Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Научный подход к производству

Кооперация науки и бизнеса в стенах ТПУ

С ПОЯВЛЕНИЕМ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ № 218 У ВУЗОВ ПОЯВИЛАСЬ ВОЗМОЖНОСТЬ ПОЛУЧАТЬ ФИНАНСИРОВАНИЕ НА РАЗРАБОТКИ И ИННОВАЦИОННЫЕ РЕШЕНИЯ, КОТОРЫЕ ЗАТЕМ ВНЕДРЯЮТСЯ НА ПРОИЗВОДСТВЕ. ВЕСЬ СМЫСЛ ПОСТАНОВЛЕНИЯ В ТОМ, ЧТО БИЗНЕС ПОЛУЧАЕТ ПОДДЕРЖКУ НА ПРОВЕДЕНИЕ НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ НЕГО НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ И ОПЫТНО-КОНСТРУКТОРСКИХ РАБОТ. ПРИ ЭТОМ СРЕДСТВА НА РЕШЕНИЕ ЭТОЙ РЕАЛЬНОЙ ЗАДАЧИ ПРОИЗВОДСТВА ИДУТ УНИВЕРСИТЕТУ, БИЗНЕС, В СВОЮ ОЧЕРЕДЬ, ОБЯЗУЕТСЯ НА УСЛОВИЯХ СОФИНАНСИРОВАНИЯ ВНЕДРИТЬ ИННОВАЦИОННУЮ РАЗРАБОТКУ И ВЛОЖИТЬ ОПРЕДЕЛЕННУЮ СУММУ В РАМКАХ ПРОЕКТА. ТАКОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ ХОРОШО ТЕМ, ЧТО ЗАДАЧИ ДЛЯ УЧЕНЫХ СТАВИТ БИЗНЕС, ИСХОДЯ ИЗ СВОИХ ПОТРЕБНОСТЕЙ. И ЭТО ЗНАЧИТ, ЧТО РАЗРАБОТКИ УНИВЕРСИТЕТОВ ПОЛУЧАТ РЕАЛЬНОЕ ПРАКТИЧЕСКОЕ ВОПЛОЩЕНИЕ. ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХ СЕГОДНЯ РЕАЛИЗУЕТ СРАЗУ НЕСКОЛЬКО КОМПЛЕКСНЫХ ПРОЕКТОВ В РАМКАХ ПОСТАНОВЛЕНИЯ № 218. О РЕАЛИЗАЦИИ КЛЮЧЕВЫХ ПРОЕКТОВ РЕДАКЦИЯ ГАЗЕТЫ «ЗА КАДРЫ» РАССКАЖЕТ В ЭТОМ СПЕЦВЫПУСКЕ.

Пионеры в горном машиностроении

Работа по проекту по разработке многоцелевого комплекса «Геоход» началась в мае 2013 года в рамках Постановления Правительства № 218. Проект ТПУ по созданию геохода (аппарата, предназначенного для быстрой и эффективной разработки подземного пространства, в частности прокладки тоннелей под землей) является пионерным в области горного машиностроения, где за последние несколько десятков лет не появилось ни одной принципиально новой горной машины. Результаты проекта будут интересны горнодобывающим и шахтостроительным предприятиям, метростроительным организациям, горноспасательным службам и вооруженным силам. Разработанный проходческий агрегат станет основой для создания новой технологии проходки тоннелей метро и горных выработок различного назначения, а результаты проекта могут дать импульс в развитии импортозамещения проходческой техники и сервисных услуг.

Работa по созданию научного задела для проектирования систем геохода и постановки его на производство начата в 2007 году коллективом Юргинского технологического института ТПУ, основу которого составили сотрудники кафедры горно-шахтного оборудования (заведующий кафедрой Антон Казанцев) под руководством профессора Владимира Аксенова: Вячеслав Бегляков, Михаил Блащук, Александр Вальтер, Александр Коперчук, Дмитрий Нестерук. Они — костяк команды для работы над проектом в рамках Постановления Правительства № 218. — В развитие тематики мы собрали лучших конструкторов России, имеющих опыт выпуска серийных образцов горных машин и оборудования, инженеров, специалистов, маркетологов, экономистов и ученых, — рассказывает директор Юргинского технологического института ТПУ Андрей Ефременков. — Объединяет нас одна цель — работа на конечный результат и одна идея — впервые за 30 или даже 40 лет сделать качественно новый образец горной машины, продемонстрировав мощь российской инженерной мысли. Разумеется, была проведена большая предварительная работа со всеми членами команды, но одно дело договариваться, имея только намерения, другое — зная результаты конкурса. Потребовалась масса усилий, чтобы собрать дополнительные ресурсы, и приблизительно 9 месяцев для их адаптации в команде.

