Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Дирижеры мультимедиа

О том, как отдел мультимедийных комплексов ТПУ переживает эру коронавируса,

Новые реалии изменили многие привычные процессы. Технологии дистанционного обучения, которые верно, но довольно медленно внедрялись в систему высшего образования, этой весной буквально за пару дней стали основными и единственно работающими. Сразу многократно выросла значимость понимающих в информатизации специалистов. Пропорционально выросла и их загруженность. О том, как отдел мультимедийных комплексов ТПУ переживает эру коронавируса, о технике и человеческой природе мы поговорили с руководителем отдела Антоном Созоровым

То, что зажгло

«Передача знаний, на мой взгляд, — одна из самых важных сфер деятельности человека. А автоматизация очень сильно этому процессу помогает», — с такой установкой Антон окончил факультет автоматики и вычислительной техники ТПУ. А пока учился, уже подрабатывал системным администратором в вузе. «Компьютеры в начале 2000-х были слабые и ненадежные, еще присутствовала операционная система MS-DOS, народ с трудом осваивал новшества, постоянно вызывал нас на помощь, мы бегали между корпусами и на пальцах показывали, как и что делать. На днях я задумался, с людьми или с техникой я больше работаю. И, похоже, все-таки не с техникой», — говорит Антон.

Большая лекционная 234-ая в главном корпусе — первая аудитория, в обустройстве которой он участвовал, лично устанавливая на каждый из 80 компьютеров операционную систему. Это было довольно изнурительно, потому хорошо запомнилось.

«Чем хороши аудитории с обратной связью? Преподаватели задают вопрос студентам, те мгновенно отвечают. По сводной таблице преподаватель видит, как усвоен материал, и может изменить свою тактику, донести его иначе. Радость студентов, которые воодушевлялись от того, что их мнение важно для учебного процесса, меня собственно и «зажгла». Я понял: мне интересно этим заниматься».

Команда

В отделе на сегодня восемь человек. У всех разное образование технической направленности. Есть и самородки, делающие такие вещи в электронике, которые многим кажутся невероятными. Активно привлекаются студенты-политехники, и уже трое из них остались работать.

«Как оказалось, не так-то просто найти “два в одном” — ответственного и одновременно технически грамотного человека. Именно ответственность — минимально необходимое качество для работы у нас. Если вдруг гипотетически кто-то не пришел на работу и не “заменился”, то сто человек, ждущие у аудитории, не попадут на занятие. Впрочем, такие случаи трудно припомнить»,— рассказывает Антон.

… и тайная комната Гарри Поттера

Мультимедийщики ТПУ проектировали и обслуживают деятельность актового зала и шести больших лекционных аудиторий главного корпуса. А еще есть «тайная комната Гарри Поттера» (смеется Антон) — 202 лекционная аудитория. В нее довольно сложно попасть, но некоторые преподаватели, которые пишут много формул, любят ее особой любовью, потому что в ней сохранилась единственная в главном корпусе меловая доска.

За отделом также закреплено обслуживание всех технически сложных мероприятий. Видеоконференции, трансляции — всюду, где используется аудиовизуальная техника и нужен интерактив с компьютером, их призывают на помощь. На открытии Научного парка, например, секции проходили параллельно в пяти аудиториях. Ребята приехали на место с техникой и буквально жили там несколько дней.

Нон-стоп

«А сейчас, так как зверствует коронавирус, мы работаем нон-стоп…».

16 марта было объявлено: «С завтрашнего дня ТПУ переходит на дистант». Тогда слабо верилось, что это вообще возможно. Ситуация развивалась быстро. После общего собрания с проректором по цифровизации Александром Фадеевым специалисты до вечера обсуждали, какие технологии могут помочь работе многотысячного коллектива. Вариантов было много. Но отдел уже более пяти лет «сидел» на zoom, было понимание: это стабильно работающая платформа. Многие о ней впервые услышали только весной, а в отделе уже было несколько лицензий.

«Наш опыт говорил: вопросов будет много. Поэтому часов до 11 вечера я делал видеоинструкцию по работе с zoom. Мы сразу же опубликовали ее и подозреваю, что сняли этим множество вопросов. Следующие дни все службы работали на разрыв. И я считаю, что по сравнению с другими вузами мы справились очень неплохо. Уже в апреле была конференция в Инженерной школе природных ресурсов, и мы обеспечивали параллельную работу 12 секций. Провели семинар по использованию Cisco Webex, сделали запись и до сих пор рассылаем вместе с лицензией на использование. Уже знаем, что важно сказать в инструкции, что второстепенно, какую ждать реакцию — это как огранка драгоценного камня».

Тик-так

Антон показывает календарь, который по часам заполнен мероприятиями. Заявки сыплются со всех сторон через письма, служебные записки. «Поток ежедневно очень большой. Параллельно на сеансах используются от 5 до 12 лицензий, ведь большинство мероприятий перешло в онлайн. Отделу помогло то, что процесс централизованного учета выкристаллизовался у нас довольно давно. Я люблю структурировать рабочее время и формализовывать бизнес-процессы. Каждый сотрудник понимает, в какой момент и что должен сделать. Никто не сидит, мы постоянно в беге, подключаемся, помогаем, следим за связью. Раньше думали, как бы нам получше все спроектировать, а сейчас больше о том, как успеть поесть и поспать. В отпуске стараемся не дергать коллег, чтобы отдохнули по максимуму. Нагрузка у всех большая, и, к удивлению, пока везем».

Природа человеческая

Этот год очевидно показал: не все преподаватели хотят и готовы изучать новые технологии. Их немного в процентном соотношении, но времени, благодаря активному сопротивлению, они отнимают достаточно. Как метко сказал проректор по цифровизации: «есть такие — насильно депортированные в интернет…». Однако специалистов радует, что большая часть политехников уже оценила, какой инструмент у них в руках, и даже частично научилась им пользоваться. Обратная связь с дистантом — мгновенная! География — не вопрос, читать лекции можно всему миру. Вопрос только в качестве того, что читаешь. В общем, время огромных возможностей для самосовершенствования. Коронавирус, по словам Антона, раскрыл потенциал дистанционных технологий, только пользуйся.

«Поэтому хотел бы пожелать политехникам позитивного отношения к уже свершившимся фактам, — итожит он. — Не розовых очков, а принятия факта: происходящее — уже объективная реальность. И у нас есть власть только менять отношение к ней. Более внимательно относиться к текущим событиям и стараться по максимуму выжать пользу из того что происходит, для себя лично и для окружающих».

Подготовила Елена Ефстифеева