Профессор Александр Заворин — о коллективе, ученых, науке
ИНФОРМАЦИОННЫМ ПОВОДОМ ДЛЯ ВСТРЕЧИ НАШЕГО КОРРЕСПОНДЕНТА С ПРОФЕССОРОМ ИНЖЕНЕРНОЙ ШКОЛЫ ЭНЕРГЕТИКИ АЛЕКСАНДРОМ ЗАВОРИНЫМ СТАЛО ПОЛУЧЕНИЕ ГРУППОЙ УЧЕНЫХ, КОТОРУЮ ОН ВОЗГЛАВЛЯЕТ, ГРАНТА РОССИЙСКОГО ФОНДА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ. ОДНАКО В ПРЕДДВЕРИИ ДНЯ РОССИЙСКОЙ НАУКИ НАШ РАЗГОВОР ДОВОЛЬНО БЫСТРО ОТ КОНКРЕТНЫХ РАЗРАБОТОК ПЕРЕШЕЛ К РАССКАЗУ О САМОМ НАУЧНОМ КОЛЛЕКТИВЕ, ПРЕЕМСТВЕННОСТИ И РАЗВИТИИ НАУЧНЫХ ТРАДИЦИЙ, ПРИТОКЕ МОЛОДЕЖИ И О ТОМ, ЧТО НУЖНО УЧЕНЫМ, ЧТОБЫ ТВОРИТЬ, ПЕЧАТАТЬСЯ И ВЫИГРЫВАТЬ КАК РАЗ ТЕ САМЫЕ ГРАНТЫ.
— Я считаю, что в вузе направления научной работы должны смыкаться с образовательной деятельностью, только тогда можно получить некий синергетический эффект, — говорит Александр Сергеевич. — Такое правило давно заложено в традициях нашего коллектива, которые мы стараемся сохранять и поддерживать. Университет?— это симбиоз образования и науки, поэтому преподавателям, на мой взгляд, с первых курсов необходимо вместе со студентами заниматься научно-исследовательской составляющей, чтобы лектор даже на секунду не задумывался, чем он в данный момент занимается. Если он ученый, то наука и в учебном процессе у него будет проходить красной нитью. И наоборот. Бывает так, что иногда мы даже не ощущаем, что идет научная работа, потому что она стала привычной деятельностью. Не скажу, что так действовать получается у всех, но есть образцы, на которые можно ориентироваться.
— Ваше образовательное направление предоставляет студентам и сотрудникам возможности для занятий наукой?
— Очень большие. Основное предназначение выпускаемых нами специалистов по направлению «Энергетическое машиностроение» — создавать современное энергетическое оборудование широкого спектра. У нас два профиля.
Первый — традиционный?—? это «Котлы, камеры сгорания и парогенераторы АЭС», иначе говоря, теплогенерирующее оборудование практически любых электростанций. Не так давно появился еще один профиль — «Эксплуатация и обслуживание оборудования газокомпрессорных станций», по нему мы готовим «целевиков» со всей Сибири по заказу ОАО «Газпром Трансгаз Томск». Изначально в своей научной деятельности мы ориентированы на решение региональных проблем угольной теплоэнергетики, а также изучение свойств материалов теплоэнергетического оборудования и оборудования реакторных, парогенераторных установок атомных электростанций. Студенты в процессе обучения узнают, какие задачи им предстоит решать, и многие начинают смотреть на них с научной точки зрения, искать свои пути.
Немного истории
Во время Великой Отечественной войны в Сибирь было эвакуировано немало заводов и производств разного профиля. В послевоенное время специалисты разъехались по родным городам, а оборудование осталось на месте, и производство надо было подкреплять кадрами. Одновременно в Северске стал строиться Сибирский химический комбинат. Было принято решение готовить кадры на месте. Всем требованиям подготовки специалистов соответствовал тогда Томский политех, и в вузе появился ряд теплоэнергетических специальностей. Они были открыты на базе кафедры теплосиловых установок, которую в 1923 г. основал И.Н. Бутаков, от нее в 50-х годах прошлого века «отпочковались» все другие, первой?— кафедра парогенераторостроения и парогенераторных установок (тогда?— кафедра котлостроения). Возглавил и руководил кафедрой ровно 30 лет ученик Бутакова, Иван Кириллович Лебедев (кстати, А.С. Заворин принял руководство кафедрой после Лебедева и был заведующим 29 лет и 6 месяцев, до последних преобразований).
