Представляемый среднестатистический „портрет идеального преподавателя составлен сотрудниками социолого-психологической службы на основании обобщения мнения преподавателей 3-х факультетов - ФТФ, МСФ, ТЭФ, отвечавших на вопрос о том, какими качествами должен обладать идеальный преподаватель.
Итак, перед нами опрятно одетый, спокойный, эмоционально сдержанный, вежливый, располагающий к общению человек. На лекциях у такого преподавателя не заскучаешь. Ещё бы! Он излагает учебный материал чётко, доступно, увлечённо. Прекрасно владеет аудиторией, с подлинным артистизмом умеет увлечь предметом любого, даже случайного слушателя. Чувствуется, что этот человек знает предмет не по учебникам, а всесторонне и глубоко изучил его на практике. Его компетентность, распространяющаяся и на смежные области знаний, позволяет понять неразрывную связь одного предмета с другим. Образная правильная речь, тонкое чувство юмора, способность почувствовать эмоциональный настрой аудитории превращает его из обычного лектора в пламенного трибуна.
Такого преподавателя отличает собранность, деловитость, готовность терпеливо объяснять очевидное, ровное отношение ко всем студентам. Студенты - это партнёры по общению, с которым идеальный преподаватель обращается как с равным себе, но при этом не допуская панибратства и фамильярности. У него уважительный, индивидуальный подход к студенту. Он не только профессионал, но и авторитетный воспитатель, рядом с ним студенту неловко проявлять своё бескультурье, отсутствие знаний, что побуждает к интеллектуальному, личностному росту. Студенты любят такого преподавателя, потому что он любит их.
И, наконец, чтобы быть идеальным, преподавателю необходимо здоровье, высокая работоспособность, умение правильно организовать свой труд и отдых.
Есть ли место представленному идеальному преподавателю в учебно-образовательном процессе нашего университета и далёк ли идеал от реальности, судить вам, уважаемые читатели.
Сегодня в нашей рубрике мы представляем И. В. Кучеренко, м.и., профессора кафедры МПИ ФГН.
-Игорь Васильевич, студенты говорят, что вы импонируете им тем, что позволяете себе «лирические» отступления во время лекций. Это ваш намеренный приём или просто экспромт?
- Бывает и экспромтом, но иногда хочется просто разрядить обстановку.
- Скажите, а можно на учиться быть преподавателем по книгам?
-Навряд ли, здесь необходим не только интерес, но и, наверное, призвание. Нельзя к преподаванию подходить формально, это достаточно тонкий процесс.
- А вы когда почувствовали в себе призвание?
- Меня сразу после окончания института оставляли на факультете, однако тогда, в 60-е годы, было очень модно сначала поработать на производстве. У меня интерес к научной работе был ещё со школьной скамьи, а уже потом, как дополнение, появился интерес к педагогической работе. Однако я довольно-таки быстро втянулся в неё, стал набирать опыт в общении со студентами, в знании своего предмета.
- А были ли какие-то трудности на первых порах?
- У меня не было никаких психологических барьеров, несмотря на то, что я не могу похвалиться тем, что человек коммуникабельный, но общий язык со студентами мне находить удавалось и тогда, и сейчас.
- А чем отличался тогдашний студент, 60-х, 70-х годов, от нынешних?
- Мне кажется, раньше уровень подготовки предвузовской и, даже отчасти вузовской, был выше. Это связано с общеизвестными причинами, например, падением сейчас престижа профессии инженера, трудностями переходной экономики и т.д.
- Вы испытывали влияние учителей на манеру вашего ведения лекций?
- Безусловно. Среди моих авторитетов - Л.Л.Халфин, Б.Н.Шахов и другие. С течением времени я стал замечать влияние этих люден на себя с большей силон. Прежде всего, это влияние сказывается на манере поведения в студенческой аудитории. Я, вслед за своими учителями, избегаю каких-либо нравоучительных проповедей, если это касается бескультурья наших студентов: пытаюсь отделаться шуткой, не задевая самолюбия. Если кто-то входит в головном уборе, я просто напоминаю, что вообще-то раньше в помещении не снимали головные уборы только женщины.
Затем ещё один момент - лектор должен знать материал так хорошо, чтобы позволить себе не читать лекцию по конспекту. Я в своё время отказался даже от тезисных записей.
- А есть ли по-вашему совсем безнадёжные студенты?
- Я придерживаюсь мнения, что таких студентов не бывает. Главное, подобрать к каждому свои ключик. За тридцать лет моей работы было таких три-четыре человека. Один из них сейчас готовит докторскую диссертацию.
Вопросы задавал Р.Владов