Год политехнический
«Мы умеем делать свое дело лучше всех. И каждый вносит свой вклад»
и. о. ректора Леонид Сухих
В преддверии праздников подвели итоги года с и. о. ректора Томского политеха Леонидом Сухих. Поговорили о том, что получилось и что не получилось в уходящем году, о студентах, изменениях «научного менталитета», команде, благодарности и даже о мультфильме «Падал прошлогодний снег» (смотрите в конце).
Про университет
— Леонид Григорьевич, весь номер у нас (неожиданно)посвящен подведению итогов года. Ученые, преподаватели, студенты, выпускники говорят о профессиональных, командных, личных достижениях. Но про весь университет можете сказать, конечно, только вы. Что в этом году у Томского политеха получилось?
— Самым первым в голову приходит, конечно, успех нашей приемной кампании. Нам удалось переломить негативные тенденции прошлого периода
и повысить проходные и средние баллы в университет, привлечь мотивированных и заряженных абитуриентов. Это произошло благодаря хорошей работе всего университета. Поэтому еще раз хочу сказать спасибо всем причастным! Это была нетривиальная задача, с которой мы справились.
Хочу отметить пару новых ярких мероприятий, которые, на мой взгляд, точно передают дух Томского политеха. Это фестиваль «Техно-тур» в День России, который посетили больше 22 000 томичей и гостей города, и первый Инженерный кубок имени Н.В. Никитина, давший старт новому учебному году.
Несмотря на прохладную погоду, фестиваль прошел жарко и весело. Мы точно будем продолжать и совершенствовать этот формат.
Несомненным успехом считаю открытие и начало эксплуатации после ремонта пространств Передовой инженерной школы. Запущен в работу четвертый этаж 19-го корпуса, две новых аудитории открылись после ремонта в10-м корпусе. Особенно приятно отметить, что при модернизации пространств нас активно поддерживают компании и корпорации-партнеры, внося существенный вклад в инфраструктуру университета и помогая нам трансформироваться.
— А что не получилось? И что мы с этим будем делать?
— Моментов, которые не получились, всегда больше, чем тех, которые получились (улыбается). В основном это процессы, которые мы не успели закончить в этом году или закончили позже, чем хотели. Например, не успели к началу сезона практик отремонтировать стадионы на полигоне в Хакасии, закончили уже в конце летнего периода. Затянулось выполнение некоторых проектов в области цифровизации университета, которые переходят на 2025 год. Не удалось получить средства Минобрнауки на капитальный ремонт общежития на Кирова, 4. Однако в целом эти трудности требуют усиления нашей работы в 2025?году, чтобы реализовывать все планы вовремя, а также требуют работы по увеличению автоматизации процессов и снижения времени принятия и реализации решений.
— Что нового вы узнали, поняли про университет за этот год? Как про организацию, команду
— Знаете, в этом году у меня были и потребность, и возможность глубже познакомиться с историей нашего университета, его достижениями, выпускниками, сотрудниками, руководителями. И опыт прошлого показывает, что эпоха бурного развития вуза всегда коррелировала с витками развития страны. Сейчас весь мир и наша страна стремительно меняются. Это новая эпоха роста, создания новых технологий, новой экономики. И для университета открывается окно возможностей для нового качественного развития, становления лучшим инженерным университетом России. Нам это по плечу, и мы не должны упустить этот шанс.
Про самое главное: наука и образование
— Наука мыслит большими горизонтами, не все можно уложить в год. Конечно, подсчитано количество грантов, статей, НИОКР за год. Но большое видится на расстоянии. Если сделать шаг назад, за последние лет пять что, на ваш взгляд, самое важное произошло с наукой ТПУ?
— За последние пять лет мы точно наблюдаем существенный рост науки в ТПУ, происходит масштабирование исследовательских процессов. Университет реализует крупные проекты, причем одновременно, вовлекая все новых и новых сотрудников вуза в научную деятельность. Работа политехников в проекте СКИФ, разработки в интересах «Газпром нефти», «Росатома», создание систем водородной энергетики и неразрушающего контроля, задачи в области теплофизики ив области цифровых технологий, новые решения для медицины…
Мне кажется, что благодаря сложившимся условиям, задел у программ НИУ и ВИУ, поддержке программ «Приоритет-2030» и «Передовые инженерные школы» мы трансформировались в университет, который не мыслит себя без науки и технологий. Сегодня половина бюджета ТПУ — приносящая доход деятельность, львиная доля в которой — это наша наука.
А если взять шаг в десять лет, то можно смело говорить об изменении нашего «менталитета». За это время в ТПУ заниматься наукой стало естественным. Глобально не возникает вопроса, зачем публиковать статьи, как работать с грантами, с российскими и зарубежными коллегами и так далее. Это стало нашей обыденностью в самом хорошем смысле этого слова.
И дальше наша задача — расширять исследования и разработки, осваивать новые предметные области, прирастать компетенциями.
— А куда мы должны прийти как исследовательский вуз через те же пять-десять лет?
