Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Раз статья, два статья…

Публикационная активность — количество в качество

Последние годы в системе российского высшего образования все громче говорится о необходимости повышения публикационной активности. Почему этому критерию деятельности ученых уделяется такое внимание, зачем это нужно самим ученым, как обстоят дела с публикационной активностью в ТПУ, мы поговорили с Романом Оствальдом, заместителем проректора по научной работе и инновациям.

Источник: https://s1.1zoom.ru

— В нашей стране давние традиции публикации научных трудов. Например, существуют совершено замечательные издания Российской академии наук, в которые во все годы было сложно и престижно попасть. Публикации всегда были необходимы ученым как важнейший критерий эффективности их работы, при этом зачастую чуть ли не единственный. Если мы говорим о прикладных исследованиях, то там есть патенты, свидетельства об изобретениях. Что же касается фундаментальных наук, то именно публикации — тот результат, который дает признание и известность в профессиональном сообществе и в широких массах. Это, можно сказать, резюме ученого, портфолио. И одновременно значимый вклад в повышение узнаваемости его университета в научном мире.

— Сейчас ориентир сменился в сторону участия в журналах зарубежных изданий...

— Повышение международной публикационной активности действительно одна из серьезных задач, стоящих перед нами. Это необходимо ТПУ и в связи с участием университета в проекте «5-100», нацеленном на узнаваемость российских вузов на мировой арене. Публикационная активность за рубежом, по сути, демонстрирует уровень развития национальной науки на фоне других стран. Невозможно быть конкурентоспособным среди ведущих мировых научно-образовательных центров, если мир не в курсе, чем заняты наши ученые, не читает их труды и не цитирует. Напомню, что оценивается публикационная активность по таким показателям, как количество публикаций, «индекс цитирования» (цитируемость по каждой публикации) и импакт-фактор журнала, где опубликована работа. Нужно сказать, что массово публиковаться мы уже научились, теперь рейтинговая стратегия Томского политеха направлена на повышение качества публикаций в авторитетных журналах высокого уровня.

При оценке импакт-фактора, то есть того, как профессиональное сообщество отозвалось на публикацию, становится видно, что мы печатаем очень много узкопрофильных статей в не самых заметных журналах. Ученые Томского политеха, серьезно относящиеся к своей работе, это понимают, и количество публикаций в изданиях с импакт-фактором больше 1 у нас год от года растет. В 2017 году, по данным отдела развития публикационной активности вуза, политехники опубликовали 522 статьи в журналах с высоким импакт-фактором (для сравнения в 2016 году ? 368), из них 437 статей — в журналах первого и второго квартилей (Q1 и Q2). На сегодня внутри университета сделан срез по основным показателям, касающимся фундаментальной науки, и выбрано порядка 30 коллективов, вносящих наибольший вклад в современную науку в своих областях. Сейчас понятно, где и какие у нас есть «точки роста», для их развития сформированы две Научно-исследовательские школы и три научно-образовательных именных центра. Мы рассчитываем, что это поможет повысить качество научных исследований.

— Ученым помогают освоить механизм попадания в серьезные зарубежные журналы?

— В Томском политехе действует проект «Ракета Хирша» для помощи молодым ученым. Занимается этим отдел развития публикационной активности (rh.tpu.ru). Можно подать свои материалы и специалисты проведут их экспертизу. В качестве внутренних экспертов по разным направлениям привлекаются ведущие профессора ТПУ, а также внешние эксперты – партнеры из сотрудничающих с нами университетов. Известные ученые советуют, что необходимо изменить, чтобы статья попала в журнал. Если статья исполнена на высоком уровне, рекомендуют, куда ее можно подать или что доработать. Нужно учитывать, что многие статьи уходят на доработку. Есть, к сожалению, молодые ученые, которые попробовали, у них не получилось, и они опустили руки. Однако статистика обнадеживает: за последние три года в систему «Ракета Хирша» было подано 193 статьи, из них опубликованы 73, к печати принято 15 работ, 42 находятся в работе. 31 статья из опубликованных или принятых к печати стала первым опытом политехников в этом направлении. Очень большой резонанс имело проведение в 2017 году в ТПУ Школы научной коммуникации — аспиранты и молодые ученые узнали, как выстроить научную карьеру, получили консультацию редакторов и рецензентов международных научных журналов, могли подготовить статью к публикации, а также улучшить свои навыки презентации, чтобы иметь возможность качественно представлять свое исследование. В этом году также планируется проведение этой Школы.

