«Серебряная таблетка»

Уникальные лекарственные препараты против микробов

ПОЛЕЗНЫЕ СВОЙСТВА СЕРЕБРА ИЗВЕСТНЫ ЧЕЛОВЕКУ ДАВНО. ЕЩЕ ДРЕВНИЕ ЕГИПТЯНЕ ПОКРЫВАЛИ РАНЫ СЕРЕБРЯНЫМИ ПЛАСТИНАМИ. ВО МНОГИХ СТРАНАХ ЭТОТ МЕТАЛЛ ИСПОЛЬЗОВАЛИ ДЛЯ ОБЕЗЗАРАЖИВАНИЯ ВОДЫ. СОВРЕМЕННАЯ НАУКА ПОДТВЕРЖДАЕТ НЕКОТОРУЮ «ЧУДОДЕЙСТВЕННОСТЬ» СЕРЕБРА — МЕТАЛЛ СПОСОБСТВУЕТ УКРЕПЛЕНИЮ ИММУНИТЕТА, ОБЛАДАЕТ АНТИБАКТЕРИАЛЬНЫМ ЭФФЕКТОМ. ПРОФЕССОР ТОМСКОГО ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА АЛЕКСЕЙ ПЕСТРЯКОВ ИЗУЧАЕТ ПОЛЕЗНЫЕ СВОЙСТВА СЕРЕБРА БОЛЕЕ 10 ЛЕТ. НАУЧНОЙ ГРУППОЙ, В КОТОРОЙ РАБОТАЕТ УЧЕНЫЙ, РАЗРАБОТАНА И ЗАПАТЕНТОВАНА УНИКАЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПОЛУЧЕНИЯ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ НА ОСНОВЕ НАНОЧАСТИЦ ЭТОГО ЦЕННОГО МЕТАЛЛА.

Алексей Пестряков поясняет, что следующий шаг ученых — сертификация разработки в категорию лекарственных средств.

Алексей Пестряков, заведующий кафедрой физической и аналитической химии ТПУ, занимается разработкой медицинских препаратов на основе наночастиц серебра. Свои исследования ученый проводит в сотрудничестве с коллегами по всему миру. Он опубликовал свыше 100 научных статей, входящих в международные базы данных Scopus и Web of Science, имеет более 120 соавторов — это ведущие ученые из Великобритании, Германии, Италии, Мексики, Испании, Португалии, Бразилии, Кубы и других стран.

К чему не привыкли вирусы, бактерии и грибки?

— Штаммы микроорганизмов постоянно мутируют, становятся более устойчивыми к лекарственным препаратам. С этой проблемой сталкиваются ученые по всему миру. В свое время открытие антибиотиков нанесло сокрушительный удар по многим бактериальным инфекциям. Но эти времена, к сожалению, уже прошли. По данным международных исследований, 80 % инфекционных болезней в мире вирусного, а не бактериального характера. Антибиотики на вирусы, как известно, не действуют. Но даже те инфекции, которые являются бактериальными, со временем тоже становятся все более устойчивыми к антибиотикам, например, пневмония или туберкулез, — рассказывает Алексей Пестряков. — Важной проблемой является и то, что микроорганизмы научились быстро приспосабливаться к новым лекарствам. Так, если к первому антибиотику — пенициллину — устойчивый штамм появился лишь спустя 42 года после его появления, то сейчас временная дистанция между появлением нового антибиотика и устойчивого к нему штамма зачастую составляет всего 4–6 месяцев. Фармкомпании просто не успевают окупить затраты на разработку новых поколений антибиотиков, что делает эти разработки убыточными. Поэтому почти все новые антибактериальные лекарства сейчас — это в основном модификации уже существующих.

Между тем к серебру у вредных микроорганизмов, во всяком случае пока, такого устойчивого иммунитета нет, — продолжает ученый. Препараты на основе серебра имеют универсальное воздействие на бактерии, вирусы и грибки. Они применимы к достаточно широкому спектру заболеваний. Так, разработка политехника испытана на 25 видах заболеваний.

— При разных условиях наше серебро справляется с большим спектром болезнетворных микроорганизмов вирусного, бактериального и грибкового происхождения, — говорит Алексей Пестряков.

Необычные наночастицы

Препараты против болезнетворных микробов томские ученые получают промышленным путем из нитрата серебра.

