Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Радиощуп для поиска осколков в теле и заменитель ваты из отходов карандашной фабрики

Какой была научно-исследовательская работа вуза в годы Великой Отечественной войны

22 июня 1941 года — особая дата в истории вуза. Оставаясь в тылу, Томский политех (в то время Томский индустриальный институт) тоже сражался. В отчете ТИИ о работе за 1940/41 учебный год, подписанном директором института Константином Шмаргуновым, сообщается: «Институт перестраивает свою работу так, как требует этого военное состояние страны».

На протяжении всех военных лет вуз не прекращал свою активную деятельность — готовил кадры для тыла, принимал в своих стенах эвакуированных и, конечно, разрабатывал новые научные темы. Вся научно-исследовательская работа вузов Томска в годы войны координировалась Комитетом ученых. Он был создан при городском комитете партии 27 июня 1941 года по инициативе томских профессоров. В его состав вошли ведущие ученые города, в том числе профессора Томского индустриального института Иннокентий Бутаков, Иннокентий Геблер, Михаил Коровин. Директор ТИИ Константин Шмаргунов cтал заместителем председателя Комитета ученых.

Деятельность ТИИ была перестроена с учетом реалий военного времени. По данным на 15 июня 1941 года его коллектив насчитывал 1168 студентов, 174 научных работника и преподавателя, 27 аспирантов, 102 представителя учебно-вспомогательного состава, 582 рабочих и служащих.

Телеграмма в ТИИ от лечебно-санитарного управления Кремля о срочном заказе на изготовление радиощупа

Марганец для надежной брони

Одним из центральных направлений в научно-исследовательской работе вуза стало оказание помощи Кузбассу, который в годы ВОВ являлся основной топливной базой и центром крупной химико-металлургической промышленности страны. В институте появились специальные бригады ученых по разработке угольных месторождений, электротехническому обеспечению шахт, рудников. Так, команда в составе профессора Дмитрия Стрельникова и доцентов Григория Баканова, Александра Мартыненко, Анатолия Казачека и других, а также студентов горного факультета разработала проект реконструкции шахты им. Калинина. Это позволило повысить ее производительность на 100 %. Кроме того, ученые создали метод предупреждения возникновения самовозгорания углей, занимались организацией и механизацией горных работ.

В результате удалось увеличить добычу угля в 1,3 раза, в том числе коксующегося — в два раза. На новый уровень перешел процесс механизации труда на шахтах подземной механической добычи, произошло широкое внедрение горнопроходческих комбайнов и механизированных комплексов различных модификаций.

Профессор Николай Чинакал проводил работу по внедрению изобретенного им щитового крепления, позволявшего в несколько раз увеличить объемы добычи угля. Щит Чинакала двигался вперед (вниз по падению) исключительно за счет сил горного давления. Это была первая в мировой практике система разработки, обеспечивающая непосредственное использование сил горного давления в технологическом процессе по выемке угля в очистном забое.

Широкое использование щитовой системы проходило на Прокопьевском и Киселевском рудниках Кузбасса. В 1943 году профессор Чинакал получил Сталинскую премию 3-й степени за свой новаторский метод щитовой разработки крутопадающих пластов угля.

Еще один политехник — лауреат Сталинской премии 2-й степени — профессор Константин Радугин, отрывший крупнейшее Усинское месторождение марганцевых руд. Его открытие имело важное значение для металлургической промышленности страны. Марганец являлся стратегическим сырьем, без которого невозможно было создавать качественную и прочную броню для отечественных танков.

И это далеко не все достижения ученых-геологов. Именно в этот непростой период были выявлены запасы бурого угля на Казанском месторождении вблизи Томска и Итатском месторождении, расположенном недалеко от станции Итат Красноярской железной дороги. А позиция профессора ТИИ Михаила Коровина, настаивавшего на активном поиске нефти в низовьях Томи, сыграла огромную роль на начальном — уже после окончания войны — этапе геолого-разведочных работ в Западной Сибири.

