Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Электронное обучение: эффективно и качественно

Как электронные курсы помогают мотивировать студентов

РАЗВИТИЕ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ — ОДНО ИЗ СТРАТЕГИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТПУ. ИМЕННО ПОЭТОМУ В 2014 ГОДУ НА БАЗЕ ИНСТИТУТА ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ БЫЛА ОТКРЫТА СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ КАФЕДРА ТЕХНОЛОГИЙ И ПЕДАГОГИКИ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ (ТПЭО). СЕГОДНЯ В РОССИИ ТАКИХ КАФЕДР, СИСТЕМНО ЗАНИМАЮЩИХСЯ ИЗУЧЕНИЕМ И РАЗВИТИЕМ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ, — ЕДИНИЦЫ.

От недоверия к внедрению

— Основная наша функция сегодня — это организация системы повышения квалификации преподавателей ТПУ в области электронного обучения, — рассказывает заведующий кафедрой ТПЭО Евгения Исаева. — За эти два года нами были разработаны программы ПК, раскрывающие все аспекты электронного обучения. Уровневая подготовка, подразумевающая наличие курсов как для начинающих, так и для тех, кто уже имеет опыт работы с электронным курсом, позволяет преподавателю постоянно профессионально расти, использовать технологии электронного обучения для повышения качества образовательного процесса. Все курсы построены на сочетании технологической (владение инструментами LMS Moodle, интерактивными сервисами Интернета) и педагогической составляющих.

На базе кафедры за полтора года свою квалификацию повысили уже более 400 сотрудников ТПУ. С увеличением числа подготовленных преподавателей менялось и их отношение к электронному обучению: от скептицизма и недоверия к принятию и внедрению. Об этом также свидетельствуют данные опросов, которые ИнЭО регулярно проводит совместно с Центром мониторинга и рейтинговых исследований ТПУ. Согласно результатам последнего опроса (по итогам весны 2015 года), 95,6 % опрошенных преподавателей считают, что использование электронных курсов по их дисциплине целесообразно. С тем, что электронные курсы являются дополнительной возможностью вовлечь студентов в учебный процесс, согласны 86,7 % опрошенных преподавателей, а еще 81,1 % респондентов говорят о положительном влиянии электронного обучения на успеваемость студентов.

Все это, по мнению сотрудников кафедры, свидетельствует о том, что постепенно электронное обучение начинает восприниматься в вузе как серьезный и неотъемлемый инструмент повышения качества и эффективности учебного процесса.

Новые задачи

Помимо обеспечения регулярных программ повышения квалификации ИнЭО приглашает в ТПУ с семинарами ведущих мировых специалистов в области электронного обучения. Перед преподавателями ТПУ выступали: профессор Патрик Жерманн — директор Центра открытого образования и МООК Высшей политехнической школы Лозанны (Швейцария), Ханнес Клеппер — основатель и исполнительный директор европейской платформы МООК Iversity (Германия), Питер Тейлор и Саманта Смит — профессора Открытого университета (Великобритания).

Сегодня перед сотрудниками кафедры стоит много интересных задач: новые программы повышения квалификации в этом году будут нацелены на изучение активных методов обучения в электронной среде, организацию групповой и совместной работы в ЭО, разработку учебного видео, создание и использование массовых открытых онлайн-курсов в учебном процессе.

— В следующем учебном году мы будем участвовать в системе подготовки магистрантов и аспирантов, обучая их технологиям создания электронных образовательных ресурсов, — рассказывает Евгения Исаева. — Потенциальные преподаватели и ученые, они со студенческой скамьи должны владеть этими навыками, потому что электронное обучение — это уже даже не будущее, а настоящее современного образовательного процесса.