— Нитрат серебра в промышленности получают из руды. В свою очередь, мы из готового нитрата серебра в процессе технологической цепочки химических процессов получаем наночастицы серебра. Использование наночастиц серебра в медицине — явление не новое. Есть много запатентованных способов получения коллоидного серебра различными методами. Препаратов на основе серебра в мире тоже немало. Мы насчитали более 100 в свое время, сейчас, наверное, их еще больше. Их отличие друг от друга кроется в технологиях получения наночастиц серебра, — говорит Алексей Пестряков.

Так, например, какие-то производители не могут решить проблему с окислением серебра, у кого-то химические стабилизаторы не очень хорошие. Такие препараты имеют определенную степень токсичности. Поэтому у них ограниченный диапазон применения (например, только в виде мази). Или же наночастицы серебра содержатся в препарате в небольшом количестве, а следовательно, снижается эффект их воздействия на микроорганизмы.

— Преимущество нашего метода в том, что получаемое нами серебро нетоксично для организма в широком диапазоне дозировок, — говорит Алексей Пестряков.

Для разработки лекарственных препаратов политехники, вместе с многолетними партнерами из Новосибирска — компанией «Вектор-Вита», используют собственные уникальные методы. Есть в их числе даже технологии с использованием ускорителей частиц. С помощью специальной установки — биохимгенератора — ученые получают системы, растворы, которые отличаются тем, что не токсичны и имеют длительные сроки хранения — до двух лет.

Без аллергии

— Еще одна колоссальная проблема — аллергические реакции на отдельные компоненты медицинских препаратов. По данным мировой статистики, сейчас порядка 30 % новорожденных в той или иной степени подвержены аллергиям. И ученые делают нерадостные прогнозы о том, что количество людей с аллергиями со временем будет все возрастать. Поэтому для таких людей многие классические лекарства противопоказаны. Наше серебро пока ни разу не выявило аллергических реакций, — добавляет Алексей Пестряков. — Наши препараты могут использовать достаточно широкий круг людей. Кроме того, по сравнению с антибиотиками пятого поколения, они в разы дешевле. В дальнейшем ученые планируют сертифицировать свою разработку как медицинский препарат. Процесс этот долгий, требующий дополнительных процедур и финансирования. Впрочем, уже сейчас препарат «Арговит» с наночастицами серебра, получаемого по уникальной технологии политехников, производят и продают в Новосибирске в виде биологически активных добавок, мазей, гелей и даже косметических средств, способствующих обеззараживанию кожных покровов.

— Мы, я имею в виду весь коллектив разработчиков, включая коллег из ТПУ, Новосибирска, Мексики, Испании, прошли все необходимые процедуры и сертификацию в этом направлении. Следующий шаг — сертификация нашей разработки в категорию лекарственных средств. Это очень долгий и дорогой процесс, для этого нужен отдельный проект, но, думаю, со временем мы сможем пройти все необходимые процедуры и выйти на рынок лекарственных препаратов, — говорит Алексей Пестряков.

Успешно используют «Арговит» и в ветеринарии — для лечения желудочно-кишечных заболеваний у телят, мастита коров, чумки собак. Компоненты препарата не токсичны и оказывают минимальное воздействие на организм молодого животного.

Стельки для диабетиков

Производит препараты по разработанной нашей интернациональной группой технологии новосибирская компания «Вектор-Вита» — давний партнер университета. Препараты на основе наночастиц серебра продаются в ряде городов страны, а вот до Томска «родная» разработка пока так и не дошла.

Всерьез заинтересованы разработкой политехников ученые и правительство Мексики.

— С коллегами из Мексики мы сотрудничаем давно. У нас заключен хоздоговор, правительством страны выделены крупные гранты на наши разработки. Мы активно сотрудничаем с местными учеными, врачами. Более чем за 10 лет нами сформирована серьезная команда. Вместе работаем над улучшением качеств наших препаратов, проводим совместные исследования и эксперименты, — отмечает Алексей Пестряков. Так, например, ученые придумывают, как лечить синдром диабетической стопы с помощью наночастиц серебра. Полезное серебро помогает бороться с язвами, возникающими на стопе у пациентов с диабетом, способствует их заживлению и обеззараживанию, снижая риск ампутации.

Виталина Михетко