Н.А. Чинакал (у макета слева) демонстрирует усовершенствованную конструкцию щита для выемки угля

Технические новинки от томских механиков

Большое значение в военное время имели труды механиков Томского индустриального института. Так, команда механического факультета под руководством профессора Александра Добровидова занималась модифицированием литой быстрорежущей стали, в частности изучением влияния малых добавок бора на ее структуру и свойства для повышения стойкости режущего инструмента. Результаты исследовательской работы были успешно внедрены в производственную практику на Горьковском автозаводе, подшипниковых заводах № 1 и № 5, заводе «Сибэлектромотор», Томском заводе режущих инструментов. В годы войны на базе вуза появилось производство по выпуску металлических корпусов для мин. Первоначально оно размещалось в главном корпусе института, позже было перенесено на манометровый завод. Трудились там студенты-политехники, выходили через день на 12-часовую смену.

Среди других научных достижений того времени — изобретение электрического перфоратора для отбойки твердых пород, разработка канатного дефектоскопа, исследование динамики и рабочего процесса безредукторного электропневматического молотка, выполняемое по заданию Томского электромеханического завода. Кроме того, политехники вели системную работу по испытанию спецпродукции военных заводов.

Секретная работа в лаборатории

Не остались в стороне от научных изысканий ученые-химики. В институте была создана углехимическая лаборатория, которую возглавил профессор Иннокентий Геблер. Его команда создала метод регенерации трансформаторных и турбинных масел, который нашел применение на железнодорожном транспорте и ряде заводов, а также средство для удаления накипи в котлах. Разработки томских ученых были внедрены на 27 железных дорогах и принесли за один только 1945 год экономию в размере 1,8 млн рублей.

Большое значение для химической промышленности Кузбасса имели работы доцента Николая Курина по повышению активности катализаторов. Ранее им была разработана конструкция установки для получения карбида кальция из местного сырья, принятая в эксплуатацию в союзном масштабе. Оригинальная установка позволяла получать 1,5 тонны карбида кальция в сутки, который активно применялся, в частности, в авиастроении.

Доцент ТИИ Николай Норкин разработал проект завода по производству ацетона из древесного порошка, который был построен в Томске в военные годы.

Еще один обладатель Сталинской премии 3-й степени?— профессор Леонид Кулев. Он выполнял спецзадание по созданию эффективного индикатора отравляющих веществ. Работа была засекречена. Премию за нее ученый получил с абстрактной формулировкой: «за разработку нового метода, ускоряющего технический анализ». Примечательно, что половину своего денежного вознаграждения Леонид Кулев отдал на строительство сибирской авиаэскадрильи.

Коллектив ТИИ, 1942 г.
Строительство ГРЭС-2
Радиощуп

Энергия для города

В вузе сложилась целая команда, занимавшаяся вопросами теплоэнергетики. Так, в связи с эвакуацией в Томск большого количества промышленных предприятий в городе возникла проблема, связанная с дефицитом электроэнергии. Студенты-энергетики ТИИ модернизировали теплоэлектростанцию, расположенную в четвертом (инженерном) корпусе института. Ее суммарная мощность увеличилась до 500 кВт, это позволило обеспечить энергией корпуса института и Томский электромеханический завод.

Основным источником электроснабжения предприятий Томска на начало 1942 года была Томская ТЭЦ. Она давала заводам всего лишь 4–5 кВт, хотя потребность на год составляла более 22 тыс. кВт. Для решения задачи по увеличению ее мощности на кафедре электрических станций ТИИ было создано специальное проектное бюро под руководством доцента Ивана Кутявина. Благодаря работе команды мощность электростанции была значительно увеличена.

Ученые и студенты института принимали активное участие в строительстве в Томске новой электростанции?— ГРЭС-2. Доцент Иван Кутявин был в числе ее проектировщиков. Станция была построена в кратчайшие сроки?— за два года, уже весной 1945 года ее ввели в эксплуатацию.

