Запуск производства бериллия в России ожидается через два года
ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ И НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ «РЕДКИЕ МЕТАЛЛЫ СИБИРИ» (НПО «РМС») ЗАВЕРШИЛИ ПЕРВЫЙ ЭТАП РАБОТ ПО ПРОЕКТУ СОЗДАНИЯ В РОССИИ ПЕРВОГО БЕРИЛЛИЕВОГО ПРОИЗВОДСТВА, — РАССКАЗАЛ ЖУРНАЛИСТАМ ГАЗЕТЫ «ЗА?КАДРЫ» ПРОРЕКТОР ТПУ ПО НАУЧНОЙ РАБОТЕ И ИННОВАЦИЯМ АЛЕКСАНДР ДЬЯЧЕНКО. ЗАПУСК ПЕРВОЙ ОЧЕРЕДИ ПРОИЗВОДСТВА В ГОРОДЕ КРАСНОКАМЕНСКЕ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ ОЖИДАЕТСЯ В КОНЦЕ 2018 — НАЧАЛЕ 2019 ГОДА.
Госзаказ На сегодняшний день ТПУ отчитался по государственному контракту на разработку технологии производства бериллия, а НПО «РМС» получило финансирование из средств Фонда развития промышленности на реализацию первой очереди промышленного производства. Акт об окончании первого этапа, подразумевавшего разработку технологии, был подписан с Министерством промышленности и торговли РФ в конце декабря 2016 года. Работы проводятся в рамках государственной программы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности». История вопроса уводит нас в то время, когда в 1989 году Российская Федерация прекратила добычу бериллиевых руд и производство концентрата. С тех пор потребности российских производителей в бериллии удовлетворялись и удовлетворяются лишь за счет вторичных ресурсов и импорта. На сегодня в мире добыча бериллиевой руды осуществляется только в двух странах: США (90 %) и Китай (10 %). Производится же бериллий в трех странах: США, Китае и Казахстане, причем Казахстан до сих пор дорабатывает складские запасы сырья советского периода. При этом Россия имеет два крупных месторождения бериллия — Ермаковское в Бурятии и Малышевское в Свердловской области — и сама может решить вопрос импортозамещения и выхода на мировые рынки. Причем, по словам Александра Дьяченко, Россия может не просто обеспечить лишь свои потребности в металле, но и занять до 1/3 мирового бериллиевого рынка, производя 100 тонн в год. Идею организации в России собственного бериллиевого производства предложил в 2010 году Анатолий Квашнин, бывший в то время полномочным представителем Президента РФ в Сибирском федеральном округе (СФО). Для реализации проекта было организовано специализированное проектное предприятие ООО «Научно-производственное объединение "Редкие металлы Сибири"». В первую очередь было решено организовать переработку сырья из Росрезерва. Поскольку все отечественное сырье (как Ермаковское, так и сырье Росрезерва) представляет собой высокофтористые концентраты, то использование стандартной американской сернокислотной технологи для их переработки было бы нерентабельно. Таким образом, возникла необходимость разработки собственной технологии, и Министерство промышленности и торговли РФ объявило открытый конкурс на разработку. Госпрограмму курирует первый заместитель министра промышленности и торговли Г.С. Никитин, куратор подпрограммы «Развитие промышленности редких и редкоземельных металлов»?— заместитель министра С.А. Цыб. Выиграв конкурс на разработку технологии, ТПУ включился в работу, ежедневно взаимодействуя с отделом цветных и редких металлов, возглавляемым С.И. Гришаевым. Общее же руководство проектом осуществляет промышленный партнёр — генеральный директор НПО «Редкие металлы Сибири» Ю.Ю. Нечаев.
За дело взялись томские политехники
Технология не случайно была разработана именно у нас. В ТПУ, на кафедре химической технологии редких, рассеянных и радиоактивных элементов, по словам проректора по науке, исторически, более полувека, занимаются именно этими вопросами. Вуз имеет большой опыт работы по подготовке кадров, научных и проектных работ в редкометалльной отрасли. Еще в 2008 году в ТПУ был разработан и запатентован новый фтороаммонийный способ переработки высокофтористых бериллиевых концентратов, который позволяет конкурировать с американским классическим сернокислотным методом.
Предложенный способ лег в основу разработки современного проекта промышленной технологии переработки высокофтористых концентратов. Сама технология разрабатывалась в течение 2014–2016 гг.
Как рассказал газете заведующий кафедрой химической технологии редких, рассеянных и радиоактивных элементов Роман Крайденко, технология ТПУ рассчитана на переработку именно отечественного высокофтористого сырья в отличие от американской.
«Там бериллий находится в силикатных соединениях, а российское сырье — высокофтористое, в нем до 25 % фтористых соединений, отсюда и возникла необходимость разработки новой технологии, которая позволила бы экономически выгодно перерабатывать отечественное сырье. Нами были предложены новые подходы к переработке концентратов с помощью фторидных соединений», — рассказывает зав. кафедрой.
Сейчас по технологии политехников планируется переработать сырье, которое с советских времен хранится в Росрезерве — там складировано около 100 тонн в пересчете на металлический бериллий.
Бериллия в мире производится немного — всего около 450 тонн в год. Однако без него практически невозможно обойтись в ряде отраслей. Этот легчайший металл обладает уникальной совокупностью свойств. У него очень высокая жаростойкость, он в 1,5 раза легче и 9 раз прочнее алюминия. Бериллий стоек к коррозии, обладает высокой теплопроводностью. Это стратегический металл, который используется в высокотехнологичных отраслях промышленности металлургии, автомобилестроении, атомной, аэрокосмической, приборостроительной отраслях, военно-промышленном и оборонном комплексе. В атомных реакторах из бериллия изготовляют отражатели нейтронов, его используют как замедлитель нейтронов. Бериллий используется в производстве тепловых экранов и систем наведения. Бериллий слабо поглощает рентгеновское излучение, поэтому из него изготавливают окошки рентгеновских трубок. Добавка 0,5% бериллия всталь позволяет изготовить пружины, которые остаются упругими до температуры красного каления, эти пружины способны выдерживать миллиарды циклов нагрузки. Бериллиевая бронза не искрится при ударе, что делает её незаменимой при производстве инструментов для шахтной промышленности и токопроводящих контактов. Оксид бериллия используют при производстве жаростойкой керамики.
В дальнейших же планах государства, ученых и производственников добыча бериллия на базе Ермаковского месторождения в Бурятии. Затем руду будут перевозить на Приаргунское производственное горно-химическое объединение предприятия Росатома в Краснокаменске, и уже там будет осуществляться обогащение и производство оксида и гидроксида бериллия.
«В 2017 году мы планируем проектирование производства, в 2018-м — строительство, и в конце 2018 — начале 2019 года я надеюсь пригласить вас перерезать красную ленточку на предприятии. Научным куратором проекта выступает Томский политехнический университет. В организации бериллиевого производства случился полезный симбиоз: когда научная организация разрабатывает технологию, образовательная организация — мы же — готовим персонал, и все это передается в производство и поддерживается государством», — рассказал Александр Дьяченко.
Подготовил Сергей Мазуров