Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Не надо печалиться

В рамках исследования адаптации студентов к учебному процессу мною было проведено обследование студентов гр.9450 и 9а53 1 курса АЭМФ. Обследование проводилось по ряду методик, позволяющих выяснить следующие черты личности студента:

  • Определение ведущей модальности для выяснения основного канала получения информации.
  • Определение основных черт характера.
  • Выяснение личностной и ситуативной тревожности, скрытых подсознательных конфликтов.
  • Стиль межличностного общения.

Результаты оказались следующими: 90% студентов усваивают информацию преимущественно визуально (основа - зрение) и кинестетически (осязание, обоняние, вкус), и только 70% - аудиально. Интуиция присутствует также у 90% студентов. Вывод - необходимо применять в учебном процессе таблицы, диаграммы, схемы, а также использовать преподавателем в речи слов-предикатов: «обратите внимание», «посмотрите». Иначе информацию усвоят только 70% студентов.

Определение основных черт характера или акцентуаций выявило, что только шестая часть исследуемой выборки студентов соответствует типу гармоничной личности, число акцентуаций которой не превышает 2-3. Вывод: мы имеем дело с неустоявшимися личностями.

У 60% студентов - повышенная личностная тревожность, молодой человек живет в состоянии стресса (95%), постоянно боится оказаться неудачником. Из-за этого страха блокирует свою деятельность. У некоторых стрессовое состояние сопровождается низкой работоспособностью (30%). Это снижает самооценку личности, повышает ее агрессивность, усиливает дезадаптацию. В этом возрасте очень актуальна проблема человеческих взаимоотношений. Оказалось, что многие не умеют общаться, знакомиться, выражать хорошие, добрые чувства.

В межличностных отношениях у большинства выделяется упорство, переходящее в упрямство и доходящее до недружелюбия. Хотя в идеале присутствует стремление к искренним непосредственным контактам. Присутствует соревновательность, стремление к превосходству над окружающими, к индивидуализации. Есть способности к организаторской деятельности, к сотрудничеству. Наряду с этим не хватает эмоционально значимых контактов с наставниками. При стремлении к независимости существует потребность в помощи, совете. Вывод: я считаю, что необходимо более серьезно подходить к подбору кураторов. Именно куратор может снизить тревожность студента за счет его безоценочного принятия, «отеческого» совета в трудную минуту.

После проведения консультаций по результатам тестирования, желающим было предложено пройти ряд тренинговых занятий по курсу «Коммуникация и личностный рост» На тренинговых занятиях, в которых принимало участие 25 человек из обеих групп, студенты приобретали навыки формального и неформального общения. В комфортной обстановке тренинговой группы искали свое истинное «лицо», свой «имидж». Обучались процессу саморегуляции и самостоятельному выходу из стресса.

По результатам повторных тестов, можно судить о том, что у всех 100% прошедших тренинги снизилась личностная тревожность; у 60% повысилась самооценка, снизилась агрессивность; у 25% снизилось количество акцентуаций, то есть характер стал более ровным. По социометрическим исследованиям в группах были выделены «положительные» и «отрицательные» лидеры, «отвергаемые» и средняя масса - «народ». На тренинги пришли «отрицательные» лидеры, неопределившиеся одиночки и «народ». По окончанию тренинга эти группы сплотились, у ребят возникли дружеские отношения.

Вывод: считаю необходимым проводить «коммуникативный» тренинг в первом полугодии, для формирования коллектива внутри учебных групп.

Психолог О.Солодовникова.