Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

За образованием – в Томский политех!

За образованием – в Томский политех!

Вжух! — и мимо нас пролетел еще один год. Уходящий 2024-йбыл богат на события для всех: и для первокурсников, и для выпускников, и для преподавателей Томского политеха. Без лишней скромности скажем, что нам есть чем гордиться. Редакция газеты спросила у политехников о самых значимых достижениях этого года и планах на год предстоящий.

В 2024 году семья политехников пополнилась 1 883первокурсниками из 57 регионов России и 24?стран мира. Один из них — Никита Бреусов. Он приехал из Краснодара. Об университете молодой человек узнал от своей бабушки, которая в советские годы училась в Томском политехе.

«Здесь же она познакомилась с моим дедушкой, и после окончания университета они вместе уехали строить электроэнергетические объекты в Казахстане. Бабушка всегда с теплотой вспоминает свои студенческие годы и отмечает сильную подготовку инженеров в ТПУ. Когда встал вопрос о выборе университета, я решил, что за качественным образованием нужно ехать в Сибирь»,?— вспоминает политехник. Родители Никиты тоже всю жизнь работают в сфере энергетики. Он даже не сомневался, что сможет поступить на это направление.

В этом году Никита стал одним из 26 студентов первого набора бакалавров Передовой инженерной школы «Интеллектуальные энергетические системы».

«Перед поступлением я смотрел на то, какие места Томский политех занимает в различных рейтингах, и убедился, что университет по-прежнему готовит сильных инженеров-энергетиков. Изучил образовательную программу ПИШ. Рад, что мне удалось поступить именно в Передовую инженерную», — рассказывает первокурсник.

Дарья Тиунова. Четверокурсница Инженерной школы природных ресурсов

Для студентки направления «Экология и природопользование» Дарьи Тиуновой этот учебный год станет выпускным. И он, без преувеличения, уже успел стать для девушки особенным. Летом она успешно прошла производственную практику на строительстве первой в Египте АЭС «Эль-Дабаа», увидела одно из семи чудес света, подтянула английский и устроилась на работу.

«Интерес к экологии появился у меня еще в школе, спасибо за это учителям географии и биологии.

Ни разу не сомневалась в выборе университета и направления подготовки. Но время студенчества проносится с невероятной скоростью. Кажется, совсем недавно я с волнением ждала результатов вступительных испытаний, и вот уже учусь на последнем курсе бакалавриата.

За это время многое произошло: учеба, новые друзья, песни с одногруппниками у костра, производственные практики в Хакасии и Египте. У меня нет ощущения, что я что-то не успела. Совершенно точно могу сказать, что взяла и еще возьму от своего студенчества максимум», — уверена девушка.

Дарья полагает, что все большие достижения в области экологии ждут ее впереди. Сейчас же важнейшей вехой в своей учебе считает опыт работы на зарубежном проекте.

«Во время производственной практики в Египте я занималась инспекционным контролем на площадке, заполнением отчетов и предписаний. Своими глазами получилось увидеть, как и чем занимается эколог во время строительства такого крупномасштабного объекта. Сейчас я веду переговоры с холдингом«ТИТАН-2», который занимается строительством АЭС в Египте, чтобы преддипломную практику пройти у них же», — рассказывает Дарья.

Главная цель Дарьи на предстоящий 2025 год — успешно защитить выпускную квалификационную работу. Диплом девушки посвящен исследованиям содержаний химических элементов в условиях техногенной нагрузки Пермского края, который является ее малой родиной. После окончания бакалавриата планирует поступать в магистратуру.

«Нынешним первокурсникам хочется пожелать брать от студенчества максимум. Выспаться успеете потом, а вот эмоции от этих лет вам вспоминать всю жизнь», — резюмирует Дарья Тиунова.

Никита Бреусов. Первокурсник Передовой инженерной школы.

Никита признается, уехать так далеко от дома — это непросто. Первые дни ощущалось одиночество, хотелось собрать вещи и уехать обратно в Краснодар.

«Потом меня захватил дух студенчества, в общежитии сформировалась своя компания. Я подружился с магистрантами с разных направлений— химия, машиностроение, переводоведение. По воскресеньям мы печем блины, по вечерам вместе пьем чай и обсуждаем новости, помогаем друг другу решать бытовые вопросы», — рассказывает Никита.

Проучившись в университете всего несколько месяцев, молодой человек решил, что ему непременно стоит поступать в аспирантуру ТПУ. Признается, что заняться научной деятельностью его подстегнули старшие товарищи по общежитию.

«Они всегда очень увлеченно рассказывают о том, как Томский политех развивает науку, как много разных направлений и возможностей предоставляет университет молодым ученым. Сейчас я пытаюсь определиться с темой, найти научного руководителя и начать делать первые шаги в науке», —делится планами Никита.

Сергей Туранов. Доцент отделения материаловедения Инженерной школы новых производственных технологий

На 2024 год преподаватель отделения материаловедения Сергей Туранов ставил перед собой две больших задачи — активное внедрение нейросетей

в образовательный процесс и расширение направлений проектной работы со студентами. Многое из задуманного удалось реализовать.

За смелость и внедрение практико-ориентированного подхода и проектного обучения в 2024 году Сергей был признан одним из победителей грантового конкурса фонда Потанина.

«Сейчас мы прорабатываем несколько проектов со студентами по интеллектуальным системам освещения, фотодинамической терапии, есть проекты по фитотематике и программированию роста лекарственных растений. Хотелось бы еще больше охватить медицинское направление, но эта задача уже на 2025 год», —говорит политехник.

Отдельный большой блок задач и проектов преподавателя связан с нейросетями. «Здесь бесконечный потенциал», — признается Сергей. Искусственный интеллект политехник внедрил практически во все свои рабочие процессы: от обработки данных и их визуализации до составления структуры занятия.

«Сейчас активно внедряю нейросети в образовательный процесс. Например, ребята проектируют световые приборы. Это инженерная задача. Но вот подготовить концептуальный дизайн — уже более творческая, на начальном этапе которого может помочь ИИ. Плюс, это развивает критическое, нестандартное мышление»,?— делится подробностями политехник.

Быть преподавателем не просто, считает Сергей. Недостаточно просто знать предмет, нужно постоянно развиваться. Так, в прошлом году политехник окончил обучение по международной программе повышения квалификации и вошел в международный рейтинг профессиональных преподавателей инженерных специальностей. Кроме этого, нужно оставаться человеком и быть эмпатом: слушать и поддерживать студентов.

«Миссия преподавателя — не просто дать информацию. Нужно передать свои знания студенту так, чтобы он их понял и мог применять. И самому нужно адаптироваться, развиваться, использовать современные методики. Япо-настоящему кайфую от всего этого процесса. Для меня занятия со студентами измеряются не часами, а удовлетворенностью от общения», — признается Сергей Туранов.

Уходящий год преподаватель называет одним из лучших в своей педагогической практике. В 2024 году студенты Сергея получили около 25 дипломов за победы в конкурсах и выступления на всероссийских и международных конференциях.

«Я давно для себя решил: раз студенты приходят на мои занятия к первой паре, добиваются успехов в учебе, значит, быть преподавателем— это мое. Я все делаю правильно», — смущенно улыбается Сергей Туранов.