Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

+ 3000 новых политехников

Итоги и вызовы абитуриентской кампании

Традиционно ближе к осени в университете подводят итоги абитуриентской кампании. В Томском политехе она идет на протяжении всего учебного года, и зачисление новобранцев — это ее пик. С одной стороны, набор первокурсников служит оценкой деятельности вуза, с другой — ставит новые вызовы и задачи, которые предстоит решать в период следующего набора. О том, как в этом году выполнялось задание государства по набору абитуриентов, рассказывает Александр Вагнер, проректор по образовательной деятельности ТПУ.

— Как можно оценить результаты приемной кампании 2018 года?

— Обо всех результатах говорить пока рано, сейчас мы подвели итоги поступления на очную форму обучения по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры на бюджетной и платной основе. Но уже понятно, что бюджетные места полностью укомплектованы, то есть государственное задание выполнено. Кроме этого, средний балл поступающих на первый курс превысил 78 – цифру, которая прописана у нас в дорожной карте по реализации программы повышения конкурентоспособности ТПУ. Госзадание и показатель дорожной карты выполнены — значит, результаты приемной кампании можно оценивать удовлетворительно.

76 человек поступили к нам на первый курс по целевому набору, 19 — в рамках особого права. Несмотря на довольно высокое пороговое количество баллов, необходимых для поступления в Томский политех, и несмотря на то, что физику в этом году в качестве ЕГЭ выбрало меньше школьников, чем в прошлом, да и написали они ее похуже, количество абитуриентов не уменьшилось. Конкурс на первом курсе очного обучения превысил три человека на место — на 1343 бюджетных места претендовали 4184 абитуриента. Всего же было более 10 000 заявлений.

В магистратуру было подано почти 3000 заявлений на 1320 бюджетных мест. В основной своей массе это выпускники ТПУ, но есть и ребята из других томских университетов, а также городов.

— Как в этом году обстоят дела с победителями олимпиад?

— Количество олимпиадников — также важный показатель деятельности университета. В этом году он перевыполнен в полтора раза, среди наших новых студентов 63 приняты по результатам олимпиад школьников из перечня РСОШ, двое — победители заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников. Лидером по количеству призовых мест в олимпиадах среди абитуриентов вуза стала Яна Драморецкая из города Карасук Новосибирской области, выбравшая направление «Химическая технология в биологии и медицине». В портфолио девушки – победа в пяти олимпиадах по самым разным предметам. Я уверен, что Яну в Томском политехе ждет интересное будущее.

Также на сегодня зачислены 15 иностранных граждан из Китая, Вьетнама, Замбии, Нигерии, Ганы, Мозамбика, Афганистана, Монголии и Киргизии, которые поступают к нам в рамках квот, выделенных на обучение Минобрнауки РФ, Россотрудничеством и МИД России. Прием по квотам продолжится до 31 декабря этого года. До конца августа длится прием в аспирантуру и до конца сентября прием на заочную форму обучения.

— Востребовано ли сейчас заочное образование?

— На сегодняшний день конкурс на заочное обучение по программам бакалавриата и специалитета — порядка двух человек на место, и время, чтобы подать заявление, еще есть. Обычно на заочной форме обучения учатся люди, которые получили образование в системе среднего профессионального образования (ССПО) и уже работают, но для их профессионального и карьерного роста им необходим диплом о высшем образовании. Магистратуру по заочной форме обучения мы не реализуем, однако есть места на очно-заочной форме. Полностью заочная магистратура — это не тот путь, который нужно развивать в университете нашего уровня. Тенденция сейчас такова: потребность получать заочное образование год от года уменьшается.

В советские времена высшее образование по очной форме обучения получали порядка 15–20 % населения, сейчас же, после демографической ямы 90-х годов, по разным оценкам, оно доступно от 50 до 70 %. То есть тех, кто мог бы получать его после СПО по заочной форме, сегодня гораздо меньше. Логично, что спрос на такой вид образования падает. С другой стороны, в вузах заочная форма обучения востребована. Ведь именно с помощью этих форм апробируются и разрабатываются различные системы онлайн-обучения.

