Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

ЧЕЛОВЕК ДЕЛА

Начало было замечательным.

- Хотите чаю? - сразу спросил меня Александр Ильич Рябчиков, директор института ядерной физики.

Дальше - лучше. Не в смысле конфет и печенья, а вообще. В смысле беседы. С Александром Ильичом приятно беседовать. Интересно и познавательно. Увлекательно и полезно. Есть что узнать и чему удивиться. Правда, мои попытки сразу без предисловий выяснить, как же становятся люди директорами, были мягко переведены в область более возвышенную - область науки. И все-таки время от времени мне удавалось услышать замечательные сведения о собственно личности Александра Ильича.

А личность, несомненно, интересная. Взять хотя бы тот факт, что он за время обучения в ТПИ не получил ни одной оценки своих знаний ниже пятерки - уже только это можно считать подвигом. Мало того, вся его биография словно списана со страниц журнала «Молодая гвардия». После школы - год работы на Алтайском тракторном заводе, в сталелитейном цехе. То время закалило юношу физически и морально, дало ему четкое осознание того, что производство нужно двигать вперед. Что оно нуждается в квалифицированных инженерах. И он поступил в Томский политехнический институт. Уже на четвертом курсе способного студента начинают приглашать различные лаборатории. Александр выбрал лабораторию наносекундных ускорителей, определив этим свое будущее. Представленные на защите диплома результаты буквально потрясли А.Н. Диденко, бывшего тогда директором НИИ ядерной физики. Молодой ученый занимался в то время эффектами отражения сильноточного электронного пучка от проводящих поверхностей. Так вот, прямо за несколько дней до защиты он взял и согнул эту самую отражающую поверхность, направил электронный пучок по кольцу и продемонстрировал возможность захвата сильноточного пучка электронов на замкнутую орбиту. В аспирантуре Александр Ильич продолжил исследования этой проблемы, а в 1978 году защитил кандидатскую диссертацию. Жизнь четко шла по восходящей. И тут вдруг кривая жизненного пути молодого ученого делает резкий поворот градусом так на девяносто - Александр Ильич избирается секретарем комитета комсомола ТПИ. На первый взгляд, совершенно неожиданно. А если подумать, то этот поступок вполне объясним.

-И все-таки - почему? - удивляюсь я.

- Лидеры нужны везде, - шутит Александр Ильич.

Однако недолго занимался он общественной работой. Наука властно звала к себе, ждала и не могла обойтись без него. Призвание взяло верх над комсомолом. Александр Ильич вернулся. В 1994 году стал доктором наук. А вскоре и директором НИИ ядерной физики - очень просто и спокойно, на ученом совете института.

- Как складывается обычно ваш рабочий день?

- Прихожу к девяти утра. А дальше - уже как получится. Знаете, есть такая вещь, как ненормированный рабочий день. И дома я раньше девяти-десяти вечера не появляюсь.

- А как к этому относится ваша семья?

- Раньше возмущались, теперь привыкли.


У мужчины должно быть дело. Смириться с этим нелегко, но если бы у него его не было, женщины бы так мужчин не любили. Трудно, конечно, приходится женам деловых мужчин -кому понравится, что половина его сердца принадлежит какому-нибудь ускорителю! И то, что постоянно муж витает в облаках, сосредоточенный на решении очередной проблемы. Но не надо думать, что он какой-то благообразный торжественный старец, похожий на Эйнштейна, каким его принято изображать в кино. Он полон сил и энергии, занимается спортом: очень любит настольный теннис... И очень неравнодушен к рыбалке.

- И почему это все физики так любят рыбу ловить? - спрашиваю.

- Вода отвлекает. Она по-настоящему расслабляет, позволяет голове отдохнуть. Ведь у физика мозги работают круглосуточно. Он может ночью проснуться с готовым решением...

- И у вас было такое?

- Неоднократно. Причем лучшие решения приходят именно тогда, когда о них вроде бы уже и не думаешь. Все происходит на подсознательном уровне. И во время рыбалки тоже. Или когда грибы-ягоды собираешь.


А вот на приусадебном участке он работать не очень любит. Потому что это по необходимости, а не для души.

- А чего бы вам больше всего хотелось?

Его взгляд становится мечтательным и светлым.

- Хотелось бы? Прежде всего, конечно, чтобы несмотря на все проблемы, которые ставит перед нами реформирование высшей школы, институт сохранил лидирующие позиции в науке и вышел на уровень, соответствующий его материальной базе, научному потенциалу и высококвалифицированному персоналу. Ведь НИИ ЯФ уникален по своей экспериментальной базе. Второго такого в мире нет. Институт отличается фундаментальностью своих исследований. Часто нас обвиняли в большой доле госбюджетного финансирования. Сейчас, кажется, начинают понимать, что дополнительные госбюджетные средства получить очень сложно, а мы продолжаем получать. В прошлом году наш заместитель министра А. Н.Тихонов (сейчас он назначен министром) поддержал наше предложение о выделении дополнительного финансирования на фундаментальные исследования. В этом году, благодаря поддержке депутата Госдумы С.С.Сулакшина, запланировано выделение финансирования на физическую защиту ядерного реактора. Только что в институт пришло письмо от Министра Миннауки и технологий академика В.Е.Фортова с поддержкой нашего предложения на дополнительное финансирование, а значит, появилась еще одна реальная возможность. А еще хочется, чтобы больше появлялось молодежи. Нужны новые мысли, нужно продолжать развитие научных школ, да и просто двигаться дальше.

У института есть все шансы. С таким директором это реально. Потому что только человек дела, прошедший через горнило организаторской и научной работы, может уверенно идти по жизни и вести за собой остальных. Уверенно, спокойно и надежно, как и положено настоящему мужчине.

Как Александр Ильич Рябчиков.

Ю.ГРЕНКИН.