Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Образовательный и промышленный стандарт: аналогия

А.И.Чучалин, проректор по учебной работе (из выступления на открытии конференции):

-Томский политехнический университет имеет своё представление о том, в каком направлении должно проводится совершенствование профессионального образования. И главной мыслью является то, что обновление стандартов высшего профессионального образования должно производится в комплексе с изменением в образовательных стандартах всех ступеней общего и профессионального образования. Только создание системы образовательных стандартов на всех уровнях многоступенчатой структуры позволит обеспечить её нормальное функционирование. Систему образования можно сравнить с неким законченным техническим изделием: образовательные программы можно считать узлами и деталями. Изделие будет нормально работать и выполнять свои функции, если узлы и детали изготовлены по стандартам. Причём наиболее жёсткие требования предъявляются к узлам соединения и к местам стыковки узлов. Они унифицируются на уровне государственного стандарта - это необходимое условие многоступенчатого производства, когда отдельные узлы и детали изготавливаются на различных предприятиях и в различных регионах. Следует констатировать, что необходимость введения государственных стандартов вызвана потребностью согласования на федеральном уровне минимума требований по содержанию учебных программ, для нормального перехода с одной ступени на другую, независимо от того, в каких регионах или областях России реализуются образовательные программы. Существуют также отраслевые стандарты, которые не противоречат государственным, они дополняют их с учётом региональных и местных условий. Образовательные учреждения выпускают специалистов различного качества, поэтому они должны сформировать свои образовательные стандарты, а также должны информировать общественность об особенностях содержания образования.

Образовательным учреждениям должны быть представлены широкие академические свободы для формирования собственных образовательных стандартов.

И в заключении, хочу познакомить вас с предложениями, с которые мы выступаем в связи с обновлением государственных стандартов:

  • Существенно сократить номенклатуру специальностей, укрупнив их.
  • Чётко структурировать направления и специальности, а также классифицировать магистерские программы и программы специализации.
  • Следует определить группу направлений и специальностей, необходимых для унификации образовательных программ в части неполного и высшего образования с целью обеспечения большей академической мобильности студентов и определить условия перехода с одной образовательной ступени на другую.
  • Необходимо обеспечить максимальную преемственность профессиональных программ по ступеням высшего образования, установив более оптимальные с роки подготовки специалистов.
  • Сократить перечень общих требований к образованности по циклам дисциплин: выделить лишь главные из них, определяющие уровень подготовки специалистов.
  • Целесообразно регламентировать основные профессионально-образовательные программы по объёму, в основном, циклами дисциплин с целью унификации программ неполного высшего образования. При этом вузу необходимо предоставить максимальную свободу в определении содержания циклов общепрофессиональных дисциплин и тем более специальных.