— Что характерно для биографий наших отцов-основателей — Бутакова и Лебедева?—?они оба прошли богатую производственную школу и пришли в вуз состоявшимися, матерыми, я бы сказал, специалистами. Я слушал лекции обоих – они очень интересно умели вплетать в академические тематики примеры из своей практики. Лекции были — заслушаешься! Вообще в Томском политехе в свое время, благодаря сочетанию имеющихся у нас специальностей, сформировалась довольно уникальная теплоэнергетическая составляющая. Это «атомные станции», «теплофизика», «энергетическое машиностроение», «промышленная теплоэнергетика», «автоматизация теплоэнергетических процессов», плюс очень хорошая общеинженерная подготовка по теоретической механике, материаловедению, сопротивлению материалов, деталям машин, определяющая общий инженерный кругозор. Все мы долгие годы обеспечивали друг другу разные дисциплины и курсы, обменивались опытом и наработками. Когда есть подобное взаимодействие, получается хороший результат. Это привлекает к нашим выпускникам интерес, внимание, они высоко котируются. Такое межсетевое сотрудничество между разными коллективами помогает и в научной работе — не «зашориться», не прирасти за десятилетия к одной своей теме и не считать, что актуальнее ничего нет.
— Какие основные научные направления развиваются сейчас в коллективе?
— Сотрудники занимаются самыми разными вопросами в русле образовательной программы. Например, одно из актуальных на сегодня направлений — облагораживание низкосортных топлив, которые можно потом вовлечь в энергетическое использование, и создание технологий для этого. Стоимость топлива сейчас в основном определяется транспортными расходами, появились отдаленные от цивилизации населенные пункты, производства, предприятия, которые убыточно содержать, они удалены от линий электропередач. И потому должны быть какие-то местные ресурсы топлива, которые можно приспособить для использования. Мы в своих работах ориентируемся на то, что все, что содержит органику, углеводороды – все это можно перерабатывать и использовать без ущерба для окружающей среды. Другое научное направление — разработка рациональных способов сжигания углей сибирских месторождений — идет еще от проблем, которые возникли в СССР, когда стали использовать крупные месторождения, например в Канско-Ачинском бассейне. Его активно развивал основатель нашей кафедры, профессор Лебедев. Такое изучение требует живой работы на действующих агрегатах тепловых электростанций, испытаний этих больших установок. Сейчас оно выходит на современный уровень — можно моделировать процессы, которые происходят при сжигании топлив. Моделирование?— еще одно направление, которое сейчас успешно осваивает наша научная молодежь. Есть собственный программный продукт, который мы приспособили для этих вопросов в сотрудничестве с коллегами из ТГУ. Что же касается гранта РФФИ, который был получен в январе этого года (коллектив получил поддержку за «Экспериментальное обоснование методологии прогнозирования прочностных свойств конструкционных материалов для энергомашиностроения»),?— это работа в рамках такого направления, как исследование ресурсных свойств материалов, решение в итоге проблем надежности энергетического оборудования. С помощью метода рентгенометрии группа ученых (координатор ? доцент Людмила Леонидовна Любимова) пытается прогнозировать и выявлять признаки предстоящих повреждений агрегатов, чтобы можно было определять их предельные сроки эксплуатации.
— Как генерируется научная тематика в коллективе — изнутри или запросами извне?
