О нас говорят и пишут. Нас показывают!

Какие разработки и проекты ТПУ чаще всего упоминались в СМИ в 2019 году

О Томском политехе СМИ пишут много и часто, на самых разных уровнях — региональном, федеральном и за рубежом. Журналистам и аудитории интересны и глобальные проекты, которыми занимаются ученые ТПУ, и их конкретные разработки. Только в этом году в средствах массовой информации вышло более 17 000 публикаций, не считая сюжетов на телевидении, — в «Вести-Наука» на «Россия-24», в «Утро России» на «Россия-1», на ТВЦ, «Звезде» и так далее. В итоговом номере газеты «За кадры» мы уже традиционно рассказываем о самых «прозвучавших» проектах и разработках томских политехников. По популярности тем можно судить, что важно жителям нашей страны и мира — это климат, здоровье, охрана окружающей среды, источники получения энергии.

Чистая вода: решение от томских политехников

По данным ООН, порядка двух миллиардов человек на Земле не имеют доступа к чистой питьевой воде. Для решения этой проблемы в Томской области в 2017 году создали программу «Чистая вода», в рамках которой политехники модернизировали водоочистные комплексы. Технология политехников позволяет подавать очищенную воду сразу в сеть водоснабжения, а не на крупные водоочистные станции. Такой подход экономит расходы на содержание и реконструкцию сетей, эксплуатацию больших водоочистных станций. Технология очистки безреагентная, каждая водоочистная станция создается под конкретные потребности населенного пункта. Все комплексы объединены единой системой диспетчеризации, позволяющей получать ежедневную информацию о состоянии оборудования и показаниях расходов воды и электроэнергии.

Сейчас станции функционируют в разных районах Томской области, в том числе и северных, с суровыми климатическими условиями. С помощью политехников доступ к питьевой воде получили десятки тысяч сельчан. Специалисты ТПУ уверены, что такие водоочистные комплексы можно использовать во всех странах мира и в любых климатических условиях. О чистой воде от политехников рассказали «РИА-Новости», «РИА-ФАН», «Известия», «РГ», Lenta.ru, ТВЦ и так далее.

В ТПУ начали разработку реактора для получения биоразлагаемых пластиков

Специалисты-химики вуза разрабатывают технологию и реактор для непрерывного синтеза мономеров — исходного сырья для получения биоразлагаемых пластиков. Предполагается, что это будет первый в мире реактор непрерывного синтеза большой производительности, пригодный для использования в промышленности и позволяющий получать сырье высокого качества.

Предложенные томскими учеными технология и оборудование позволят удешевить отечественное производство биоразлагаемых полимеров. Политехники уверены, что появление в России простой и более дешевой технологии получения мономеров позволит создать в стране собственный устойчивый рынок биоразлагаемых пластиков. Это также важно для создания более дешевых, по сравнению с импортными, саморассасывающихся имплантатов и других изделий для медицины. Разработчики считают, что при заинтересованности со стороны производителей создать опытно-промышленное производство биоразлагаемого пластика в РФ можно уже в 2022 году. Разработкой заинтересовались «РИА Новости», ТАСС, Российская газета, «Известия».

Взрывной эффект № 1

На первое место безоговорочно вырвалась тема о научной экспедиции в моря Восточной Арктики на исследовательском судне «Академик Мстислав Келдыш». Всего с помощью журналистов об арктических достижениях томских политехников узнало более 100 миллионов человек только в России. В «Известиях» материал вышел под заголовком «Взрывной эффект: российские ученые зафиксировали в Арктике мощный метановый «фонтан»». «РИА-Новости» отреагировали так: «Российские ученые зафиксировали рекордный выброс метана в Арктике». «Российская газета» уточнила, что выброс обнаружили именно томские ученые.

Ученые ТПУ разработали оптический микропылесос для очистки среды от вредных частиц

Изобретение поможет создать особо чистое помещение, удалив из него вредные для здоровья наночастицы, благодаря манипулированию движением этих частиц. Планируется создавать микросистемы очистки окружающей среды на чипе. Помимо российских ученых, в это исследование были также вовлечены их коллеги из Цзилиньского университета (КНР) и Университета Бен-Гурион (Израиль). Про микропылесос написали «Регнум», «РГ», «РИА Новости», «Известия», life.ru, forbes.kz и другие.

Политехники создадут «топливо будущего» для условий Арктики

Физики ТПУ предложили использовать в экстремально холодных условиях гелеобразное топливо, основными компонентами которого могут являться отработанные масла и горючие жидкие отходы нефтяной промышленности. «Традиционные виды топлива: бензин, дизельное топливо — выдерживают температуры до -50 °С. При более низких температурах оно может просто замерзнуть в топливных баках и системах, — рассказал СМИ профессор ТПУ Павел Стрижак. — Мы обратили свое внимание на гелеобразное топливо. Оно обладает рядом преимуществ, но пока в энергетике не созданы устройства для его широкого применения». По словам ученого, создание подобных энергетических установок — лишь вопрос времени. Работу политехников, в частности, отметили Lenta.ru, «РГ», ТАСС, «Вечерняя Москва», indicator.ru. Кроме этого, СМИ много писали о том, что политехниками найден новый способ получения экологичного топлива из мусора.

Ученые ТПУ освоили новую технологию производства изотопа для лечения рака

На исследовательском реакторе ТПУ была наработана первая опытная партия трихлорида лютеция-177 — крайне эффективной основы для терапевтических радиофармпрепаратов, которые применяют в лечении опухолей костных тканей и внутренних органов. Все получаемые в мире изотопы лютеция-177 производят с примесью лютеция-176м, который испускает жесткое гамма-излучение и затрагивает здоровые ткани в организме пациента. Томским ученым удалось решить сложнейшую задачу и получить «чистый» лютеций-177 без вредных примесей из другого исходного материала. Опытная партия уже отправлена на стороннюю экспертизу и сертификацию в Центр молекулярных исследований (Москва). О лютеции написали Kp.ru, ТАСС, «Интерфакс», НИА Федерация и многие другие.

Из какой воды состоят люди, определили ученые ТПУ

Ученые ТПУ и Павлодарского государственного педагогического университета определили состав воды, которая содержится в организме людей, животных, насекомых и других живых существ. По словам руководителя исследования, профессора отделения геологии ТПУ Леонида Рихванова, им впервые удалось получить данные по наличию химических элементов в воде, содержащейся в живых организмах. Для определения состава жидкости использовали кровь, селезенку, печень, почку, легкое, мышечную ткань и подкожный жир семимесячного поросенка. Это животное по своим физиологическим характеристикам весьма близко к человеку. Оказалось, что биологическая вода состоит из 70 химических элементов, в том числе урана, тория, брома, свинца, железа, алюминия и редкоземельных элементов. Другие интересные данные из этого исследования можно прочитать в журнале «Известия Томского политехнического университета. Инжиниринг георесурсов». Новость широко разошлась при помощи «РИА Новостей», Рен-ТВ, Islam-today.ru и других информационных ресурсов.