коммерциализацию вы не получите.

— Научитесь показывать себя, — говорит директор по науке кластера ядерных технологий фонда «Сколково» Александр Фертман. — Рассказывать о своих разработках ученые должны не только друг другу, но и тем людям, которые могут помочь создать свой бизнес. Понимаю, с непрофессионалами говорить тяжело. Вы думаете: «Ну, что эти дилетанты в науке понимают?». Однако деньги — у «дилетантов». И в своей сфере они — профи. Спонсоры знают, как инвестировать в разработку, а представители СМИ — как интереснее о ней рассказать спонсорам.
Рассказывая о своем проекте, не нужно углубляться в технические детали. Инвесторов мало волнует то, как работает инновация. Им важнее понять, в чем ее польза, новизна, как скоро окупятся вложения в этот проект, есть ли похожие идеи на рынке и чем презентуемая разработка от них отличается.

2. Не изобретайте велосипед заново

Нередко, готовя презентацию стартапа, молодые ученые забывают о своих конкурентах.

— Порой, развивая свои идеи, ученые не оглядываются вокруг. Да, эта разработка хороша для университета, а порой и для региона, но мы видим, что в Китае или на Западе эти идеи уже реализованы. Так зачем изобретать велосипед заново? Лучше взять и усовершенствовать то, что уже придумано, решить те проблемы, которые до вас решить еще не успели. Это и будет вашей инновацией, которая даст большое преимущество перед конкурентами, — отмечает Александр Фертман.

— Ветряк поставить не так уж и сложно. Сложнее сделать бизнес на этом ветряке. Необходимо доказать, что ваша технология лучше тех, что уже есть на рынке, и вы понимаете, как сделать ее прибыльной, — добавляет исполнительный директор кластера энергоэффективных технологий фонда «Сколково» Николай Грачев.

— Или приходят к нам на стартап-тур ребята и презентуют робота. Мы спрашиваем: для чего он нужен? И тут — кто в лес, кто по дрова. Выясняется, что сделать, сделали, но сами не знают, зачем. Сделали просто потому, что могут. Но робот сам по себе — не более чем детская игрушка. В этом и есть типичная ошибка молодых ученых — придумать решение, а потом искать, в каких сферах его можно применить. Выходит, что лошадь бежит позади телеги, а должно быть наоборот. Сначала обозначьте проблему, а потом делайте робота, если это нужно, — наставляет Альберт Ефимов.

3. Не будьте многостаночниками

В условиях рынка ученым приходится быть многостаночниками — заниматься не только научными разработками, но и их презентацией, а это уже отдельная наука, которая дается далеко не каждому. Ученые должны изобретать, а менеджеры — продвигать научные идеи, уверены эксперты «Сколково». В Томске сегодня таких менеджеров начинают воспитывать, и такие специалисты, безусловно, нужны.

— Стартап-команде нужен предприниматель, который будет знать, как вывести на рынок общую идею. Но успех возможен только тогда, когда ученый и менеджер полностью доверяют друг другу, находятся в одной связке с самого начала работы над проектом. Это должен быть их общий проект, и менеджер должен быть посвящен во все его детали, — уверен советник президента фонда «Сколково» по работе со стартапами Пекка Вильякайнен.

4. Не бойтесь проиграть

Общаясь с живыми людьми, можно узнать о бизнесе в сфере инноваций гораздо больше, чем прочитав всю известную научную литературу. А первоочередная цель начинающих стартап-команд — получить как можно больше опыта на примере других.

— Бывая на презентациях проектов, я часто замечаю, что представитель команды ученых выступит и сразу уходит. Почему бы не остаться и не послушать, о чем расскажут другие, посмотреть, какие они допускают ошибки, какие советы дают им эксперты? Где вы еще получите такой опыт? Лучше учитесь на чужих ошибках! Это я вам говорю как человек, который создавал свой бизнес, ошибаясь на каждом шагу, — смеется Пекка. — Но и допускать свои ошибки тоже бояться не нужно, — добавляет он серьезно.

— Пусть первая ваша презентация окажется ужасной, вполне вероятно, кто-то из инвесторов все равно увидит в ней перспективы и окажет поддержку. В моей практике много примеров, когда молодые ученые не побеждали в конкурсах стартапов, но находили себе спонсоров, потому что их идеи действительно были грандиозными, несмотря на плохую подачу, — заключает Пекка Вильякайнен.

5. Расширяйте горизонты

Также эксперты посоветовали начинающим стартап-командам не замыкаться в рамках только своего региона и смотреть на рынок инноваций как можно глобальнее.

— Особенность томских ученых в том, что они чувствуют свою самодостаточность. Здесь, в Томске, сконцентрировано много университетов, научных центров. Томский политехнический университет и вовсе входит сегодня в топ-15 российских вузов. Есть, чем гордиться. Но не стоит забывать и о том, что за пределами Томска есть огромный мир, который тоже может дать вам немало возможностей, — говорит директор ИТ-проектов кластера информационных технологий фонда «Сколково» Александр Фертман.

Важна поддержка международных связей. В этом смысле, отмечают эксперты «Сколково», Томский политех преуспел: больше трети иностранных студентов региона учатся сегодня именно в ТПУ.

— В дальнейшем эти ребята могут вернуться в Томскую область уже инвесторами благодаря сложившимся в студенчестве знакомствам. Да и вообще, хорошие связи всегда пригодятся. Я бы посоветовал молодым ученым ТПУ, начинающим свои стартапы, заводить как можно больше друзей во время научных конференций, семинаров, стартап-туров. Можете, кстати, сразу попробовать свои силы в международном конкурсе стартапов Slush, который ежегодно проходит в Хельсинки. Это, пожалуй, самое многолюдное мероприятие в Европе, на котором стартап-компания может встретить своего инвестора, — советует Пекка Вильякайнен.

Эксперты

  • Николай Грачев, вице-президент, исполнительный директор кластера энергоэффективных технологий фонда «Сколково»
  • Альберт Ефимов, директор ИТ-проектов кластера информационных технологий фонда «Сколково»
  • Александр Фертман, директор по науке кластера ядерных технологий фонда «Сколково»
  • Пекка Вильякайнен, советник президента фонда «Сколково» по работе со стартапами, успешный финский предприниматель, бизнес-ангел00