Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Слово - секретарям

В преддверии празднования 100-летия комсомола своими воспоминаниями с читателями газеты «За кадры» делятся бывшие секретари комитета комсомола Томского политеха.

Валерий Хмелев: «Это была большая честная работа и большая нагрузка»

Валерий Хмелев, кандидат технических наук, секретарь комитета комсомола Томского политеха (1975–1979)

- В 1966 году я поступил на физико-технический факультет (ФТФ) Томского политехнического института. Мой путь в комсомол, можно сказать, случился через творчество. Я посещал драмкружок при Доме культуры ТЭМЗ. И ровно полвека назад, когда в областном Театре драмы проходил большой городской концерт к 50-летию с момента образования комсомола, принял участие в композиции, посвященной юбилейному празднику. Это было впечатляюще и волнительно. Параллельно с занятиями в драмкружке я был диктором на радио ФТФ и на радио всего политехнического института. Тогда было принято, что руководитель факультетского радио входит в бюро комитета комсомола факультета. В мое время радио руководил Владимир Литицкий, в настоящее время замдиректора Физико-энергетического института в Обнинске. Володя окончил вуз и предложил мне возглавить радио ФТФ - так я автоматически стал членом бюро комитета. Потом из вуза выпустился наш секретарь Виктор Киселев, и опять же предложил мне его заменить. Три года я совмещал научную работу в аспирантуре и одновременно занимался комсомольскими делами отнюдь не последнего факультета в ТПИ. После чего последовало еще одно предложение - от парткома института - возглавить комсомольскую организацию всего Томского политеха. Четыре года я руководил комсомольцами ТПИ. Параллельно защитил диссертацию по освоению Туганского рудного месторождения в Томской области и стал кандидатом технических наук.

Это были интересные годы, я вспоминаю их с большим удовольствием. Например, активно развивалось клубное движение?- в общежитиях открывались клубы по интересам. При ФТФ мы тогда организовали клуб «Гамма». С одной стороны, это отсылка к гамма-излучению - термину, известному и близкому всем студентам факультета. С другой - напоминание о гамме чувств. В клубе у нас можно было и пообщаться, и подискутировать на актуальные темы, и проявить все свои таланты - музыкальные, танцевальные, юмористические. В то время развито было стройотрядовское и патриотическое движение. Очень помогали в охране общественного порядка оперативные отряды, состоящие из комсомольцев. Многие ребята после полученного в Добровольной народной дружине опыта ушли работать в органы внутренних дел, в подразделения КГБ.

Мой трудовой путь, благодаря комсомолу, сложился таким образом: я был приглашен в Томский обком партии, в отдел науки учебных заведений, потом был секретарем райкома партии Советского района. По направлению учился в Москве в Высшей школе КГБ и до 1991 года работал в центральном аппарате КГБ СССР. Затем, в 90-е годы, с академиком В.Е. Паниным участвовал в создании на базе Института физики прочности и материаловедения Российского материаловедческого центра и трудился там замдиректора. Позже работал в частной фирме, теперь пенсионер.

Комсомол - это большая честная работа и большая нагрузка. И огромный жизненный опыт. Самое главное - в те годы развились организаторские способности, которые затем очень понадобились, где бы я ни работал: и в обкоме при работе с научными коллективами, и в комитете госбезопасности, где я занимался в том числе подбором и расстановкой кадров. С полной уверенностью могу сказать, что комсомол мне дал все. Я женился на комсомолке в комсомольском возрасте, у меня родился сын, появилось жилье.

Комсомол многих вырастил. Не секрет, что в органах власти, во главе многих предприятий и компаний стоят комсомольцы. У них большой организаторский и хозяйственный опыт, навык работы с людьми. И комсомольцам, и нынешней молодежи я хотел бы пожелать ставить общественные интересы выше личных, иначе нашей стране не выстоять.

Александр Рябчиков: «Я прошел бы тот же путь без колебаний и сомнений»

Александр Рябчиков, заведующий лабораторией высокоинтенсивной имплантации ионов, секретарь комитета комсомола Томского политеха (1979–1981)

- Вся моя жизнь связана с Томским политехом, с момента поступления на специальность «физическая электроника» электрофизического факультета. Учился я хорошо. Как шутили мои друзья, «у тебя самая скучная зачетка, ни одной четверки». И через два года такой учебы появилась возможность получать ленинскую стипендию. Нас, стипендиатов, в группе было двое - я и Николай Гаврилов, сейчас замдиректора по науке Института электрофизики в Екатеринбурге. А если ты ленинский стипендиат, то должен не только хорошо учиться, но и активно участвовать в общественной жизни. И нам двоим поручили отвечать за третий трудовой семестр - это организация на факультете работы студенческих строительных отрядов, помощь в ремонте общежитий. Этим направлением я занимался три года, потом окончил Томский политех и попал в НИИ ядерной физики, заняв должность старшего инженера. Через два года поступил в аспирантуру, в срок представил кандидатскую диссертацию, и как только защитился, меня «вычислил» Валерий Хмелев, секретарь комитета комсомола Томского политеха. Пригласил, сказал, что надо бы возглавить Бюро молодых научных сотрудников. Я подумал: «Молодые ученые - это же хорошо» - и согласился. Однако, как оказалось, делал он это с дальним прицелом. Через год его пригласили работать в обком партии, а меня избрали секретарем комитета комсомола Томского политехнического института.

