Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Мнения

Опрос ученых-политехников в преддверии Дня российской науки

Спор между представителями двух лагерей ученых — прикладной и фундаментальной науки — ведётся давно. Многие практики говорят, что только их исследования важны для нужд людей, приносят им пользу и заслуживают внимания со стороны государства. Многие теоретики-фундаменталисты же полагают, что прикладная наука — зачастую ремесленничество, направленное на быструю выгоду. Ученым ТПУ мы задали всего один вопрос — о значимости фундаментальной науки.

Елена Короткова, д.х.н., профессор кафедры физической и аналитической химии ИПР

Фундаментальные исследования всегда должны опережать общее развитие техники и технологии. Особенно это важно для химии. Понять процесс, ход реакции или путь синтеза какого-либо нового соединения, понять их природу, научиться управлять этим процессом — вот те необходимые фундаментальные знания, без которых невозможно создание какой-либо новой продукции. Фундаментальные исследования лежат в основе практически всех инновационных решений. Они формируют идею, творческий поиск, и в результате получаются готовые решения той или иной проблемы. Некоторые фундаментальные решения настолько опережают развитие техники и технологии, что иногда непонятны и кажутся ненужными. Но я уверена, что любые фундаментальные исследования не проходят даром и время для воплощения каждого из них наступит. Теория Эйнштейна до сих пор будоражит умы ученых. Метод хромато-масс-спектрометрии, который сейчас повсеместно используется для определения химических составов практически всех материалов, вырос в начале 20 века на основе «бредовой» идеи В. Кауфмана измерять молекулярные массы элементов. И только в 2002 году Дж. Фенн и К. Танаке получили Нобелевскую премию за изобретение нового метода хромато-масс-спектрометрии для определения химического состава веществ и материалов, который был основан на фундаментальных идеях В. Кауфмана. Можно привести много примеров. Главное — нельзя недооценивать роль фундаментальных исследований в науке.

Дмитрий Глушков, доцент кафедры автоматизации теплоэнергетических процессов ЭНИНа

В настоящее время развитие технического прогресса напрямую связано с результатами фундаментальных исследований, поэтому их влияние на развитие современного общества трудно переоценить. Однако преодоление огромного пути от идеи и до конечного продукта, как правило, требует привлечения колоссальных финансовых, материальных, временных, человеческих ресурсов. Считаю, что наиболее яркий пример, который характеризует значимость фундаментальных исследований, привел в одной из своих статей член-корреспондент РАН Георгий Борисович Манелис. Повествуя об истории развития ракетной техники на твердом топливе в Советском Союзе, он отметил: «Важнейшей особенностью организации работ явился определивший в конечном итоге быстрый успех приоритет фундаментальных и теоретических исследований. Это радикально отличало организацию работ в СССР и США, где большинство работ проводилось на натурных экспериментах, в то время как у нас использовались натурные эксперименты для проверки и подтверждения расчетов. Опережающее развитие советских работ признали и в США. Так, после заключения договора по сокращению стратегических наступательных вооружений, подписанного президентом Ельциным, когда были раскрыты некоторые характеристики отечественных стратегических ракет, появилось несколько статей в американских ведущих журналах, в которых было прямо сказано: «Русские нас обогнали на 20 лет, и это было так хорошо организовано, что даже ЦРУ ничего не знало».

Наталия Лукьянова, зав. кафедрой социальных коммуникаций ИСГТ

Помните, в фильме Т. Лиозновой «17 мгновений весны», снятого по роману Ю. Семенова, Штирлиц говорит Шелленбергу: «Меня сейчас занимает вопрос, как с помощью физической химии остановить процесс оглупления масс…»? Культура общества тесно взаимосвязана с фундаментальной наукой. Если мы говорим о развитом обществе, то мы понимаем, что в таком обществе развивается наука. И не только наука, обеспечивающая быструю оборачиваемость знаний, но и наука, без которой невозможно будущее — фундаментальная. Можно привести такой пример: «Я всегда следовал своим интересам, не думая ни о том, во что они для меня выльются, ни об их ценности для мира. Я потратил уйму времени на совершенно бесполезные вещи... Мне просто было интересно, как эти вещи устроены» [5]. Эти слова принадлежат К. Шеннону, который умер 1 марта 2001 г. в массачусетском доме для престарелых, забытый почти всеми. И несведущий человек не поверит, что вся современная многомиллиардная индустрия цифровой передачи данных основана на его идеях» (ссылка на статью —http://trv-science.ru/2010/09/28/zachem-nuzhna-fundamentalnaya-nauka/). Зачастую мы не знаем, какое открытие станет основой прогресса. Но именно это делает прогресс возможным. Мы не построим никакого дома без фундамента, а в нашем случае фундаментальная наука закладывает основы будущих открытий. Именно в фундаментальной науке заложена мотивация к научно-познавательной деятельности, в ней заложено стремление понять, как устроен мир и как он может измениться. Фундаментальные знания не дают быстрые ответы, но они позволяют сформулировать вопросы.