— Сегодня соотношение денег от науки и от образования в университете примерно 50/50. В идеале объем от науки должен в несколько раз превышать объем образования. Тогда мы сможем существенно повысить качество нашего образования и нашей инфраструктуры.
Я верю, что в ТПУ за этот период сформируются новые научные направления и начнут формироваться новые школы.
У нас большие заделы в химической кибернетике, которые сейчас превращаются в цифровые технологические решения. Развитие платформы двухкомпонентной атомной энергетики в Томской области дает нам шанс сформировать новые направления в радиохимии, реакторной теплофизике, робототехнике. Про робототехнику скажу отдельно. Это направление требует комплексного развития, и я уделю ему пристальное внимание в следующем году.
— Система высшего образования в России постепенно трансформируется. ТПУ не участвует в пилотном проекте по обновлению системы, но изменения все равно грядут. Что изменится в 2025 и 2026 годах? Понятно, куда мы идем? Этот вопрос наверняка волнует и преподавателей, и студентов, и абитуриентов.
— Трансформация системы высшего образования — это шанс для университета повысить качество образования. Сейчас руководителями образовательных программ, отделений и НОЦ идет согласование контуров новой образовательной модели ТПУ. Задачи настоящего времени требуют от нас одновременного усиления фундаментальной и практической подготовки. Все больше
и больше работодателей хотят, чтобы выпускники университетов— инженеры — обладали исследовательскими компетенциями, могли разбираться в новых технологиях и совершенствовать производства. В рамках новой модели мы обсуждаем, как добиться этого эффекта. По плану элементы этой новой модели начнут внедряться с 2025 года, а в 2026 году перейдем полностью, как и вся страна.
Про студентов
— Вы сейчас не преподаете? Хотели бы вернуться к студентам в качестве преподавателя?
— Да, сейчас я не преподаю, но хочу вернуться к студентам и надеюсь, что с весеннего семестра возобновлю преподавательскую деятельность. Скорее всего, это будет магистратура, дисциплины в области ядерной медицины или ускорительной физики.
— Вы видите разницу между сегодняшними студентами и своими однокурсниками, собой в бытность студентом?
— Перефразирую Булгакова: «Люди как люди, только смартфон их испортил» (улыбается). В мое время смартфонов не было, да и мобильные телефоны были редкостью, когда я учился на младших курсах. Если серьезно, то цифровые и информационные технологии существенно поменяли мироощущение общества. И мы все время вынуждены держать это в фокусе. Но я призываю не забывать про окружающий нас материальный мир, который мы как инженеры должны делать лучше.
— Студенты вообще часто подходят к вам, чтобы поделиться идеей проекта, какими-то вариантами улучшения жизни вуза? Как вы к этому относитесь?
— Студенты чаще пишут мне о своих предложениях. Как я к этому отношусь? Положительно. Ведь это значит, что студент горит идеей и имеет мотивацию. Не все предлагаемое возможно и целесообразно, что-то уже реализуется, но студенты не знают про это. Поэтому нам надо с каналами информирования и с созданием сообществ еще работать и работать.
Про людей, про команду
— Все, о чем мы говорили в начале — про достижения, —случилось благодаря команде. За что политехникам в этом году вы бы хотели выразить особую благодарность?
— Совершенно искренне говорю огромное спасибо всем за активный и добросовестный труд. По результатам я вижу, что мы — политехники —мотивированы, заряжены на победу и результат. Мы умеем делать свое дело лучше всех. И каждый вносит свой вклад.
— Были ли у вас «человеческие открытия» в этом году?Положительные, конечно.
— Да, я могу сказать, что в этом году я был приятно удивлен работой очень многих коллег, увидел примеры совместной, командной работы, взаимодействия и помощи. Здесь нельзя выделить кого-то одного или двух. Десятки людей с огромным энтузиазмом на моих глазах реализовывали масштабные проекты. Это просто сложно передать словами.
Про 2025 год
— Что ждет политехников в ближайшем будущем, какие задачи на 2025 год?
— Если начать описывать только ближайшие задачи, то список составит не одну страницу. Здесь и защита по «Приоритету» и ПИШу, дошлифовкановой образовательной модели, внесение изменений в программу развития университета, расширение взаимодействия с ГК «Росатом» в области новой платформы атомной энергетики и многое-многое другое. Задач становится все больше и больше, а время сжимается все сильнее.
— Что хочется пожелать политехникам в наступающем 2025году?
— Я желаю студентам хорошей и отличной сессии, достижений в науке, творчестве и волонтерской деятельности! Сотрудникам — успехов в труде, плодотворного и интересного отдыха! Исследователям — открытий, создания новых технологий и установок! Преподавателям?— толковых студентов, ярких лекций и захватывающих семинаров! Всем — счастья, здоровья, любви и успехов, радости в семье, исполнения желаний, веру в себя и близких! С Новым годом, дорогие политехники!
Блиц о самом-самом важном
Семейная новогодняя традиция: просмотр мультфильма «Падал прошлогодний снег»
Лучший новогодний подарок: исполнение мечты
Лучший фильм для новогодних праздников: «Карнавальная ночь» и «Плохой Санта» в «правильном переводе»
Оливье или крабовый: селедка под шубой