Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Геоход готовится к испытаниям

Ученые ТПУ создали опытный образец аппарата для работы под землей

ОН МОЖЕТ БЫТЬ ИСПОЛЬЗОВАН ДЛЯ ПРОКЛАДКИ ТОННЕЛЕЙ, СПАСЕНИЯ ЛЮДЕЙ ОТ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ И МОЖЕТ ПОМОЧЬ ВЫСТРОИТЬ ЦЕЛЫЙ ПОДЗЕМНЫЙ ГОРОД. ГЕОХОД БЫЛ ИЗГОТОВЛЕН НА БАЗЕ КЕМЕРОВСКОГО ОПЫТНОГО РЕМОНТНО-МЕХАНИЧЕСКОГО ЗАВОДА (КОРМЗ).

После испытаний аппарат может быть выпущен в различных модификациях.

— Мы постоянно ищем новые рынки сбыта, поэтому разработка ученых ТПУ показалась нам очень перспективной, ведь это сделано впервые в мире. Это то, на чем в дальнейшем можно получать прибыль, динамично развиваться, обучать на этих образцах высококвалифицированных рабочих. Это техника завтрашнего дня, — уверен Сергей Масалитин, заместитель директора КОРМЗ по развитию (г. Кемерово).

Сегодня горная техника устойчиво работает за счет массы машин. Например, проходческий комбайн весит порядка 150 тонн. Геоход — всего 19. Это вообще довольно миниатюрный аппарат по сравнению с другими — менее четырех метров в диаметре и чуть больше четырех метров в длину.

Владимир Аксенов, заведующий лабораторией угольной геотехники Федерального исследовательского центра угля и углехимии СО РАН, профессор Томского политехнического университета, рассказывает: «На внешнем контуре геохода есть специальные фрезы, внешние движители, а на хвостовой секции — крылья, элемент противовращения. Всю силовую раскладку мы передаем на геосреду, на породу, и тогда, впервые в горном деле, мы решаем классическую проблему снижения массогабаритных характеристик. Аналогов геоходу не только в России, но и в мире на сегодняшний день нет».

Стоимость проекта составила 200 млн рублей — это собственные средства КОРМЗа и средства, выделенные Министерством образования и науки РФ. При запуске геохода в производство себестоимость агрегата будет составлять порядка 40 млн, причем он изготовлен практически целиком из отечественных комплектующих. По словам Андрея Ефременкова, директора ЮТИ ТПУ, сегодня почти все готово для того, чтобы испытать конструкцию в действии: «Для того чтобы провести окончательные испытания, специалисты предприятия отлили бетонный параллелепипед 6 ? 6 ? 10 метров. На этом «полигоне» геоход будет демонстрировать свои возможности».

После испытаний аппарат может быть выпущен в различных модификациях. Он готов стать основой мобильного комплекса для спасения людей из-под завалов, быть полезным в метростроении, быстрой и качественной прокладке коммуникаций, а также возведении подземных сооружений различного назначения.

Юлия Николас