Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Учеба в Томском политехе: что меняется для студентов?

Движение вверх: бакалавриат, спецбакалавриат, магистратура, инженерная элита

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ТПУ ЗА ПОСЛЕДНИЙ ГОД ПРЕТЕРПЕЛА РЯД СУЩЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ. ИНСТИТУТЫ ПРЕОБРАЗОВАНЫ В ШКОЛЫ, А КАФЕДРЫ — В ОТДЕЛЕНИЯ И НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЦЕНТРЫ. ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ МАСШТАБНЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ, ОДОБРЕННЫХ РЕШЕНИЕМ УЧЕНОГО СОВЕТА ОТ 29 СЕНТЯБРЯ 2017 ГОДА, — ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ИНЖЕНЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. ДИПЛОМ ТПУ ДОЛЖЕН СТАТЬ ОПОЗНАВАТЕЛЬНЫМ ЗНАКОМ — ПЕРЕД ВАМИ ЭЛИТНЫЙ СПЕЦИАЛИСТ, ГОТОВЫЙ ОПРЕДЕЛЯТЬ РАЗВИТИЕ НАУКИ, ТЕХНИКИ И ТЕХНОЛОГИЙ В РОССИИ В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИКИ НОВОГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО УКЛАДА. ТАК ЧТО ЖЕ ИЗМЕНИТСЯ В РАМКАХ ЭТИХ РЕФОРМ ДЛЯ СТУДЕНТА ТОМСКОГО ПОЛИТЕХА? КАК ПРЕДПОЛАГАЕТСЯ УСИЛИТЬ БАЗОВУЮ ФУНДАМЕНТАЛЬНУЮ ПОДГОТОВКУ И ЧЕМ ХОРОША СВОБОДА В ВЫБОРЕ СВОЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ? В СЕГОДНЯШНЕМ НОМЕРЕ ГАЗЕТЫ «ЗА КАДРЫ» ПРОРЕКТОР ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТПУ АЛЕКСАНДР ВАГНЕР ПОШАГОВО РАССКАЗЫВАЕТ, ЧТО ЖДЕТ ПОСТУПАЮЩИХ В ЭТОМ ГОДУ В БАКАЛАВРИАТ И МАГИСТРАТУРУ ТОМСКОГО ПОЛИТЕХА. ОТМЕТИМ СРАЗУ: ИЗМЕНЕНИЯ КОСНУТСЯ ТОЛЬКО ПОСТУПАЮЩИХ-2018.

1 шаг. Итак, университет. Поступаем…

Здесь все традиционно. Абитуриент выбирает направление, приносит необходимый пакет документов, демонстрирует результаты ЕГЭ и становится студентом Томского политеха. В зависимости от направления он попадает в ту или иную инженерную школу. Их в ТПУ шесть: информационных технологий и робототехники, энергетики, ядерных технологий, природных ресурсов, новых производственных технологий, неразрушающего контроля и безопасности. На них осуществляется обучение по 25 направлениям подготовки бакалавриата. Есть еще Школа инженерного предпринимательства, и если поступающий выбрал направление «Инноватика», то может стать ее студентом. С момента поступления студент «прописан» в конкретной школе, так что он может считать себя и представляться как будущий энергетик, геолог или, например, предприниматель.

Кирпичик на кирпичик

При этом первые два года студент обучается в Школе базовой инженерной подготовки, проходя двухлетнюю «ядерную» (от англ. «core» - ядро) программу с набором обязательных для всех студентов фундаментальных дисциплин — это математика и информатика, естественные науки, социально-гуманитарные науки, общетехнические дисциплины, иностранные языки, русский язык и физическая культура.

Эта школа не принимает студентов, не выпускает их, это инструмент, который позволяет «вложить» в учащихся первого-второго курса классический базис, необходимый любому современному специалисту, на который потом можно будет надстраивать специализированные и углубленные знания. Школа базовой инженерной подготовки — «сквозная» для поступивших, и через обучение в ней проходят все без исключения.

В Школе базовой инженерной подготовки на все образовательные программы будет масштабирована система элитного технического образования. В первом семестре с помощью контрольно-измерительных материалов будет определено, какой у поступивших уровень знания того или иного предмета, и по итогам тестирования студентам рекомендуют разные уровни изучения. Однако если вдруг кто-то чувствует в себе силы, желание и мотивацию, то может выбрать уровень выше.

