Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Дан Шехтман: «Не бойтесь неудач»

Нобелевский лауреат о том, как стать успешным ученым

ГЛАВА МЕЖДУНАРОДНОГО НАУЧНОГО СОВЕТА ТПУ, НОБЕЛЕВСКИЙ ЛАУРЕАТ, ПРОФЕССОР ИЗРАИЛЬСКОГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА ТЕХНИОН ДАН ШЕХТМАН РАССКАЗАЛ ЧИТАТЕЛЯМ ГАЗЕТЫ «ЗА КАДРЫ» О ТОМ, КАК В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ СОЗДАТЬ ХОРОШЕГО УЧЕНОГО И СОХРАНИТЬ ЕГО, КАК НАЧАТЬ СВОЙ НАУЧНЫЙ БИЗНЕС И ВСЕ ЛИ ИДЕИ СТОИТ ВОПЛОЩАТЬ В ЖИЗНЬ.

— Каким, по вашему мнению, должен быть современный ученый?

— Конкуренция является жестким призывом к развитию инноваций по всему миру. Инновации и технологическое предпринимательство играют ключевую роль в становлении современной экономики, поэтому существует острая потребность обучать ученых или привлекать их из других стран. Молодого ученого можно считать хорошим лишь в том случае, если он разбирается в своей научной области. Он должен быть честным, работать над важным вопросом и делать открытия в этой области. Большая часть научной литературы показывает очень небольшие шаги ученых, но иногда мы видим настоящие открытия, настоящие прорывы в той или иной области. За этими людьми следуют остальные, чтобы расширить глубину знаний в этой области.

Еще ученый должен хорошо разбираться в современных тенденциях. Еще одно важное свойство для современного ученого, по мнению нобелевского лауреата, — умение общаться с коллегами. Это касается и написания статей в хороших журналах, и личного общения на конференциях и форумах. Ученый должен хорошо знать английский язык. Ведь не существует российской, американской или французской науки. Наука международная. Кроме того, хороший ученый — это обязательно хороший педагог. Потому что вам нужно передавать знания и учить науке следующие поколения. Государство должно вкладывать в первую очередь в педагогов.

— Как же подготовить такого выдающегося ученого?

— Необходимо это начинать как можно раньше, еще в детском саду. И это направление обучения должно продолжаться на протяжении школы и университета. Дети гораздо смышленее и сообразительней, чем мы о них думаем. Начиная с пятилетнего возраста они легко осваивают алгебру, физику, учат языки. Если правильно выстроить обучение — из них можно вырастить удивительное поколение ученых, первооткрывателей.

— Сегодня у молодых ученых много возможностей создавать свои научные проекты. Если говорить о стартапе, то с чего лучше начинать: идеи или денег?

— Первое, конечно, идея. Деньги даже не второе. Идея — это 20 % стартапа. Действия и усилия по созданию самого стартапа — это 80 %. Деньги — это часть того, что ты создаешь — этих 80 %. С чего начинать? Например, идея создать какой-либо продукт, сервис, услугу, технологический продукт. Необходимо провести обзор рынка. Вы узнаете, кто ваши конкуренты, каким образом этот продукт производится, какого рода оборудование вам надо для производства этого продукта. Вы находите хорошего партнера, если он вам нужен. Вам необходимо помещение, чтобы производить продукт, и вы его арендуете. Надо нанять персонал на работу. Там очень много ступенек, потому на идею остается не так много. Знаете, как много хороших идей витает в мире? Миллионы. Но сколько воплощено? Буквально единицы.

— Что для вас стоящая идея?

— Это какая-то находка. Найдите потребность. В большем количестве случаев потребность возникает в том, что надобится именно вам. Вы понимаете — этого еще нет. Далее надо понять — может это просто можно где-то купить. Понять для себя: вы хотите улучшить существующее или сделать что-то категорически новое.