— Это самый удачный случай, когда существует запрос. Идеально, когда есть спрос со стороны предприятий отрасли и есть научный лидер, который готов двигаться в этом направлении. Когда все совпадает, можно ждать результат. К сожалению, сейчас не так много предприятий и предпринимателей, которые бы инвестировали в саму науку. Нам удается привлекать ресурсы, но главным образом потому, что мы выпускаем специалистов. Мы объясняем производственникам, что если вы не будете нас поддерживать, то студенты не узнают ваших задач и проблем и, соответственно, подходов и методов их решения. В отдельных случаях тематика начинает продуктивно развиваться после поездок на конференцию. Поехать, узнать, чем заняты другие, увидеть, на что есть спрос, после этого часто завязываются совместные научные проекты. Я не скажу, что мы процветаем, нам можно было бы и активнее развиваться. Думаю, в научно-образовательном центре Иннокентия Николаевича Бутакова, куда вошли четыре кафедры, имеющие отношение к теплоэнергетике, таких возможностей будет больше. Как я понимаю, центры как раз несут на себе функцию паритетного соотношения научной и образовательной деятельности. Единственное, ради узнаваемости для посторонних заказчиков я бы добавил в название, что это НОЦ теплоэнергетики.
— Что, на ваш взгляд, необходимо для развития научного коллектива?
— Если кратко, то среди основных факторов я бы отметил наличие заинтересованной молодежи и научных лидеров, а также оборудования. Без молодых перспективных сотрудников со свежим взглядом и идеями бесполезно пытаться что-то двигать. Но при этом обязательно должен быть научный лидер. Работа у нас групповая, одиночки тут просто не справятся, но нужен лидер, который увлечет личным примером. И, конечно, оборудование. Мы делаем в основном прикладные, экспериментальные работы, нам нужна техника. Когда мысли есть, а оборудования нет, то в нашем случае не будет и результатов труда, патентов, публикаций. Так что одна из важных проблем?— необходимость систематического обновления материальной базы. Думаю, с ней сложно справиться, пока на нее не обратят пристального внимания наши специальные отрасли. Еще в коллективе хорошо бы иметь специалиста по коммерциализации, так как это особые умения, и далеко не у всех ученых они есть — предлагать разработку, популярно рассказывать о своей работе.
— Каков процесс привлечения молодежи к науке в вашем коллективе?
— Эту миссию у нас координирует научный сотрудник Роман Борисович Табакаев, он отвечает за научно-исследовательскую работу студентов. В учебном плане есть такая дисциплина, как творческий проект. Еще на первом курсе ребята получают небольшие задания, пишут работы, представляют их на конференциях. Дальше — больше. Набирается магистратура. Вокруг каждого молодого сотрудника формируется небольшая группа студентов, они вместе работают, публикуют статьи. Из магистратуры идет пополнение в аспирантуру. В этом году поступило сразу 6 человек. И сейчас у нас 13 аспирантов на двух докторов наук — меня и профессора Александра Николаевича Субботина. Аспиранты, кстати, дают возможность заниматься подготовкой будущих научных руководителей, то есть у наших свежеиспеченных кандидатов наук есть возможность в молодые годы попробовать себя вторым научным руководителем. Они практикуются, и через 2–3 года у нас, думаю, будет уже несколько «научруков». Только так можно начать справляться с задачей повышения эффективности аспирантуры.
— Какие достижения коллектива за последнее время вы считаете основными?
— Я считаю, хороший признак нормальной научной работы – регулярная защита диссертаций. Последние три года у нас защиты стабильны. В конце декабря пришла новость, что один наш коллектив дал двух из четырнадцати (по ТПУ) стипендиатов Президента РФ для молодых ученых и аспирантов, осуществляющих перспективные научные исследования и разработки по приоритетным направлениям модернизации российской экономики, — это Роман Табакаев и Сергей Хаустов. А кроме того, за год — две премии Томской области в сфере образования и науки. Уже в этом году пришло известие о гранте РФФИ. Главное наше достижение в том, что у нас работоспособный коллектив. Мы не растерялись, не потерялись, развиваемся и строим планы на будущее.
С СОТРУДНИКАМИ КОЛЛЕКТИВА — РОМАНОМ ТАБАКАЕВЫМ И СЕРГЕЕМ ХАУСТОВЫМ — МЫ ТАКЖЕ ПОГОВОРИЛИ О ТОМ, ЧТО НУЖНО МОЛОДЫМ УЧЕНЫМ, ЧТОБЫ РАСТИ И РАЗВИВАТЬСЯ В УНИВЕРСИТЕТЕ В НАУЧНОМ ПЛАНЕ.