Объединение студентов в большие потоки и распределение по группам в зависимости от уровня позволит уже с первого курса создать некую «междисциплинарность», например, в рамках творческого проекта, потому что в реализации одного проекта могут оказаться студенты совершенно разных направлений - физики, химики, геологи. А междисциплинарность в современном мире — важнейшее условие для получения прорывных научных результатов.

Цифровые компетенции

В ТПУ также планируют вывести на новый уровень организацию учебных практик. Сейчас после первого курса студенты будут проходить цифровую практику, где начнет формироваться базис цифровых компетенций будущих специалистов. Обеспечивать практики совместно со Школой базовой инженерной подготовки будут инженерные школы — каждая применимо к своему направлению. Помимо понимания, что такое цифровые компетенции и большие данные, студентам будут давать знания специализированных пакетов программного обеспечения. Например, у геологов это работы с базами данных, которые имеют привязку к картам, у математиков - вычислительные комплексы, связанные с численными методами расчета, и так далее.

Помним о специальности

Со второго семестра начнутся дисциплина «Введение в инженерную специальность» и творческие научные проекты, связанные с выбранным направлением. С их помощью студенты смогут познакомиться с коллективами инженерных школ, а также начать реализовать работу в команде над выполнением того или иного проекта, в том числе научного. У них появится возможность зайти на траектории дополнительного развития, которые будут реализовывать исследовательские школы и Школа инженерного предпринимательства.

Гибкие навыки

На Школу базовой инженерной подготовки возложена также задача формирования у студентов так называемых soft skills — гибких, надпрофессиональных навыков, без которых сейчас не обойтись. К ним относят критическое мышление, навык работы в команде, умение устно и письменно общаться, оценивать и анализировать информацию, проявлять воображение и так далее.

От сессии до сессии

Сессий как таковых для первокурсников этого года в январе 2019 года уже не предусмотрено. И вообще, для успешных студентов сессий первые два года обучения не будет. Отмена сессий в общепринятом понимании этого слова — с бессонными ночами и стрессами при вытягивании билетов — это новый переходный опыт. Если он будет удачен, то сессия в учебный процесс не вернется. Вместо нее останутся консультации и дополнительные занятия для тех студентов, которые оказались в числе отстающих. Чаще всего это бывает по объективным причинам, и сессия для таких ребят — запасной шанс, чтобы исправить ситуацию. Оценка уровня знаний студентов будет реализована на базе Центра оценки качества образования, где после каждого модуля студентам будет предложено сдать тест и подтвердить количество набранных баллов.

Напомним, что итоговая оценка за конкретный модуль складывается из текущей успеваемости и промежуточной аттестации. Если раньше преподаватель делал упор на аттестацию — зачеты и экзамены, то сейчас большее внимание будет уделяться текущим оценкам за индивидуальные домашние задания, работу на семинарских занятиях, в лабораториях, за онлайн-курсы и так далее. Будут задействованы механизмы учета успеваемости каждого студента во время освоения дисциплины. Если обучаемый успешно набрал необходимое количество баллов в течение семестра, то Единый деканат сможет «автоматом» его аттестовать, в противном случае студент будет направлен на дополнительные мероприятия. «Я искренне надеюсь, что такая система будет дисциплинировать студентов и преподавателей», — говорит Александр Вагнер.

Комплексный экзамен

В конце четвертого семестра студентов ждет комплексный экзамен в форме теста по основным дисциплинам. Эта проверка позволит «проранжировать» обучающихся, а также выявить пробелы в обеспечении дисциплин. Если у кого-то возникнет необходимость перевестись на другое направление, на котором будут вакантные бюджетные места, то комплексный экзамен позволит определить возможности студента и удовлетворить его пожелание. Таким образом, хороший балл станет и стимулом, и мотивацией для качественной учебы. При условии успешной сдачи экзамена студент переводится в спецбакалавриат и попадает непосредственно в свою инженерную школу.

Александр Вагнер, проректор по образовательной деятельности ТПУ

Сегодня, на мой взгляд, нет необходимости при поступлении в университет «привязываться» к тем или иным структурным подразделениям. Безусловно, они объединяют ученых, преподавателей и студентов в рамках научно-образовательных направлений деятельности. Но я призываю школьников в первую очередь определиться со своей дальнейшей судьбой, родом и приблизительным направлением деятельности. Например, выбор пал на космос! На сайте Томского политеха tpu.ru предложен целый ряд направлений обучения и научных проектов, связанных с космосом и экспериментами на международной космической станции, что подтверждает наличие развитых компетенций в этой области. Если уровень компетенций удовлетворяет потребностям в рамках выбранного направления, то нужно смело поступать в ТПУ. А уже во время обучения, с ростом самопознания и профессиональных компетенций, окончательно определиться с будущей профессией, самостоятельно формируя свою образовательную траекторию. Фантастика, не правда ли?