Мы в университете ориентируемся на общемировые тренды и на задачи, которые ставит перед нами Министерство науки и высшего образования, и многое делаем для того, чтобы начать частично замещать или дополнять дневную форму обучения различными онлайн-технологиями. И заочное обучение как раз позволяет преподавателям вузов эти компетенции нарастить, так что с точки зрения внедрения новых технологий оно полезно.

Плюс сейчас намечается тенденция получать после девятого класса рабочую профессию, и по моим оценкам, через несколько лет будет всплеск — людей, заинтересованных учиться в вузе заочно, станет больше. А если за этот срок технологии получения дистанционного образования будут развиты до нужного потенциала, то они смогут учиться заочно и осваивать дисциплины дистанционно в удобном для себя режиме, а качественно не хуже, чем на очной форме. Вузы должны быть к этому готовы.

— Какие-то задачи по итогам этой приемной кампании вы перед собой поставили?

— Из новых задач я бы отметил более системное выявление ребят, которые нацелены именно на политехническое инженерное образование. У нас были случаи, когда ребята хотели учиться только в Томском политехе и больше никакого другого образования в принципе не рассматривали, но, к сожалению, не смогли преодолеть минимальные пороговые баллы. Ребятишки хорошие, целеус-тремленные, но, в соответствии с порядком приема, мы их заявления не рассматривали. Наша задача — выявлять таких детей на школьной скамье и помогать им формировать тот необходимый багаж знаний, который понадобится при прохождении ЕГЭ, чтобы они могли претендовать на успешное поступление в наш университет.

Еще среди задач — это совершенствование системы выявления и профориентации талантливой и одаренной молодежи – призеров и победителей олимпиад российского совета олимпиад школьников и всероссийских олимпиад школьников. Статистика показывает, что такие ребята занимают более активную жизненную позицию, более успешно осваивают образовательные программы в университете, активно вовлекаются в научную и проектную деятельность во время обучения. Мир меняется, меняются абитуриенты, поэтому необходимо менять технологии отбора студентов. Сегодня мы делаем ставку на системы анализа больших данных социальных сетей и целенаправленного формирования профессионального интернет-сообщества.

— Поговорим об иностранных студентах. В ТПУ традиционно много ребят из ближнего и дальнего зарубежья. Что их «зовет» в Сибирь?

— В первую очередь, я думаю, их привлекает Россия. Это сильная страна, и многие связывают с ней свое будущее. Во-вторых, их привлекает наш регион, потому что все наслышаны, что Томск — один из ярких молодежных городов, в котором много вузов, жизнь бурлит, созданы все условия для учебы и занятий спортом и творчеством. Но самое главное, что их привлекает — это уровень образования, его качество. Присутствие выпускников Томского политеха ощущается во всех регионах страны и мира, и это хорошая добрая реклама нашего университета. О нас также очень хорошо отзываются работодатели — в очередь за политехниками стоят отделы кадров ведущих корпораций.

И конечно же, огромную роль играют позиции Томского политеха в рейтингах — на это сейчас смотрят и родители, и абитуриенты — россияне и иностранцы. Продвижение вуза в рейтингах — это объективная оценка достижений вуза мировым сообществом. Когда то, что мы говорим про себя, находит подтверждение в независимых оценках, в научных и образовательных, в российских и мировых рейтингах, это очень положительно влияет на выбор получения будущей профессии именно в нашем университете.

— Сложился ли у вас портрет первокурсника этого года? С какими ожиданиями ребята пришли в Томский политех?

— Абитуриенты, конечно, все разные, но общение с ними показывает, что у большинства есть понимание, что высшее образование нужно не потому, что «все пошли его получать, и я пойду». Высшее образование воспринимается ими как фундамент, который формирует дальнейшую основу всей жизни, карьерный рост, уверенность в будущем.