— Что нужно знать ученым, нацелившимся на публикации в зарубежных журналах?

— Надо, прежде всего, понимать специфику публикаций в мировых журналах, читать их самим, чтобы видеть актуальные направления исследований, которые в них поднимаются. Нужно следить за самоцитируемостью, по этому поводу нам делают справедливые замечания специалисты Минобрнауки. В принципе, цитирование научных коллективов внутри своей организации — общая практика. Однако есть мировые стандарты, которых нужно придерживаться. Возможны 15 % — цитируемость своих работ, 20 % — цитирование работ коллег по организации, остальное должно быть в виде ссылок на работы других авторов.

На портале отдела развития публикационной активности по разным направлениям и тематикам представлена классификация журналов по четырем равным квартилям — от Q1 (самый высокий, к которому принадлежат наиболее авторитетные иностранные журналы) до Q4 (самый низкий). Можно самим подобрать себе подходящее издание и начинать работу по подготовке публикации, а можно консультироваться с сотрудниками отдела (тел.: 60–64–83).

Хорошая возможность попасть в журнал высокого качества появляется, если исследования проводятся совместно с зарубежными партнерами. Нужно понимать, чем мы можем быть им интересны, участвовать в конференциях, договариваться об обмене учеными и аспирантами. Понятно, что необходимо знание английского языка, как на разговорном, так и на профессиональном уровне. Зарубежные ученые много публикуются в качественных журналах и охотно сотрудничают с коллабораторами из России. А после нескольких совместных публикаций ученый с уже имеющимся бэкграундом может самостоятельно подавать свои статьи в журналы. Дорожка протоптана, действовать проще.

В прошлом году ученые-политехники опубликовали совместные статьи в коллаборации с такими предприятиями как Airbus Group (Нидерланды), Motorola (США), Schlumberger Cambridge Research (Великобритания), Samsung Advanced Institute of Technology (Южная Корея), Maersk Oil (Дания), General Atomics (США) и другими.

Очень важно пробовать попасть в коллаборации именно «злободневные», где обсуждаются острые проблемы, и потому высок интерес научного сообщества. Для этого необходимо быть в курсе тенденций по наиболее прогрессивным направлениям развития науки. Например, в 2010 году премия по физике была вручена за новаторские эксперименты с графеном. Был всплеск публикаций на эту тему и, соответственно, цитируемости.

— А ваше управление как-то отслеживает, какие научные темы сейчас на острие?

— Приоритетные направления развития науки, технологий и техники в нашей стране установлены указом Президента РФ; этот же указ определяет перечень критических технологий. Есть также такое понятие, как форсайт-технология — инструмент оценки тематик, которые могут «выстрелить» в ближайшем будущем. Мы в управлении делаем такие исследования и рассылаем нашим ученым, чтобы они могли посмотреть, что сейчас востребовано и где, может быть, стоит поискать тему для исследований. Ученым, конечно, невозможно навязать, чем они должны заниматься, но в курсе того, чем занята мировая наука, они быть должны.

Справка

В ближайшие 10-15 лет приоритетами научно-технологического развития России будут направления, которые обеспечат:

• переход к цифровым, интеллектуальным производственным технологиям, роботизированным системам, новым материалам, создание систем обработки больших объемов данных;

• переход к экологически чистой и ресурсосберегающей энергетике, повышение эффективности добычи и глубокой переработки углеводородного сырья, формирование новых источников, способов транспортировки и хранения энергии;

• противодействие техногенным, биогенным угрозам и терроризму;

• «разумное импортозамещение»;

• преобразование фундаментальных и прикладных научных исследований в продукты и услуги, способствующие лидерству российской, в том числе вузовской науки; одним из основных инструментов должна стать национальная технологическая инициатива.

Подготовил Сергей Мазуров