Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Коль сила есть, тоѕ ум не помешает

Весной 1897 года российский журнал «Русское богатство» опубликовал очерк Ивана Каменцева «Студенческая молодежь в Америке». Являясь свидетелем происходившего в университетах и институтах Америки он попытался найти общее и несовместимое у молодёжи двух разных континентов, различных обществ и культур. По мнению автора очерка судьбу молодой демократической Америки определяет молодое поколение - сильное и уверенное, без особых запросов на духовную культуру. Студенчество этой страны давало знать, что американцы вступают «в серьёзный решительный бой, без которого не состоится XX век».

Каково же было изумление российского журналиста, когда он понял, что «жизненный бой» для студентов - это не завоевание вершин науки, достижений техники, не овладение духовным богатством мировой культуры, а обретение физической силы с помощью спорта. Судя по описанию Каменцева, студент Америки конца XIX века - это спортивный фанат. Обрести силу, способную смести на своём пути всё, что мешает достижению цели, можно только через футбол. Убеждённые в этом, будущие студенты выбирали университет не по уровню подготовки в нём специалистов, а по уровню «игры в мяч». Зачастую уже поступившие в вуз студенты, покидали его из-за того, что в нём не было сильного «кружка мячегонятелей».

Главная тема споров в студенческой среде - качество игрока, его мускулы, ширина груди, вес и т.п. Эти достоинства «мячегонятели» или «кулачники» (боксёры) обязаны были иметь - не даром же на каждого из них во время национальных состязаний приходилось в день по два фунта мяса и 14 яиц. Что же до героев «кулачных боёв», то неописуемый восторг вызывал тот, кто «раскровавливал своему противнику физию, а ещё лучше, если укокошивал его». Состязания выливались в настоящие боевые сражения с разбитыми глазами, израненными ногами и руками. Героев увозили с поля брани прямо в больницу. При этом каждый специальный приём для победы («подвох») передавался по наследству и хранился как драгоценная тайна в стенах университета.

Американские студенты активно занимались волейболом, велоспортом, греблей, легкой атлетикой. На состязаниях между курсами, классами (группами), вузами шло бурное заключение сделок . Ставки повышались в зависимости от ранга соревнований.

Не оставались равнодушными к спортивным боям студентов целые города и штаты. Количество болельщиков доходило до 30 тыс. человек. Гордостью американцев было то, что их соотечественник Эдисон «придумал кинетоскоп, благодаря которому они могут видеть живое воспроизведение достопамятных сцен». Правда, сам русский корреспондент не в восторге от американского патриотизма, считая его каким-то особенным: университетским, городским, участковым, штатовским. Не было у американцев и того студенческого братства, «тёплых землячеств», которые были в России. Но было нечто близкое к русской бурсе во взаимоотношениях между младшими и старшими курсами. Это значит, что дедовщина у американцев была на высоте. В Колумбийском университете, например, были развешены листовки, в которых излагались требования второкурсников к первокурсникам. Среди них: обзавестись сосиской с бутылкой молока, белым чепчиком с красным бантиком, кружевным воротничком и рубашкой с зелёными полосками. В случае невыполнения - кулаки и палки. Кстати, драки палками начинались как состязания, обычно весной. Сходились группа на группу. Задачи ставили вполне мирную: выбить из рук противника палку, но азарт приводил к побоищу.

Не чужды были американским студентам и духовно-нравственные порывы. В Массачусетском технологическом институте, например, силами старшекурсников ежегодно давались балы в честь первокурсников, До середины 90-х годов американские студенты не знали пьянства, которое «завезли» им европейцы.

Студенчество Америки имело свои многочисленные общества, кружки, прессу. В каждой группе был кружок красноречия, где рождались будущие лидеры политических партий.

Существовали и тайные общества типа «франк-масонских лож». Их названия зашифровывались: «Фи-гамма-Альфс», «Хи-пси», «Дельта-Фи» и т.п. Популярны были общества и кружки открытого типа: христианские, философские, музыкальные. Во главе христианских общин стояли пасторы самых богатых церквей. Основной материальный источник их деятельности - средства богатых прихожан, в числе которых состояли г-н Рокфеллер и г-н Гульд. Это позволяло христианскому обществу иметь комфортабельные помещения с библиотеками, гимнастическими залами, ванными, классами для занятий, ресторанами. За невысокую плату каждый член общества имел право пользоваться всем. Содействуя «росту благочестия» , общество не забывало и о своём благе. Одна из тем просветительских занятий называлась «Как разбогатеть?». Ответ находили по-христиански: богатство - это труд. Действительно, студент Америки не чурался любой работы. Он мыл полы, продавал книги и газеты, работал репортёром.

Его собрат в России тоже не ждал манны с неба. Российские студенты жили традициями и заботами своей страны. Они выясняли отношения с «отцами», спорили об исторической судьбе России, мучились в поисках ответа на вопросы: «Кто виноват?» и «Что делать?», сознательно шли на жертвы во имя народной свободы, во имя земли и воли.

Галина Яловская, доцент ТПУ, г.Юрга.