Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Томский да Винчи

Политехник, опередивший свое время

В СВОЕЙ РАБОТЕ «ДВИЖЕНИЕ БЕЗ ТРЕНИЯ» В НАЧАЛЕ 20 ВЕКА ТОМСКИЙ УЧЕНЫЙ БОРИС ВЕЙНБЕРГ РАЗРАБОТАЛ КОНЦЕПЦИЮ ВАКУУМНОГО ПОЕЗДА БУДУЩЕГО. СПУСТЯ СТО ЛЕТ РОССИЙСКИЕ И АМЕРИКАНСКИЕ УЧЕНЫЕ ПЫТАЮТСЯ ВОПЛОТИТЬ ЭТУ ИДЕЮ В ЖИЗНЬ И СОЗДАТЬ ИННОВАЦИОННЫЕ ВЫСОКОСКОРОСТНЫЕ ВИДЫ ТРАНСПОРТА, А В ЯПОНИИ УЖЕ РАЗРАБОТАН ПРОЕКТ ПОЕЗДА НА МАГНИТНОЙ ПОДУШКЕ. СОЛНЕЧНЫЕ БАТАРЕИ, ИЗУЧЕНИЕ АРКТИКИ, МАГНЕТИЗМА ЗЕМЛИ. МНОЖЕСТВО ИДЕЙ ЭТОГО ГЕНИЯ, ОПЕРЕДИВШЕГО СВОЕ ВРЕМЯ, ПОЛУЧИЛИ ПРОДОЛЖЕНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ НАУКЕ.

Б. П. Вейнберг с семьей.

Загадки земли и небес

На одной газетной странице невозможно рассказать обо всех достижениях. Борис Петрович принадлежал к тому типу ученых, интересы которых в каждый отдельный момент не сосредотачиваются на одном узком вопросе. Выпускник Санкт-Петербургского университета, он увлекся наукой еще в студенчестве. Главной его темой стало изучение проблемы льда и ледников. Докторская диссертация Вейнберга «О внутреннем трении льда» удостоена малой Ломоносовской премии Петербургской академии наук. В 1909 году он назначается ординарным профессором Томского технологического института по кафедре физики. И на 15 лет его жизнь будет связана с Томским политехом и Сибирью. В своей вступительной лекции он изложил свои взгляды на прикладные стороны физики и предсказал те направления исследований, которые получили развитие спустя многие годы: очистка воды и воздуха, использование энергии Солнца, передача электрической энергии без проводов, кинематография в натуральных цветах, стереокино и др. Большая часть лекции была посвящена безвоздушному электрическому пути.

При лаборатории физики ТТИ под руководством Вейнберга работала метеорологическая станция по изучению геофизических явлений и климата Сибири. Вейнберг изучал ледяной покров реки Томи, составлял прогнозы состояния льда и ледохода. В 1913 году впервые в мировой практике им был сконструирован электрический термобур для исследования льда. Ученый организовал 23 экспедиции по изучению геофизических данных Сибири, Монголии и Крайнего Севера, разработал методику проведения и систематизировал наблюдения над магнитным полем Земли.

С Бориса Петровича началась история астрономических наблюдений в Томске. В 1910 году он организовал наблюдение кометы Галлея в связи с предполагаемым прохождением Земли через ее хвост.

Б.П. Венйберг, студент университета, 1890 г.
Вейнберг Борис Петрович (фото ок. 1940 г.)
Г.Н. Потанин в гостях у Венйбергов
Запуск воздушного змея (в центре - Вейнберг)
Инициаторы Сибирских женских курсов.
Открытие Сибирских женских курсов, 26 октября 1910 г.

«Полеты» прошлого, настоящего и будущего

В 1909 году Борис Петрович стал одним из инициаторов создания при ТТИ кафедры воздухоплавания, аэротехнической лаборатории и испытательного аэродрома. Среди кружковцев были такие известные личности, как авиаконструкторы Николай Камов (создатель вертолетов «Ка») и Михаил Миль (создатель вертолетов «Ми»), Анатолий Валединский (конструктор авиационных и ракетных двигателей) и многие другие. В 1912 году кружковцы создали первый в России планер собственной конструкции, способный поднять в воздух двух человек, а в 1913-м под руководством Вейнберга была разработана безвоздушная экспериментальная дорога на магнитной подушке. Разработка на полвека опередила исследования ученых США и Японии. Весть об этом открытии облетела весь мир. В 1914 году американские кинематографисты сняли фильм «Сибирское чудо» о Вейнберге и его феноменальном безрельсовом поезде.

1909 г. Одесса. Издание книги Б. Вейнберга.
Публикация 1917 года, на которой изображена схема электрической дороги на магнитной подушке.

Борис Вейнберг положил начало томской школе физики твердого тела, крупнейшей в России, его ученики впоследствии стали академиками. Он был инициатором создания ряда научных и учебных учреждений в Томске, сторонником высшего женского образования в России. Последние годы жизни профессор провел в Ленинграде, где разработал методику расчета солнечных установок, солнечные паровые котлы. Совместно с сыном Всеволодом он создал один из лучших проектов того времени — солнечный двигатель. Продолжал ученый изучать физические и механические свойства льда. Его знания сыграли большую роль во время Великой Отечественной войны. Он не захотел покидать блокадного Ленинграда. Работал ночами, давал консультации по оборонным вопросам. Он был консультантом при строительстве дороги по льду Ладожского озера, названной «дорогой жизни». Единственная транспортная магистраль, по которой с сентября 1941 по март 1943 года поставлялось продовольствие, спасла десятки тысяч жизней. Но, к сожалению, не самого профессора Вейнберга. Он погиб от истощения в 1942 году.

Виталина Михетко, Светлана Григорьева