Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Миссия «Собеседование»

Как подготовиться к встрече с будущим работодателем

НАШЛИ ИНТЕРЕСНУЮ ВАКАНСИЮ, И ВАШЕ РЕЗЮМЕ УЖЕ ОЦЕНИЛИ? ОТЛИЧНО. НО ПРЕДСТОИТ ПРОЙТИ КАК МИНИМУМ ЕЩЕ ОДИН СЕРЬЕЗНЫЙ ЭТАП — СОБЕСЕДОВАНИЕ. ПЕРЕД ЛИЧНОЙ ВСТРЕЧЕЙ С РАБОТОДАТЕЛЕМ ВОЛНУЮТСЯ ДАЖЕ ПРОФЕССИОНАЛЫ С МНОГОЛЕТНИМ ОПЫТОМ — ЧТО ГОВОРИТЬ О ВЫПУСКНИКЕ ВУЗА. НА ЧТО РАБОТОДАТЕЛИ ОБРАЩАЮТ ВНИМАНИЕ В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ, СТОИТ ЛИ САМОМУ ПЕРЕЗВАНИВАТЬ ПОСЛЕ СОБЕСЕДОВАНИЯ И ЧТО ОТВЕЧАТЬ ПРО ЖЕЛАЕМУЮ ЗАРПЛАТУ — ЭКСПЕРТЫ ЦЕНТРА СОДЕЙСТВИЯ ТРУДОУСТРОЙСТВУ И РАЗВИТИЮ КАРЬЕРЫ ТОМСКОГО ПОЛИТЕХА ДАЮТ ОТВЕТЫ НА ЭТИ ВОПРОСЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ, КАК УСПЕШНО ПРОЙТИ СОБЕСЕДОВАНИЕ.

1. Соберите информацию о компании. Постарайтесь как можно больше узнать об организации, в которой хотите работать. Для этого есть сайт компании, форумы с отзывами о работодателях. Также можно обратиться к родственникам и знакомым, если они являются сотрудниками этой компании. Но отзывы на форумах нужно «фильтровать». Во-первых, они субъективны, а во-вторых, иногда их пишут не бывшие сотрудники, а конкуренты организации. Изучите саму компанию, условия труда в ней, перспективы продвижения по карьерной лестнице. С одной стороны, это поможет понять, хотите ли вы работать именно в этой компании, а с другой — будете готовы к традиционному вопросу на собеседовании «Что вы знаете о нашей компании?».

2. Узнайте точное расположение офиса, и не опаздывайте. Выходите из дома заранее, чтобы прийти на собеседование за 10–15 минут до назначенного времени. Этот запас необходим на тот случай, если не сразу удастся найти вход или офис. Если все-таки будете задерживаться, предупредите интервьюера о своей задержке. Эта рекомендация кажется незначительной, но такая мелочь, как опоздание на 5 минут, может серьезно испортить впечатление о вас. 3. Подготовьте небольшой рассказ о себе. На собеседовании часто просят рассказать о себе и подготовить небольшую речь лучше заранее. Даже если вакансия не связана с общением и от вас не требуются навыки ораторского искусства, желательно продемонстрировать способность соблюдать логику в изложении и умение выделять в потоке информации главное. Говорите о себе с профессиональной точки зрения. Особое внимание уделите тому, какую пользу компании вы можете принести. Но только не молчите, когда вас просят рассказать о себе, и не отсылайте работодателя к резюме.

4. Продумайте ответы на часто задаваемые вопросы. Конечно, невозможно предугадать, какие конкретно вопросы вам будут задавать. Но все же есть некий стандартный набор вопросов, которые задают на большинстве собеседований. Вот некоторые из них. «Назовите ваши сильные и слабые стороны». Ответственный, целеустремленный, добросовестный — так о себе говорят большинство соискателей. Лучше отказаться от банальных слов и постараться выделить свои реальные сильные стороны, при этом, снабдите их реальными примерами из учебы или работы. Старайтесь соблюдать баланс осторожности и откровенности. У каждого человека есть недостатки, но не стоит обо всех говорит. Подумайте, какие из них не имеют прямого отношения к вакансии. «Какой у вас опыт работы?». Если вы только закончили вуз и опыта работы у вас нет, то ничего страшного. Можно рассказать об опыте, полученном во время производственной практики, о своих достижениях в учебе, выигранных грантах и конкурсах, научно-исследовательской работе, если их тематика соответствует вакансии. «В чем ваши преимущества перед другими кандидатами? Почему мы должны взять на эту должность именно вас?». Обычно этот вопрос задают в конце интервью. Поэтому апеллируйте к уже названным фактам: знания, навыки, успехи, достижения, цели и стремления. Тогда ваш ответ будет наиболее выигрышным. «Сколько хотите зарабатывать?». Это самый деликатный вопрос. Проанализируйте, сколько в данной экономической ситуации получают специалисты на желаемой должности в вашем регионе. Называйте нижний порог зарплаты, то есть не меньше какой суммы вы готовы получать в данной должности, выполняя именно эти обязанности. Верхний порог оставьте на усмотрение работодателя.

5. Составьте список вопросов к работодателю. На собеседовании вы можете задавать вопросы работодателю. Это поможет и вам больше узнать о вакансии, и работодателю понять ваши мотивы, уровень компетентности, заинтересованность в работе в этой компании. Вы можете спросить о должностных обязанностях, режиме работы в компании, возможностях обучения, карьерном росте для молодого специалиста, в течение какого времени можно ожидать решение по вашей кандидатуре.

6. Не забудьте про внешний вид. Собеседование — ситуация в первую очередь деловая. Поэтому даже если в компании принят свободный стиль одежды, на собеседование лучше выбрать деловой офисный стиль. Старайтесь избегать кричащих цветов в одежде и макияже, сильных ароматов, вычурных украшений. Вы должны быть одеты аккуратно и в соответствии с ситуацией.

7. Что делать после собеседования. По завершению собеседования не забудьте поблагодарить интервьюера за уделенное вам время и внимание. Как правило, представитель работодателя описывает дальнейшую процедуру — когда и как с вами свяжутся и сообщат о результате собеседования. Но если он постарается расстаться с вами, не сделав никаких конкретных предложений, вы можете попросить разрешения позвонить самому и узнать результат. Не стесняйтесь проявлять деликатную настойчивость, но с чувством меры. Нередки случаи, когда ваш последующий звонок напоминает о вас, показывает интерес к работе и тем самым способствует принятию решения в вашу пользу.

Подготовила Александра Лисовая

Справка

В Центре содействия трудоустройству и развитию карьеры ТПУ студенты могут получить индивидуальную консультацию по вопросам самоопределения, поиска работы, планирования карьеры. Консультации проходят каждый вторник и четверг с 9:00 до 17:00 (с 13:00 до 14:00 перерыв на обед), в 322 аудитории главного корпуса. Контакты: т. 8 (3822) 606-203; e-mail: melenchuk@tpu.ru. Информация о карьерных мероприятиях для студентов публикуется на странице portal.tpu.ru/departments/otdel/oopt.

Интересно

Американский эксперт Феликс Эндикот, возглавлявший службу трудоустройства Бостонского университета, провел исследование и выявил причины, по которым в США чаще всего отказывают претендентам на получение работы. Так, на первом месте оказался «Жалкий внешний вид», на втором — «Манеры всезнайки», на третьем — «Неумение изъясняться: слабый голос, плохая дикция, ошибки» и только на двадцать девятом (!) — «Мало знаний по специальности».