Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Ольга Казьмина: «Успех приходит к тому, кто постоянно находится в творческом поиске»

Политехники выбрали лучшего преподавателя

В начале года студентам ТПУ предложили пройти анонимный опрос в рамках системы оценки качества образования глазами студентов. В нем учащиеся давали балльную оценку разным аспектам деятельности преподавателей. По итогам опроса был выявлен лучший преподаватель, получивший большое количество баллов по сравнению с другими. Им стала профессор научно-образовательного центра Н.М. Кижнера, доктор технических наук Ольга Казьмина. Мы поговорили с ней о том, как случайность становится судьбой, возможно ли совмещать научную деятельность с преподавательской, а также о том, как добиться успеха молодым преподавателям.

— Хочу начать с одной притчи, которую я рассказываю своим студентам. Представьте: молодой человек приходит к Сократу с желанием учиться у него, на что Сократ ничего не отвечает и направляется к реке. Юноша за ним. Подходят они к реке, – и вдруг философ хватает юношу за плечи и с головой окунает в воду. Естественно, юноша стал захлебываться и барахтаться. Тогда Сократ отпустил его, а на немой вопрос испуганного юноши ответил: «Если ты готов учиться так, как сейчас боролся за свою жизнь, то я готов стать твоим учителем». Эта притча о том, что какой бы ни был преподаватель хороший, если у студента не будет желания, то результата не будет.

- Но есть же студенты, которые «загораются» спустя время. Что делать с ними?

— У меня есть три основных правила, как заинтересовать студентов. Во-первых, я сама должна быть хорошо подготовлена к занятию. Если ты не разбираешься в своем предмете, то и интересно донести его не сможешь. Во-вторых, нужно найти контакт с аудиторией. Я, например, пользуюсь программой Kahoot и в конце лекции с его помощью провожу опрос по пройденному материалу. И напоследок — я всегда готовлю к лекции одну-две интересные истории. Эта информация разряжает обстановку и как-то воодушевляет студентов. Например, та же притча.

- Вы упомянули об интерактиве со студентами. Преподавателю важно пользоваться новыми технологиями или лучше придерживаться «старой школы»?

— Использовать новые технологии обязательно нужно.К тому же у нас в политехе для этого есть все условия. Программу Kahoot, например, нам посоветовали на курсах повышения квалификации. Я решила испробовать ее у себя на занятиях.

- Давайте вернемся в начало вашего пути. Как вы заинтересовались химией?

— Я совершенно не представляла, кем хочу быть, когда оканчивала школу. Определенно точно знала только то, что люблю химию и хочу поступить именно в Томский политех. А выбранная мной специальность была случайностью.

- А почему Томский политех?

— Он уже на тот момент был для меня родным. В нем работали мои родители: папа преподавал на факультете автоматики и вычислительной техники, а мама — на кафедре инженерной графики. Мы с сестрой часто приходили в вуз. Пока мама вела занятия, мы бегали по третьему этажу главного корпуса, заглядывали в аудитории, чертили на доске мелом. Помню, как собирали ручки, которые забывали студенты. Поэтому психологически ТПУ для меня уже был как родной.

- Классический пример профессорско-преподавательской семьи!

— Думаю, нет. Хоть родители мои работали в политехническом, и сестра работает сейчас здесь, и муж окончил политехнический институт, и сын учится. Я бы сказала, что просто жизнь связала нас с этим вузом.

- Любовь к политеху передается по наследству?

— Спорно. Ведь когда я училась на втором курсе, то решила бросить учебу. Мне казалось, что это не мое. У нас было много технических предметов и мне не нравилось это. Я заявила родителям, что бросаю университет, но не знаю, кем точно хочу быть. Но они настояли на получении диплома. Так я осталась, а потом как-то втянулась в студенческую жизнь. Стала заниматься в секции спортивного ориентирования, потом в профком пошла.

А потом опять произошел случай: я хотела не преподавать, а пойти на производство. Насмотрелась советских фильмов про производство, где люди решали какие-то инженерные задачи. Мне казалось это ужасно интересным. Но к концу учебы поняла, что это тоже не мое. На 4 курсе вышла замуж, на 5 – родила. И так получилось, что поступила в аспирантуру и продолжила обучение.

- Получается целая череда случайностей. Не жалеете, что так?

— Раньше иногда задумывалась над этим, но в конечном счете пришла к выводу, что все так и должно было сложиться. Мне нравится то, чем я занимаюсь.

- В период студенчества у вас были любимые преподаватели?

— Я оценила преподавателей, когда сама стала преподавать. У меня было три человека, которые сыграли большую роль в моей жизни. Первый — Эмилия Николаевна Беломестнова. Она вела дисциплину, связанную со стеклом, и рассказывала много интересных фактов о нем. В том числе и про остров Мурано, один из островов в Венеции, где работают уникальные стеклодувы. С ним у меня связана одна удивительная история… Второй учитель — Надежда Сергеевна Крашенинникова. Я хотела быть похожей на нее: такой же светящейся, улыбающейся, активной. Видно было, что у нее глаза блестят от интереса к предмету. А третий — Владимир Иванович Верещагин. Это человек, благодаря которому я пошла в докторантуру и стала профессором. Он помог с темой и дальнейшей работой, за что я ему очень благодарна.

- А что за удивительная история?

— После рассказа Эмилии Николаевны у меня появилась мечта?— побывать на острове Мурано. Но в советские времена выезжать нельзя было, в годы перестройки тоже. А 12 лет назад мне удалось побывать на этом острове. И знаете — это круто, когда мечты сбываются. Там нам показывали, как работают стеклодувы и даже предложили самим попробовать. Сама от себя не ожидала, но подскочила с фразой: «Я хочу». Конечно, ничего у меня не получилось. Но я была горда. Подняла свою заготовку и всем сказала: «Я из Томского политехнического университета, и я сделала это!» На меня странно посмотрели, дескать, интересная дамочка. Ну и ладно. Для меня это было счастье.

- А вы помните свою первую пару в качестве преподавателя?

— Нет, но помню первую провальную лекцию. У меня было занятие, к которому я не подготовилась, понадеявшись, что мне хватит базовых знаний. Но когда первую формулу с ошибкой написала, вторую забыла, потом начала читать с листа, испытала большое стеснение перед студентами, поэтому остановила лекцию, извинилась перед ними и попросила перенести занятие. С тех пор всегда готовлюсь, даже если хорошо знаю материал.

- У вас, как у преподавателя, есть цель?

— Моя цель в том, чтобы студенты получили знания в той области, которую я им читаю, и чтобы у них появился интерес к этому предмету. У нас есть договор: они скидывают мне интересные факты о стекле, которые находят. И что удивительно, люди, которые уже окончили вуз и работают, продолжают присылать мне ссылки на полезные материалы. Вот это для меня важно. Такая связь преподавателя и студента, пожалуй, самая классная вещь в профессии.

- Сложно ли вам совмещать преподавательскую деятельность с научной?

— Конечно да, потому что на все времени не хватает. Но современный преподаватель не может без научных исследований. Потому что они — часть твоих лекций и знаний.

- Что бы посоветовали молодым преподавателям?

— Постоянно находиться в творческом поиске, чтобы работа обязательно приносила удовлетворение. Студенты ведь чувствуют фальшь или искренность.

Подготовила Елена Медведева