Роман Табакаев, научный сотрудник Инженерной школы энергетики: — Чтобы развиваться, нужны студенты, потому что без них «один в поле не воин». На данный момент я насчитал вокруг себя 14 студентов и магистрантов, которые занимаются творческими проектами и учебно-исследовательской работой. Это настоящие помощники во всех делах, и некоторые из них в будущем могут стать учеными. В пример приведу студента Александра Астафьева. Со второго курса он занимался научной работой в рамках дисциплин «Творческий проект» и «УИРС», активно участвовал в конференциях. В настоящее время Александр является лауреатом премии Томской области и стипендии Президента РФ, то есть плюс к почетным достижениям еще и сам себя обеспечивает. Здесь необходимо отметить хорошую политику университета — отправка студентов на конференции за счет вуза. Этой практики хотелось бы не потерять, ребята ездят, получают опыт публичных выступлений и завязывают нужные контакты для будущей карьеры.
И, конечно, для движения вперед нужны, так сказать, «научные титаны», такие как, например, Александр Сергеевич Заворин. Нам, молодым ученым, пока еще не хватает опыта. Нужно, чтобы было к кому обратиться за консультацией. Необходим сплоченный рабочий коллектив, в котором идет обмен идеями, результатами, пишутся совместные публикации. Например, у нас с Сергеем Хаустовым сейчас начинается тесное сотрудничество, мы подали заявку в РФФИ по исследованию, касающемуся переработки торфа в газообразное топливо, что очень важно для Томской области, потому что торфа у нас много, а он практически не используется.
Также я плотно сотрудничаю по разным вопросам с учеными Института катализа СО РАН: отправляю им результаты, они делятся своим мнением, мы готовим совместные публикации в зарубежные журналы.
Для развития исследований обязательным является наличие приборной базы. На кафедре есть лаборатория топлива, мы пытаемся обеспечить свои исследования собственными усилиями, но, оборудования, бывает, не хватает, поэтому обращаемся в соседние лабораториии институты РАН.
Еще один немаловажный фактор ? информатизация. Хорошо, что у нас есть доступ к таким базам данных, как Web of Sciences, Scopus и eLIBRARY. Мы имеем возможность читать полнотекстовые публикации на русском и английском языках, и это существенно способствует расширению кругозора.
Посещение специализированных образовательных программ также содействует совершенствованию своих научных и преподавательских навыков. Там учат, как получить поддержку своих исследований, подготовить презентацию для выступления, правильно оценить погрешность проведенных экспериментов и др. Наш университет активно проводит такие мероприятия.
Сергей Хаустов, доцент Инженерной школы энергетики:
За последние годы российская наука, мне кажется, вышла из изоляции. Политехники, например, поняли, что нужно публиковаться за рубежом, узнали, что такое Scopus и индекс Хирша, из-за этих изменений узнали, о чем говорит остальная наука во всем мире, и это расширение кругозора очень полезно. В научную деятельность вовлекается все больше студентов разного возраста. Студенты сами много получают от своей научной активности, выигрывая различные стипендии и обеспечивая себя материально. При этом с их стороны, как и со стороны молодых ученых, нужны заинтересованность, умение искать и получать информацию, навыки оформлять заявки на стипендии и гранты. Кроме того, я считаю, что одним из обязательных условий развития является академическая научная мобильность. Я сам два раза выигрывал гранты на научную мобильность, одну стажировку проходил в Новосибирске, другую ? в Германии, работал на профильных предприятиях. Эти стажировки были очень полезны для моей диссертации.
В?научной работе может пригодиться самый разный опыт. Я, например, в своей работе для создания математических моделей использую навыки программирования, которым еще на третьем курсе занимался профессионально. В итоге моя научная работа связывает программирование, фундаментальные науки и непосредственно научную специальность, по которой я защищался, — промышленную теплоэнергетику. Результаты работы пригождаются на производстве, потому что перед началом работы над диссертацией я выяснил на конкретном профильном предприятии, что им реально нужно, и в процессе работы подкреплял математические модели экспериментами на промышленных объектах.
Подготовил Сергей Мазуров