В Юргинском технологическом институте в команду проекта входят коллективы нескольких кафедр: ГШО, ТМС, ЭиАСУ. В проекте, кроме заявителя по проекту — ОАО КОРМЗ (директор А.В. Сляднев), головного исполнителя — ТПУ (в лице ЮТИ), а также соисполнителя по проекту ФИЦ УУХ СО РАН (руководитель на тот момент — академик А.Э. Конторович), активно принимали участие сотрудники КузГТУ (Горный институт университета во главе с профессором А.А. Хорешком), ОАО «Юрмаш».

— С формированием команды проекта в части инженеров-конструкторов нам помогал главный конструктор ОАО «Юрмаш» Александр Усольцев, — отмечает Андрей Ефременков. — В последнее время мы активно размещаем информацию с призывом к сотрудничеству. И уже сейчас получили предложения о совместной работе от других институтов ТПУ, КузГТУ, Шахтинского филиала ЮРГПУ (НПИ), НМСУ «Горный» и других. Мы приглашаем к сотрудничеству новые научные, проектные и конструкторские коллективы, занимающиеся исследованием и созданием различных систем геотехники, крепи горных выработок и обделок подземных сооружений, разработкой геотехнологий строительства подземных сооружений.

Сегодня комплекс «Геоход» уже успешно прошел первый этап приемочных испытаний — опробование опытного образца и его систем. Ученые и производственники бок о бок активно работают над завершением приемочных испытаний.

Андрей Ефременков оценивает ход реализации проекта положительно. Команде удалось не только создать опытный образец машины, но и выявить новые пути совершенствования самой конструкции геохода, проблемы испытаний и экспериментальных исследований такого типа машин, проблемы создания производственной среды для старта выпуска новых видов продукции.

— В ходе проведения испытаний мы стараемся получить как можно больше информации об агрегате и процессе формирования горной выработки. За время реализации проекта командой защищено 4 кандидатских и 1 докторская диссертации, — добавляет директор ЮТИ ТПУ. — И важнейшим результатом реализации проекта я считаю создание такой успешной и эффективной команды ученых-исследователей, специалистов-конструкторов, испытателей и производственников, способной формулировать актуальные задачи в области разработки горнопроходческой техники и решать их, успешно налаживая взаимодействие между наукой, бизнесом и производством.

Необходимо также отметить и важные преимущества геохода — его массу и габариты. Весит разработка Томского политеха около 21,5 т, в то время как средний существующий аналог — в два раза больше (около 45 т). Таким образом, геоход будет еще и легче транспортировать. Геоход можно применять как более дешевую и эффективную технологию при строительстве городских коммуникаций, тоннелей, линий метро и т. д.

Уже сегодня в разработке политехников заинтересованы многие предприятия самых разных отраслей. По планам выпуск геохода начнут в 2018 году.

Средства субсидии, выделенные на этот проект, составляют 84,7 млн рублей. Собственные средства ОАО «КОРМЗ» — 125,1 млн рублей. И эта цифра еще увеличится к концу этапа приемочных испытаний, которые в настоящее время идут полным ходом. В конечную цифру входят работы по строительству производственного цеха по созданию геоходов, а также ряд НИОКТР, которые проводились ОАО «КОРМЗ» в рамках плана-графика реализации проекта, в том числе создание экспериментальных стендов. Иными словами, общий бюджет проекта составит свыше 210 млн рублей. Основное государственное финансирование проекта завершено в декабре 2015 года.

— Все работы, которые велись и ведутся в 2016 году со стороны ОАО «КОРМЗ», финансировались за счет собственных средств, с нашей стороны — за счет средств ЮТИ ТПУ и энтузиазма коллектива. Но мы понимаем значимость этого проекта для имиджа ТПУ и стараемся завершить его на достойном уровне, — отмечает Андрей Ефременков.

Мария Алисова