Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Почему время – это отношения

Как взять будущее в свои руки и причем здесь средневековые монахи

МЫ ПОСТОЯННО ИМЕЕМ ДЕЛО СО ВРЕМЕНЕМ — ПЫТАЕМСЯ ПРИВЯЗАТЬ РИТМ СВОЕЙ ЖИЗНИ К СТРЕЛКАМ ЧАСОВ, ПЛАНИРУЕМ БУДУЩЕЕ И ХРАНИМ ВОСПОМИНАНИЯ О ПРОШЛОМ. НАМ КАЖЕТСЯ, ЧТО В СТРЕССОВОЙ СИТУАЦИИ ТЕЧЕНИЕ ВРЕМЕНИ БУКВАЛЬНО ЗАМЕДЛЯЕТСЯ, А ИНОГДА ПРЕДАТЕЛЬСКИ УСКОРЯЕТСЯ. НО ЧТО МЫ НА САМОМ ДЕЛЕ ЗНАЕМ О ВРЕМЕНИ? ПОЧЕМУ МЫ ПРЕДСТАВЛЯЕМ БУДУЩЕЕ ТАК, А НЕ ИНАЧЕ? И ЧТО ЛЮДИ КАК СУЩЕСТВА СОЦИАЛЬНЫЕ ДУМАЛИ О ВРЕМЕНИ 500 ЛЕТ НАЗАД? ОТВЕТЫ НА ЭТИ И ДРУГИЕ ВОПРОСЫ ИЩЕТ АНТРОПОЛОГИЯ ВРЕМЕНИ. В ЭТОМ НАПРАВЛЕНИИ РАБОТАЮТ И УЧЕНЫЕ ТОМСКОГО ПОЛИТЕХА. МЫ ПОБЕСЕДОВАЛИ С ДОЦЕНТОМ КАФЕДРЫ ИСТОРИИ И ФИЛОСОФИИ НАУКИ И ТЕХНИКИ ТПУ АНТОНОМ КОТОВЫМ И ЗАПИСАЛИ ИНТЕРЕСНЫЕ МЫСЛИ ОБ ОТНОШЕНИЯХ ЧЕЛОВЕКА И ВРЕМЕНИ.

«Антропологию времени интересует эволюция представлений «о времени со временем». Это сравнительно молодое направление, сформировавшееся в 70-х годах XX века. Тогда при описании различных этнических групп начали выделять такую категорию, как «время», стали говорить о его восприятии у разных народов.

Впервые ученые рассматривали восприятие временного горизонта в африканском обществе — в племенном союзе Нуэров.

Для этих людей время циклично — их ритм жизни определяется сезонными изменениями климата, временные отрезки постоянно повторяются.

Лично я заинтересовался антропологией времени, когда наткнулся на картины начала XX века, изображавшие представления людей о будущем, — его связывали в первую очередь с техническим прогрессом. Мне стало интересно, почему они изображают будущее именно так, а не иначе?

Отгородиться Фейсбуком

Есть время объективное, измеряемое секундами, минутами, а есть наше восприятие этого времени. Так вот объективное время обычному человеку не очень интересно. То, что у вас часы отстают или спешат на пару минут, на вашу жизнь особого влияния не оказывает. А что же оказывает влияние? Другие люди, отношения с ними. Поэтому из большого числа определений понятия времени мне больше всего нравится такое:

Время — этом отношения между людьми

Например, до того как в XX веке у всех появились паспорта, людям в общем-то было не очень важно, в каком году они родились. Во многих семьях есть истории про бабушку или прабабушку, которая не знала, когда же она родилась. Но бабушка могла сказать, что при ее рождении ее маме было столько-то лет, что происходило тогда вокруг. Согласитесь, когда мы вспоминаем какую-то историю из прошлого, дату события нам вспомнить гораздо сложнее, чем саму историю. Для нас по-прежнему объективное время — что-то стороннее, нам трудно привязать свою жизнь и события в ней к хронологической цепочке.