В помощь медикам

В годы Великой Отечественной войны Томск являлся главным медицинским центром Сибири. Уже на первых заседаниях городского Комитета ученых в центре внимания оказались вопросы, так или иначе связанные с медицинской практикой. Ученые ТИИ не остались в стороне от их решения. Во время войны полноценным заменителем ваты стал сфагновый мох, обладающий большой гигроскопичностью и в большом количестве произрастающий в окрестностях Томска.

Профессор Иннокентий Геблер для предотвращения крошения мха создал специальную изолирующую «покрышку». Кроме того, ученый разработал способ изготовления так называемой лигниновой бумаги из отходов фабрики по производству карандашной дощечки. Она так же, как и мох, обладала высокой гигроскопичностью и стала оптимальным заменителем дефицитной ваты.

Лаборант кафедры физики Томского технологического института Петр Одинцев совместно с доцентом Сибирского физико-технического института Борисом Кашкиным создал аппарат «Радиощуп» для выявления осколков металла в теле человека. Прибор позволял точно определить, где находятся, например, осколки снаряда. Через несколько месяцев после изобретения он был опробован в эвакуированных госпиталях, а через год использовался уже во всех фронтовых госпиталях.

Научный нон-стоп

Научно-исследовательская работа вуза не прекращалась на протяжении всего военного времени. Ученые института принимали активное участие в создании Западно-Сибирского филиала АН СССР, в состав руководящего аппарата вошли профессора Константин Шмаргунов, Николай Чинакал, Иннокентий Бутаков, доцент Геннадий Поспелов. На сессиях филиала и конференциях представители ТИИ регулярно выступали с докладами по наиболее важным темам, таким как нефтеносность, металлогения, докембрий Западной Сибири, повышение качества режущего инструмента, оказание технической помощи Кузбассу.

Профессора Александр Воробьев, Михаил Коровин, Борис Тронов участвовали в юбилейной сессии АН СССР, посвященной 220-летию со дня ее основания, профессор Леонид Кулев — в юбилейной сессии Института общей и неорганической химии АН СССР. Ученые вуза активно включились в организацию научной конференции, посвященной 50-летию энергетики Сибири. Всего за годы войны ученые ТИИ реализовали 291 научный проект, разработки были переданы для внедрения в производство. Было защищено 13 докторских и 40 кандидатских диссертаций. Признанием научного вклада политехников стало присуждение им государственных наград, среди которых ордена Трудового Красного Знамени и Красной Звезды, медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.».

…и танк для фронта

Коллектив института не только своим трудом, но и личными сбережениями стремился оказать посильную помощь фронту. За короткий период политехники собрали более 3000 вещей, которые отправили в действующую армию. Они активно участвовали в формировании фонда обороны путем отчисления части зарплаты и стипендий, а также прямым внесением сбережений и ценных вещей. Общая сумма различных отчислений составила почти 222 тыс. рублей. Более того, лауреаты Государственных премий Константин Радугин, Николай Чинакал и Леонид Кулев перечислили в фонд обороны часть полученного денежного вознаграждения на общую сумму 52 тыс. рублей.

В конце 1942 года коллектив ТИИ выступил с инициативой по сбору средств для строительства танка имени института и авиаэскадрильи «За Родину». Она была поддержана городскими организациями. В институте на эти цели было собрано и перечислено в госбанк 113 тыс. рублей. Кроме того, с первых дней войны регулярно оказывалась материальная и иная помощь семьям участников ВОВ и эвакуированным, собирались подарки к праздничным датам для детей фронтовиков и раненых бойцов, находившихся на лечении в госпиталях города. Непрерывно шла переписка коллектива института с фронтовыми соединениями. Письма и посылки, отправленные на фронт, поднимали моральный дух солдат. Таким был вклад ученых-политехников в Победу.

Благодарим за помощь в подготовке материала Отдел культурного наследия и работы с сообществом