В ТПУ сейчас вся система обучения ориентирована на то, чтобы дать студенту как можно больше свобод в выборе дисциплин и преподавателей, предоставить возможность набрать самых разных профессиональных компетенций и обеспечить высокую востребованность на современном рынке труда.

2 шаг. Спецбакалавриат

Итак, бакалавр становится третьекурсником. Форма обучения у него меняется, становится более практико- и проектно-ориентированной. Идет непосредственно работа с научными коллективами, в научно-производственных лабораториях школ, студенты активно формируют профессиональные компетенции.

Доптраектории

Студент продолжает осваивать основную образовательную программу плюс у него появляется такой бонус, как возможность обучаться по персональным образовательным траекториям, то есть выбирать дополнительную специализацию. И если студент видит, что для развития в перспективе, для актуализации знаний и добора профессиональных компетенций ему необходим какой-то предмет, то он волен его выбрать в дополнение к имеющимся.

Например, у студента-физика есть цель связать свою жизнь не с теоретической физикой, а с экспериментальной, и он понимает, что для проведения экспериментов ему не хватает знаний в области автоматизации либо программирования. В качестве второй специализации он может записаться на курс, который обеспечит школа информационных технологий и робототехники. Более того, специализация от семестра к семестру может меняться. Прослушав один курс, в следующий раз он может выбрать другую специализацию своего или любого другого направления.

Задачу выбора факультативов перед студентами будут ставить минимум за полгода, чтобы сформировать группы и расписание. Так что выбор придется делать заранее, и это, несомненно, тоже одна из форм воспитания у студента умения думать на шаг вперед и планировать свою жизнь.

Здесь большая ответственность ложится на руководителей основных образовательных программ (ООП). Они должны проговаривать со студентами необходимость расширения компетенций, а также мотивировать на выбор специализаций.

Диплом бакалавра

При успешном завершении четвертого курса студент защищает выпускную квалификационную работу (ВКР) и получает диплом о высшем образовании, становится бакалавром. Здесь тоже есть некоторые изменения. Перед руководителями ООП ставится задача, чтобы ВКР была командной междисциплинарной работой, ведь поговорка «один в поле не воин» актуальна сейчас как никогда.

Студент не должен зацикливаться лишь на своей области, он должен уметь работать в команде. Нужно отметить, что к этому времени студенты разных школ уже познакомились, слушая общие курсы на первом-втором году обучения, а также в рамках дополнительных специализаций в спецбакалавриате. В ВКР каждый студент выполнит свой фронт работ, чтобы был виден его личный вклад, при этом внесет вклад в общий результат.

Welcome в магистратуру

Одна из основных идей изменений, происходящих в области образования в ТПУ, в том, что выпускник бакалавриата — это еще не элитный специалист, это лишь первая ступень в подготовке высококвалифицированных инженеров. Студенты это понимают. По статистике, меньше 10 % выпускников-бакалавров идут работать либо уходят из вуза по личным причинам. Большинство продолжает обучение в магистратуре — своего вуза или другого.

«Бакалавриат, на мой взгляд, — рассказывает Александр Вагнер, — должен формировать основы мировоззрения, это фундаментальное образование, широкая эрудиции и кругозор, умение мыслить и анализировать. Информацию, которую получает извне, человек должен уметь положить на свой базис и опыт, пережить ее, осмыслить и получить новые знания и идеи. Без этих основ он просто не способен воспринимать информацию верно».

Элитный специалист — это инженер, исследователь, техностартер - в общем, выпускник магистратуры. Обучение хорошего востребованного специалиста, в котором предприятие заинтересовано, должно длиться шесть лет в связке «бакалавриат+магистратура».

3 шаг. Магистратура. Опять поступаем

Помимо диплома бакалавра для поступления в магистратуру нужно сдать междисциплинарный экзамен по направлению и, если программа на английском языке, то экзамен по иностранному языку. Изменения — магистратура стала более углубленной, более специализированной и предоставляет больше свобод выбора.