Когда привычная картина социальных отношений резко меняется, как она обрушилась в России в 90-е годы, устоявшиеся связи между людьми тоже разрушаются. Тогда у нас возникает ощущение, что время очень быстро бежит.

И, наоборот, в стабильные периоды истории картина отношений между людьми устойчивая, и мы ощущаем время как нечто размеренное. Люди хотят контролировать не столько время, сколько свое будущее. Для этого мы заводим календари, строим планы. У наших родителей, как правило, был один большой план, тесно связанный с единственным местом работы, семьей.

У современных людей может быть одновременно несколько планов, потому что отношения в обществе стали сложнее. Чем больше у вас социальных связей, чем больше социальных ролей вы выполняете — вы работник, друг, отец, муж, сноубордист, старший по подъезду, волонтер и так далее — тем проще вам планировать свою жизнь одновременно в разных сферах. Для вас будущее многовариантно. Если уволят с работы, то вы превратите хобби в работу, обратитесь к друзьям за помощью. В общем, картина будущего от этого не рухнет. Такие люди чувствуют себя увереннее в плане будущего, чем те, кто живут в режиме «дом–работа».

Поэтому, чтобы управлять своим временем и своим будущим, нужно работать над отношениями с людьми. В ситуации все усложняющихся отношений человек может наоборот отгородиться от общения. Это подтверждают исследования, проводимые компанией «Фейсбук». Через год-полтора после регистрации в социальной сети мы оставляем в друзьях только тех, кто разделяет наши взгляды.

Мы фильтруем друзей и тем самым сужаем свою картину будущего, отказываемся видеть разные его варианты.

Революционеры из прошлого

Революция в восприятии будущего и времени была всего одна — она произошла на рубеже XVIII века, когда в западной культуре формируется идея прогресса. До этого людям в большинстве своем не приходило в голову, что завтра будет чем-то отличаться от сегодня. Более того, до сих пор не всем людям близка идея прогресса. На вводных лекциях я провожу тестирование среди студентов, как они воспринимают историю. И меня ставит в тупик, что есть ребята, которые, приходя в технический вуз, имеют представление о времени как о чем-то цикличном.

Как рождается идея прогресса? Кому и почему пришло в голову, что завтра не будет так, как сегодня? В своих исследованиях я ищу ответы на эти вопросы. И прихожу к выводу, как и ряд российских и зарубежных исследователей (например, Р. Козеллек), что прогресс запускает определенный социальный опыт человека, а развитие технологий здесь вообще вторично.

Сейчас я изучаю работы немецкого хрониста XV века — Тилеманна фон Вольфхагена. Европу опустошают эпидемии чумы, и большинство хронистов того времени, а это в основном монахи, пишут, что завтра наступит Конец света и никакого будущего не будет. И я обнаружил одну хронику Тилеманна, в которой тот обращается к читателю через 100 лет и дает жизненные советы. Это очень необычно для того времени. Во-первых, он смотрит так далеко вперед, его читатель точно с ним не встретится. Во-вторых, раз есть читатель, значит, есть некое будущее, и оно изменчиво. Автор всякий раз говорит, что будет что-то другое, новое. Смотрим на самого автора, и оказывается, что он живет на пересечении торговых путей, вокруг него постоянные торговые войны, его карьера идет ввысь — он получает статус имперского нотариуса, участвует в жизни и местного сообщества, и в жизни межгородской, удачно женится — он постоянно меняет свои социальные статусы. По сравнению с другими авторами — монахами, всю жизнь живущими в одном монастыре, — у него богатейший жизненный опыт. И именно ему приходит в голову мысль, что завтра точно настанет и оно будет не таким, как сегодня.

Мы с вами тоже живем в эпоху трансформации представлений о будущем, но о какой-то революции говорить рано. Если в XVIII–XIX веках будущее было очевидным, технический прогресс рисовал ясную картину. Да что говорить, вся современная фантастика базируется на образах прошлого века, то обратите внимание, что новых фантастических образов в культуре сегодня не появляется. И сейчас никто не может представить будущее как общую картину.

Отсутствие единой картины будущего — это особенность нашего поколения.

Записала Александра Лисовая