Я бы отметил также, что контингент, в отличие от прошлых лет, пошел более профориентированный. Да, ребята до сих пор подают заявления на разные специальности в разные университеты, но все больше бывших школьников хотят поступать на конкретную специальность и говорят, что если не пройдут на нее, то пойдут на такую же в другой вуз или будут учиться платно. Возможно, на этот выбор повлияли учителя в школе, родители, друзья, а также работа, которую в течение года проводит вуз. Но при этом, если первокурсников в лоб спросить: «Кем ты хочешь стать?», то многие теряются, у них пока еще нет понимания, кем конкретно они хотят стать. При этом масштаб их выбора — это госкомпании, такие как Газпром, Росатом и так далее. Абитуриенты не всегда понимают, кем бы хотели работать, но, по крайней мере, где – видят. И видят, что это возможно с помощью образования, полученного в ТПУ.

— На ваш взгляд, как обстоит дело с престижем инженерного образования?

— Если посмотреть на главные вызовы, которые стоят сегодня перед Россией и всем человечеством, то в основном они связаны с научно-технологическим развитием. А оно просто невозможно без инженерной деятельности. Роль инженеров, на мой взгляд, ежегодно повышается. Просто готовить их нужно несколько иначе, чем это делали вчера или позавчера. Учитывать те тренды, которые есть, например, в цифровизации. Выпускник вуза, который не обладает цифровыми компетенциями, просто не будет востребован, каким бы он ни был творческим и гениальным в инженерном деле.

Приведу простой пример: не возьмут сейчас на работу человека, который чертежи выполняет на листе бумаги. От инженера новой формации требуются, помимо фундаментальных знаний и хороших рабочих навыков, цифровые компетенции, вовлеченность в профессиональное сообщество через систему коммуникаций, знание специализированных программных продуктов, которые позволяют использовать наработанный человечеством опыт для решения своих инженерных задач. И все это мы должны учитывать в процессе обучения.

— Студенческие годы пролетят незаметно, встанет вопрос трудоустройства. Чего ждут работодатели от выпускников ТПУ?

— На предприятиях прежде всего нужна эффективность подготовки молодых специалистов. Для эффективности есть простая формула: качество, поделенное на ресурсы. На мой взгляд, необходимо трансформировать эту формулу, добавив в знаменатель «время».

Мы можем получить отличное качество, вкладывая в него безумное количество ресурсов. Или готовить качественно с минимальными затратами, но очень долго. Сейчас это никому не нужно. Время как ресурс набирает все большую ценность. И это как раз один из вызовов, на который Томский политех отвечает с помощью новой системы образования — помочь ребятам быстрее определиться с выбором. Первокурсников, которые поступили в 2018 году, ждет вариативность образовательных программ, возможность, не теряя времени, идти по своей траектории обучения.

Практически все процессы и подходы в управлении сейчас проектного типа, поэтому работодатели хотят, чтобы у выпускников присутствовали навыки проектного мышления. (Кстати, новая система образования как раз направлена на активную проектную деятельность в междисциплинарных командах.)

И конечно же, работодатели ждут, чтобы выпускники, которые к ним приходят, были максимально адаптированы под условия работы, чтобы само содержание учебного процесса было завязано на их проблемы, сложности и успехи как промышленного партнера. Подготовка в высшем учебном заведении должна стать больше практико-ориентированной, и Томский политех понимает, принимает и разделяет этот тренд. Миссия университета всегда была связана с обеспечением подготовки инженерной элиты, генерацией новых знаний и инновационных идей. Стратегия нашего образования, в том числе сегодняшние преобразования, нацелена на плотное взаимодействие с производственными и промышленными компаниями. Например, сейчас при инженерных школах создаются советы индустриальных партнеров — думаю, это направление еще более усилится. Традиции, заложенные более 120 лет назад в Томском технологическом институте, сохраняются и развиваются. Мы не просто даем фундаментальные знания, мы занимаемся подготовкой практических инженеров, которые способны менять будущее.

Записал Сергей Мазуров