Как было раньше: в течение года первокурсники магистратуры еще год изучали общие дисциплины, затем полгода у них длилась специализированная профессиональная подготовка, потом — работа над магистерской диссертацией — и специалист готов. Сейчас из общих предметов в магистратуре остается только два: «профессиональный иностранный язык» и «философские проблемы науки и техники». Все остальные предметы каждый руководитель ООП формирует, исходя из необходимых выпускнику компетенций.

Виды магистратур по типам школ

Будущие инженеры смогут поступить в технологическую магистратуру. Ее осуществляют инженерные школы, в том числе научно-образовательные центры при школах. После нее можно поступать в аспирантуру и четыре года трудиться над кандидатской диссертацией. Склонные к исследовательской работе студенты — будущие ученые — могут поступить в магистратуру исследовательских школ. В этих школах планируется осуществить следующий эксперимент — интегрированную программу магистерско-аспирантской подготовки, то есть магистерская диссертация станет частью будущей кандидатской диссертации.

В магистратуру Исследовательской школы химических и биомедицинских технологий бакалавры поступают на определенную, выбранную ими программу магистерской подготовки, а затем логично переходят в аспирантуру. Исследовательская школа физики высокоэнергетических процессов пошла другим путем. За ней закреплено четыре направления магистерской подготовки. Студенты, поступающие на эти направления в инженерные школы, пройдут дополнительное тестирование, и кому-то будет предложено продолжить обучение в рамках исследовательской школы. Школа инженерного предпринимательства будет готовить технологических предпринимателей—участников высокотехнологического бизнеса и новых рынков.

Александр Вагнер, проректор по образовательной деятельности ТПУ

«Для студентов начальных курсов планируется предмет, посвященный их мотивации. Ребятам по полочкам разложат, что такое университет, зачем нужно высшее образование, какие перспективы их ожидают. Важно, чтобы они поняли вуз, тем более ведущий, такой, как ТПУ, это не просто период между школой и трудоустройством, это мощный трамплин для дальнейшего карьерного роста. Первокурсникам расскажут, чем свободное образование отличается от того, что у них было в школе, а также предложат все имеющиеся в вузе ресурсы для формирования своей личной уникальной образовательной и действительно полезной траектории. Вуз дает огромное количество возможностей, которыми необходимо пользоваться».

Коммерциализация знаний

Кстати, специалисты Школы инженерного предпринимательства будут привлекаться на каждом этапе обучения политехников, чтобы задачи, которые индустрия ставит перед студентами, решались не абстрактно. Одна из основных целей школы— коммерциализация знаний, приближенность ВКР к реалиям рынка. Для бакалавров будет читаться отдельный курс, чтобы «с малых лет» прививать основы предпринимательской грамотности и заодно выявлять потенциальных инженеров-бизнесменов. Не исключено, что студент, который поступил на какую-то техническую образовательную программу, почувствует в себе предпринимательскую жилку и активно зашагает по дополнительному предпринимательскому треку.

Выпускники магистратуры — инженерная элита страны

«Магистратура ТПУ — это фронтирные области научной, производственной и иной деятельности, где мы добились ощутимых успехов и можем этому научить наших студентов, — отмечает проректор по образовательной деятельности А. Вагнер. — Как известно, “преподаватель не может передать студенту того, чего не умеет сам”. Так что если мы сами — исследователи и ученые, инженеры и изобретатели, люди, успешные в коммерциализации новых идей и стартапов, если сами все это умеем, то наука, инженерия и коммерциализация у нас будут развиваться динамично, и студенты выйдут из вуза по-настоящему элитными специалистами. Мы просто обязаны передать им то, что хорошо можем делать сами. Я думаю, что заказчиками того, какие программы нужны сейчас в вузе, должны выступать промышленность, наши индустриальные партнеры, научное сообщество. А вуз обладает необходимыми ресурсами, чтобы обеспечить качественный процесс подготовки настоящих специалистов.

Скорость технологических изменений сегодня настолько высока, что предугадать, кто нужен будет стране и миру через четыре-шесть лет, практически невозможно. Новая система подготовки в ТПУ позволит быстро адаптироваться к этим изменениям. Такой свободы выбора программ сегодня не предоставляет ни один вуз в стране. Выпускник ТПУ имеет возможность выйти на рынок труда с прекрасными базовыми знаниями и уникальным набором профессиональных компетенций. Таким образом ТПУ гарантирует востребованность на высокотехнологичном рынке труда».

Записал Сергей Мазуров