Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

А сам не плошай

Практика с прицелом

О чем думают школьники, поступая в вуз? Не секрет, что чаще всего — о хорошей и высокооплачиваемой работе в будущем. Именно возможность трудоустройства заметно повышает значимость высшего образования. Университет дает ребятам необходимые специализированные знания, но иногда все может застопориться из-за отсутствия практического опыта. Именно поэтому Томский политех старается по максимуму предоставить студентам возможности для прохождения практик и стажировок

Виталий Гребенников, начальник отдела практик и трудоустройства:

«Мы за то, чтобы производственную практику студенты проходили не в стенах вуза, а на производстве, — рассказывает Виталий Гребенников. — Этот год не показателен из-за сложившейся эпидемиологической ситуации, а вот в прошлом году около 80 % студентов прошли практику на реальных предприятиях. Но студенты должны понимать — чтобы попасть в хорошую компанию, нужно соответствовать ее требованиям. Грамотный подход — не только ориентироваться на возможности ТПУ, но и действовать по принципу «создай себя сам». Нужно участвовать в разных конкурсах, олимпиадах, чемпионатах, показывать свой уровень, формировать хорошее портфолио, а также выбирать место для практики осознанно и дальновидно. Это в итоге даст и положительный опыт, и характеристику, а иногда и рабочее место».

Елизавета Обернихина, выпускница магистратуры ТПУ по направлению «биотехнология»

Совершенствовать и создавать

В Томский политех Лиза поступила после окончания бакалавриата в Карагандинском государственном техническом университете. — ТПУ — один из сильнейших вузов в России, реализующий перспективные направления в сфере фарминдустрии. Мой выбор пал на биотехнологию — эта программа охватывает химию, клеточную биотехнологию, микробиологию, а также готовит технологов для биотехнологического производства. Учиться мне было интересно, за два года получила необходимые знания, навыки и опыт. Благодаря сильному преподавательскому составу имею хорошую базу знаний и могу применять их на практике. Очень благодарна руководителю НИРС Вере Юрьевне Куксенок. Это преподаватель, который может объяснить все нюансы своего предмета. Постоянное продуктивное взаимодействие позволило мне полностью реализовать себя как начинающего исследователя. Также хочется сказать отдельное спасибо доцентам Юлии Александровне Лесиной и Анастасии Сергеевне Кузнецовой. Они давали пищу для размышлений, поддерживали интерес к своим дисциплинам и желание глубже изучать их. Я убеждена, что у меня получилось стать стажером Санкт-Петербургского НИИ вакцин и сывороток именно благодаря такой сильной подготовке. Стажировку я нашла на сайте предприятия в разделе «карьера», выполнила все условия и была приглашена на видеособеседование.

Мне удалось поработать в иммуно-микробиологической лаборатории в отделе контроля качества, познакомиться с производством вакцин от гриппа, увидеть, как работает такое большое производство. Я принимала участие в разработке карт учета микробиоты производственных помещений. Проводила первичный учет результатов контроля, идентификацию выросших микроорганизмов и их биохимическую идентификацию. Сейчас меня пригласили в основной штат сотрудников НИИ вакцин и сывороток на должность микробиолога II категории.

Моя карьера в мире биотехнологии только начинается, поэтому у меня нет точного ответа, кем я вижу себя через энное количество лет. Но я всегда ищу новые знания и возможности их применять, поэтому и дальше буду развивать свои профессиональные навыки. Биотехнологии — очень актуальное направление. Это и о сельском хозяйстве — создание новых сортов и поддержание высокой урожайности, и о новых лекарственных препаратах — повышение качества жизни человека и животных. Биотехнология — это широкий спектр методов, призванных усовершенствовать то, что мы уже имеем, и создать то, в чем нуждаемся.

Геннадий Чипинов, студент бакалавриата Школы инженерного предпринимательства по направлению «инноватика»

Реальная работа с настоящим продуктом

В Сибирь Геннадий приехал из Астрахани. ТПУ выбрал потому, что хотел учиться именно на этом направлении.

— В России не так много вузов, где есть собственные бизнес-школы или обучают науке об инновациях. К тому же у ТПУ очень высокий рейтинг среди российских вузов.

И вуз, и направление оправдали все ожидания. Томский политех предоставляет возможность развиваться всесторонне — выступать на мероприятиях и конференциях, узнавать новое на семинарах. К тому же здесь очень сильный преподавательский состав и уже на втором курсе большое количество профильных предметов.

Совокупность пар с внеучебной деятельностью — очень и очень хороший метод развития, особенно когда это все высокого уровня. Мне повезло принять участие в деловой игре «Построй компанию/продай компанию». За 10 часов игрового процесса участники должны были прожить полный цикл развития в инновационной индустрии. Это было очень интересно, потому что игра максимально приближена к реальной жизни. В ней нет четких правил, указаний и советов. Участники показывали свою самостоятельность и способность анализировать ситуацию.

Как правило, в различных конкурсах я участвую сам, смотрю расписание мероприятий в Томске и записываюсь. Но в этой игре мне предложила поучаствовать мой преподаватель-куратор Наталья Геннадьевна Максимова, за это ей отдельная благодарность. Первая игра дала заряд для участия во втором этапе, а затем и в финале. Именно по результатам игры я выиграл стажировку.

Сейчас я нахожусь в наукограде России — городе Троицке. Место, где я выиграл стажировку, — компания «ТехноСпарк», она занимается серийным созданием стартапов. Моя должность — младший венчуростроитель в компании «Поларус», которая разрабатывает лазеры. Отличие этой стажировки от учебно-ознакомительных практик в том, что это реальная работа в компании с настоящим продуктом. Считаю, что 9 месяцев, проведенных здесь, дадут мне не только диплом в виде стартапа, стаж и воспоминания, но и бесценный опыт работы венчуростроителем. На втором курсе я мог об этом только мечтать.

Отдельно хочется заметить, что практики в нашем деле — обязательный пункт. Многие студенты считают, что на практику можно ехать только на старших курсах — и то, куда вуз отправит. Я с этим категорически не согласен, потому что не важен возраст, все напрямую зависит от стремления. Это неотъемлемая часть нашей работы — деятельность, направленная на улучшение своих профессиональных качеств.

Что касается работы в будущем, я пока не определился. Точнее так: неопределенность отсутствует — я еще не выбрал. Мое направление готовит специалистов для разных областей. Все нужно пробовать. И венчурное строительство — первый тест.

Подготовила Елена Ефстифеева