Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Создатель бетатрона

История жизни Льва Ананьева

ЕСЛИ БЫ НЕ СЛУЧАЙНОСТЬ, ОДИН ИЗ ГЛАВНЫХ РАЗРАБОТЧИКОВ МАЛОГАБАРИТНОГО БЕТАТРОНА — САМОГО МАЛЕНЬКОГО В МИРЕ УСКОРИТЕЛЯ ЧАСТИЦ, А ТАКЖЕ САМОЙ УНИКАЛЬНОЙ И САМОЙ ВОСТРЕБОВАННОЙ НА СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ РАЗРАБОТКИ ТПУ, — В 1950-Е ПЕРЕЕХАЛ БЫ В МОСКВУ. КТО ЗНАЕТ, КАК СЛОЖИЛИСЬ БЫ ТОГДА ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, СЛУЧИСЬ ЛЬВУ АНАНЬЕВУ ОТЛОЖИТЬ В ТУ ПОРУ ПОЕЗДКУ В НОВОСИБИРСК? НО ОН ПОЕХАЛ.

Неслучайные обстоятельства

Лев Мартемьянович Ананьев — коренной томич. Родился в семье служащих. В 1932 году его семья переехала в Новосибирск, там он окончил девять классов и поступил в Новосибирский институт военных инженеров железнодорожного транспорта (НИВИТ). Окончив два курса этого института, в 1945 году молодой человек перешел в Томский политехнический институт (ТПИ, сейчас ТПУ) на престижный тогда Электрофизический факультет (сейчас ФТФ).

На пятом курсе Льву Ананьеву было предложено перейти на новую специальность, в спецгруппу 164. Он согласился и стал одним из первых студентов ТПИ, начавших работы в области физики и техники ускорения электронов. По окончании института выпускники этой спецгруппы должны были получить назначение из Москвы. Но случай распорядился иначе.

Так вышло, что, когда происходило распределение, Ананьев был в Новосибирске и его «направление» уехало назад. А Лев, раз так получилось, был оставлен в институте ассистентом кафедры техники высоких напряжений. Случай и выбор, сделанный Львом Ананьевым, определили всю его дальнейшую жизнь, а заодно, возможно, и жизнь всей томской и российской науки. Работая в научной группе под руководством ректора ТПИ Александра Воробьева, молодой ученый Лев Ананьев осуществлял исследования индукционного ускорителя электронов — бетатрона. И в 1947 году под руководством Ананьева ученые ТПИ создают первый малогабаритный бетатрон. В 1959 году 33-летний Лев Ананьев основал в ТПИ кафедру промышленной и медицинской электроники. В начале 1960-х кафедра совместно с экспериментально-производственными мастерскими ТПИ передала заказчикам несколько экземпляров переносного малогабаритного бетатрона ПМБ-6. В дальнейшем разработка была запущена в серийное производство. Этот бетатрон был прост в обращении, приобрел популярность потребителей и использовался для неразрушающего контроля в нестационарных и полевых условиях.

В последующие годы малогабаритный бетатрон стал одним из успешных примеров коммерциализации научных разработок Томского политеха. Пользуется эта разработка большой популярностью и сегодня. Тем более аналогов бетатрону в мире не существует и по сей день.

Светлана Григорьева, Виталина Михетко

Справка

Бетатроны — самые маленькие ускорители частиц, образующие вторичные рентгеновские лучи. Их используют в промышленности для контроля прочности сварки или литья, а также в досмотровых комплексах. Рентген, полученный на томских ускорителях, может просвечивать сталь толщиной до 30 сантиметров. Это одна из самых ранних инновационных разработок томских политехников. Разрабатывала кафедра промышленной и медицинской электроники ТПИ под руководством Льва Ананьева и другие уникальные приборы. Так, в 1980-е под руководством Ананьева было начато формирование нового направления по контролю органических жидких сред по поверхностному натяжению. Исследования проводились в онкологическом центре, где использовался прибор для определения иммунного статуса организма. Испытания прошли успешно, и прибор был запущен в серийное производство. Также научным коллективом Ананьева был создан прибор для определения жирности молока, серийный выпуск которого был начат в Казахстане. По результатам научно-исследовательской деятельности Львом Ананьевым было опубликовано свыше 200 научных статей, получено более 70 авторских свидетельств на изобретения, 9 зарубежных и отечественных патентов. Под его руководством были защищены 73 кандидатские диссертации. Также Лев Ананьев принимал участие в организации проектирования синхротрона «Сириус», построенного в 1965 году, — в то время самого крупного ускорителя в мире. А в 1990-е годы Лев Мартемьянович большое внимание уделял созданию новых электронно-медицинских терапевтических и диагностических устройств и аппаратов.