Дел было очень много. Это и студенческие строительные отряды - в мои годы в ТПИ их было более 40, по 4-5 на факультет, и группа «Поиск» - отряд, который выезжал на Смоленщину и строил памятник погибшим воинам-сибирякам. Конкурсы самодеятельной песни, движение СТЭМ (студенческие театры эстрадных миниатюр), фестиваль, посвященный 60-летию комсомольской организации ТПИ, - в 1981 году мы впервые спланировали и провели мероприятие на 6 000 студентов во Дворце зрелищ и спорта. С одной стороны, под деятельность комсомола всегда пытались подвести идеологическую подоплеку, но по существу мы занимались очень конкретными и полезными делами.

Для меня комсомол стал серьезной школой жизни. Если бы я ее не прошел, если бы не возглавлял в свое время 13-тысячный коллектив студентов-комсомольцев Томского политеха, то вряд ли стал бы потом заместителем директора и директором НИИ.

До комсомола я был стеснительным, никогда не выступал перед большими коллективами, а тут практически ежемесячно приходилось держать речь на комсомольских собраниях факультетов. Хорошо помню свое первое выступление перед химиками, я переживал, готовился к нему недели две. Постепенно, шаг за шагом, привык к большим аудиториям, готов был отвечать на любые вопросы, и это дало мне уверенность в себе. И когда на ученом совете НИИ ЯФ меня предложили избрать директором института, у меня уже не было комплексов и боязни. Время было сложное, 90-е годы, надо было ездить в Москву, в Министерство, «выбивать» финансы, много общаться с разными людьми. Навыки, полученные в комсомоле, очень пригодились тогда.

И, конечно, комсомол дал мне настоящих друзей, которые рядом по сей день. Мне хотелось бы пожелать им, как и всем комсомольцам, несмотря на возраст, сохранять активную жизненную позицию.

Сегодня я ощущаю, что очень не хватает организации, которая бы направляла силы молодежи в верное русло. И пожелание у меня одно: сгенерировать в интересах будущих поколений общенациональную идею молодежного движения, которое бы выполняло не идеологические функции, а организующие, объединяющие.

Юрий Дементьев: «Комсомол дал мне старт в жизни»

Юрий Дементьев, руководитель отделения электроэнергетики и электротехники, секретарь комитета комсомола Томского политеха (1985–1988)

- У меня был до института небольшой опыт работы лидером комсомольской организации своей школы. Однако пока я учился в Томском политехе, на факультете автоматики и электромеханики, в комсомольском активе не состоял. Хотя опыт общественной жизни «нарабатывал», так как со второго курса был старостой группы. После окончания вуза в 1975 году меня оставили на кафедре электротехники младшим научным сотрудником. И через два года декан факультета Юрий Петрович Похолков предложил мне стать комсомольским вожаком нашей факультетской организации. Сказал: «Поработать надо так, чтобы факультет зазвучал, а потом уже пойдешь в аспирантуру и продолжишь карьеру». Отношение к организации молодежного движения тогда было очень серьезное, должность была выборная и освобожденная, то есть работал я в вузе, а зарплату получал в горкоме комсомола.

С аспирантурой так и получилось: в 1980 году, с подачи Юрия Петровича Похолкова, я начал работу над диссертацией. Только не у нас, а в Будапештском техническом университете в Венгрии. Защитился и, наверное, стал первым в Томске, а может и в Сибири специалистом, имеющим степень PhD - доктора философии в технических науках.

В декабре 1984 года вернулся в ТПИ, и в начале 1985 года меня вызвал к себе ректор Иван Петрович Чучалин, другие руководители вуза и парткома и предложили возглавить комитет комсомола всего института. Так на три года я стал лидером самой многочисленной из томских вузов комсомольской организации?- в ТПИ было более 10 000 студентов-комсомольцев! И утверждали мою кандидатуру на уровне Центрального комитета комсомола в Москве. Годы были очень непростые, началась перестройка, каждый день появлялось много новых задач и зачастую противоречивой информации. Стоит вспомнить баталии вокруг того же введения сухого закона! Но мы продолжали заниматься своими делами - стройотрядовским движением, помогали строить стадион. Помню, с каким азартом проходили соцсоревнования между группами на осенних выездах на сбор картошки, мы вручали победителям знамена, торты и арбузы. Комсомольцев мы могли поощрять только морально, но делали что могли. Да, некоторые вещи в те времена были заидеологизированы, но дела были реальны и интересны, сейчас этого не хватает.

Комсомол для меня - это то, что я сейчас есть. Я прямо могу сказать, что он дал старт моей судьбе. Например, если бы я находился где-то в арьергарде, не на виду, вряд ли меня отправили бы в аспирантуру в Будапешт, и жизнь бы уже повернулась по-другому. Я был иностранным учащимся, и это сильно помогло мне потом в дальнейшей трудовой деятельности и в руководстве иностранными аспирантами уже здесь. Самое главное, чему меня научил комсомол, - работать с людьми, человечно к ним относиться. Сегодня очень сложное время, зачастую приходится людей убеждать, вдохновлять на работу. Иногда слышишь: «Это плохо, то плохо». Приходится разговаривать: «А что ты сделал на своем месте, чтобы было хорошо?»

Еще, конечно, молодость - это друзья, мы до сих пор регулярно встречаемся, никогда не пропускаем день рождения комсомола, который празднуется 29 октября. Всем комсомольцам я хотел бы пожелать крепкого здоровья - это самое главное сегодня. А еще жить, надеяться и верить.

Будущим же поколениям хотелось бы сказать, что нужно искать объединяющее всех начало. Например, сейчас стали возобновлять свое движение стройотряды - совместная работа и совместный отдых - это очень хорошо. Уроки общения, друзья и память на всю жизнь. Но это не для всех, а хотелось бы, чтобы молодежное движение стало массовым.