Не все идеи хороши. Все, что начинаешь, надо начинать с анализа рынка: а сможешь ли продать свою разработку? Сколько возможно штук произвести и сколько возможно продать. Что вообще является рынком для этого продукта? Где точка приложения? Например, вы будете разрабатывать для машины некий новый девайс. Он будет удобен и нужен, но его установка обойдется очень дорого, нужны будут специально обученные специалисты для его установки. В итоге конечная стоимость будет такой, что за эти деньги у вас этот прибор никто не купит.

Другой пример: разработали в Томске уникальный медицинский препарат. Предположим. Вы едете в США, тратите несколько сотен тысяч долларов, чтобы получить одобрение Федерального агентства медпрепаратов. Получили разрешение, обрадовались и остановились на этом. Но вы прошли лишь самую легкую часть пути. Страховые компании США за это лекарство платить не станут, с ними надо договариваться отдельно. Люди не станут им пользоваться, поскольку даже если его вам пропишут, страховщики не оплатят. Теоретически у вас есть отличное лекарство, но вы не сможете ничего продать. Потому все-все надо принимать во внимание. Продажа более простых продуктов относительно проста, но нельзя и продешевить. Никогда не стройте свои расчеты на производстве и продаже дешевых продуктов. Работайте только с высококачественными. Потому что чтобы вы ни делали, найдутся компании в Малазии, Китае, Вьетнаме, где угодно, которые то же самое сделают гораздо дешевле, чем вы. Там заработные платы очень низкие. Ваша фишка должна быть на высоком качестве.

— Какое, по вашему мнению, должно быть отношение к неудачам?

— Неудача — это нормальное явление. Сколько бы раз вы не пролетали, начинайте заново, с каждым разом вы становитесь все более опытным предпринимателем. Получаете больше шансов на успех. Больше людей добивается успеха именно со второго шанса. Не всегда это работает в браке, но что касается предпринимательства… Нельзя стесняться провалиться, это нормальная обычная жизнь. Начинайте заново.

— Какие самые главные грабли при создании стартапа?

— Их несколько. Первое — боязнь провалиться. Недостаток духа предпринимательства и авантюризма. Мы перестали лазить в окна к любимым женщинам. По этому подобию создайте дух запуска компаний. Создание духа предпринимательства означает следующее: люди должны об этом говорить. Это первое. Делать так, чтобы молодые люди захотели быть предпринимателями. Тогда когда создание стартапов станет обычным делом, как в моей стране, начинайте их просто создавать. Дух предпринимательства существует в нескольких местах в мире: в Силиконовой долине Калифорния, Бостон, Мерилен. Возможно еще Сингапур, но там иное отношение.

— Не получится, что все станут стартаперами?

— Спрашиваете, кто тогда улицы мести будет? У меня был такой разговор, и мой друг мне ответил, что он хотел бы, чтобы у вас была такая проблема. Тогда бы вы сделали другой стартап, по производству роботов, которые чистят улицы. Вот и я бы хотел, чтобы это была ваша проблема.

— Сегодня есть такие страны, где это проблема?

— Нет таких стран. Израиль — это, пожалуй, страна с наибольшей плотностью стартапов на 1 страну. Можно назвать Силиконовую долину — там плотность выше. Но это не страна. Я бы хотел, чтобы таких мест было еще больше. Пока такой проблемы в переизбытке стартапов не существует. Но, надеюсь, это будущее не за горами. У меня есть друг-предприниматель. Он создал много компаний. У него 4 ребенка — у каждого уже свой блок компаний, которые они открыли сами, это не папино наследство. Один из детей открыл новую компанию в области IT. Предыдущую он продал за 104 млн долларов. Он ребенок. У него появилась новая идея, он ее запустил, я с ним говорил. Он сказал — хочу быть больше, чем Майкрософт. Сейчас (три года прошло) у него 50 млн клиентов по миру. Только 2–3 года прошло. Вот это новое поколение предпринимателей.

— Вам не кажется, что такими темпами получится, что Нобелей не станет. Будут одни инженеры с прикладными задачами?

— Я бы хотел, чтобы и это стало проблемой: когда все будут заняты чем-то. Я получил Нобелевскую премию потому, что не очень хороший стартап-менеджер. Либо одно, либо второе. Если бы я запускал стартапы — я бы был богатым человеком.

Подготовила Мария Алисова