Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Валерий Кулешов - качественный человек

Каждый из нас может судить о качестве на бытовом уровне, ведь все мы являемся потребителями товаров и услуг. Все мы браним недоброкачественный холодильник или утюг, невежливых продавцов и водителей городского транспорта. Или, наоборот, хвалим изделия фирм TEFAL и SONY. Однако, для людей, которые занимаются проблемами качества как профессионалы, этот термин включает в себя не только потребительские мотивы и предпочтения, но и многое, многое другое, о чем мы, простые обыватели, даже и представления не имеем. Вот что рассказывает о месте понятия «качество» в нашей жизни Валерий Кулешов, заведующий кафедрой ФМ и ПКК.

- Двадцатый век - это век бурного развития приборов, средств и методов контроля качества. Открытие рентгеновских лучей послужило мощным толчком к использованию этого изобретения на благо человека. Это только локальная область, в которой качество и контроль качества нашли свое необычное применение, хотя и она сделала переворот в диагностике человеческого здоровья.

Качество охватывает практически все сферы человеческой деятельности. Человеческие взаимоотношения тоже подвластны измерениям. Качество стало не только какой- то шкалой измерения, но и легло в основу человеческого мировоззрения, стало частью системы ценностей и отношений людей друг к другу. Поэтому можно оценить, например, качество разговора или, допустим, сказать качественный вы человек или нет. Вообще качество - это свойство, которое может проявляться в той или иной степени и поэтому может измеряться. Возникла даже наука об измерении качества - квалиметрия. Универсализация понятия «качество» происходит потому, что оно становится частью сознания, идеологии, культуры и мировоззрения человека. Качество имеет свою меру: оно имеет положительный эмоциональный заряд. Мы все поневоле окунаемся в такую систему взаимоотношений, в которой необходимо применять только эмоционально положительный критерий. Он нас настраивает на то, чтобы делать только хорошо. Независимо от возраста, положения, статуса, прежних взглядов, все, начиная от бабушки, которая требует показать ей сертификат и кончая любого урки, все начинают использовать специфическую терминологию. А если в языке появляется положительная, постоянно повторяющаяся ясная идея, она начинает всех объединять.

У меня создается впечатление, что в следующем 21 веке - веке качества, люди объединятся под общим знаменем положительной эмоциональности. И это знамя, которое выведет нас из руин разрушенной природы. Методы и средства контроля качества - это инструментарий. Очень мощный, богатый, обширный. Все мы живем под контролем. Контроль - это часть алгоритма человеческого существования. Контроль - это ни какая-нибудь примитивная операция, он сопряжён с формированием качества. Как объективная сущность, качество и сиюминутно и перспективно. Качество может измениться в сторону, которая меньше удовлетворяет человека, поэтому это тоже нужно держать под контролем. Управление качеством становится системной функцией. В этой системе присутствует некий треугольник: управление - тотальный контроль - качество. Все что касается этих углов и является замкнутым циклом существования человека.