Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Экспериментальная работа

Студенты ТПУ уже с первого курса могут устроиться на работу в центр «Склад ума»

«НА СТАРТ! ВНИМАНИЕ! ПУСК!». СТУДЕНТ ТОМСКОГО ПОЛИТЕХА МАКСИМ ЛАБЫКИН, СОТРУДНИК ЦЕНТРА ЗАНИМАТЕЛЬНОЙ НАУКИ «СКЛАД УМА», НАЖИМАЕТ НА КНОПКУ МИНИАТЮРНОЙ ПУШКИ, И ИЗ НЕЕ С ГРОМКИМ ХЛОПКОМ НА ЦЕЛЫЙ МЕТР В ВОЗДУХЕ ПРОЛЕТАЕТ ПРИЛИЧНАЯ ТАКАЯ КАРТОФЕЛИНА. ВОСХИЩЕНИЮ ДЕТВОРЫ НЕТ ПРЕДЕЛА. КАРТОФЕЛЕПУШКУ РЕБЯТА СОБРАЛИ САМИ. «МЫ ЭТО СДЕЛАЛИ СВОИМИ РУКАМИ, И ЭТО РАБОТАЕТ. КРУТО!», — ЛИКУЕТ ТРЕТЬЕКЛАССНИК СЕРГЕЙ. «ЭТО ОДИН ИЗ САМЫХ ЛЮБИМЫХ МОИХ МАСТЕР-КЛАССОВ, — С УЛЫБКОЙ ГОВОРИТ МАКСИМ. — И ПОТОМУ, ЧТО В НЕМ НА ПРАКТИКЕ МОЖНО ПОНАБЛЮДАТЬ МНОГО ИНТЕРЕСНЫХ НАУЧНЫХ ЗАКОНОВ, И ПОТОМУ, ЧТО РАЗРАБАТЫВАЛ Я ЕГО САМ».

Любовная драма тангенса и котангенса

Максим Лабыкин учится в магистратуре Физико-технического института (ФТИ). В «Складе ума» работает уже около двух с половиной лет. Пришел сюда еще студентом третьего курса по совету одного из своих преподавателей. Начинал с экскурсий для школьников, а теперь разрабатывает и проводит свои мастер-классы.

— Идея с картофелепушкой пришла ко мне после того, как я посмотрел ролик на Youtube. Там проводился похожий эксперимент, и я решил его модернизировать, сделав более безопасным для детей, — вспоминает магистрант ТПУ. — Пушка из пластиковых труб стреляет картошкой посредством взрыва газа. Мы проработали ее схему, но когда собрали в первый раз, она выстрелила так мощно, что разлетелась на части. Пришлось собирать повторно. На этот раз добавили меньше газа, и тогда все получилось. Максим проводит в «Складе ума» мастер-классы по конструированию и многие другие интересные занятия. Отмечает, что мотивировало его сюда прийти желание подзаработать.

— График здесь гибкий, никто не ругает тебя, если не можешь выйти на работу из-за лекции, коллоквиума или лабораторной. И, конечно, это очень хороший опыт. Здесь ты учишься работать с людьми, взаимодействовать с ними, развиваешься и как педагог, и как менеджер. А еще учишься объяснять сложные технические вещи простым языком. Это важно. Если ты сумел объяснить что-то ребенку, ты сможешь объяснить это кому угодно, — говорит Максим. — Например, как-то раз мне пришлось включить всю смекалку, чтобы рассказать подросткам, чем отличается тангенс от котангенса. Я прилично поломал над этим голову и в итоге нашел выход — перевел математические отношения в обычные человеческие. Объяснил взаимоотношения тангенса, котангенса и гипотенузы на примере сериального любовного треугольника. Ребята посмеялись, а главное — поняли суть изучаемого предмета.

Алина Татолина демонстрирует механизированную руку, созданную томскими школьниками в центре науки «Склад ума».
Максим Лабыкин изображает «любовный треугольник» тангенса, котангенса и гипотенузы.

Экспериментальная работа

— У нас каждый день — какая-нибудь забавная история, — смеется студентка ФТИ Алина Татолина. — Например, как-то раз наши ребята должны были проводить занятие с детьми в 10-м корпусе ТПУ — изучать устройство персонального компьютера. Для наглядного примера наши сотрудники за пятнадцатиминутную перемену разобрали все «системники» в аудитории. Школьники заходят в класс, уверенные, что сейчас будут за компьютерами играть, а тут их встречают разобранные системные блоки. Спустя минут 15 про игры уже никто и не вспоминал — все были поглощены знакомством с устройством компьютера.

Алина, как и Максим, работает в «Складе ума» уже больше двух лет. — Я веду опыты по химии и физике. Ничего особо сложного здесь нет. Все показываемые нами явления из области школьной программы, — пожимает плечами Алина.

Говорит, поначалу боялась публичных выступлений, делала себе шпаргалки-подсказки, чтобы не забыть каких-то важных вещей. А потом адаптировалась. Помогали советом и делом более опытные коллеги.

— Все считают, что студенты, которые здесь работают, — эдакие активисты, «зажигалки». Нет, это не так, — говорит Анастасия Дмитриева, директор Центра занимательной науки «Склад ума». — К нам часто приходят довольно-таки скромные, закрытые ребята. Если они хотят расширить свою зону комфорта, поработать с детьми — пожалуйста. А если нет, то и ладно. Здесь для каждого по умениям и возможностям найдется свое дело. Например, можно делать экспонаты, помогать преподавателям в постановке экспериментов, подбирать теоретические материалы для проведения занятий, не взаимодействуя напрямую с детьми.

Справка

По вопросам трудоустройства в Центр занимательной науки «Склад ума» можно обратиться к администраторам группы «ВКонтакте» (vk.com/sklad.uma.tomsk), а также позвонив в центр по телефону +7 (3822) 938-015.

Многоступенчатый рост

Всего в центре сегодня работают 33 человека. Это и постоянные сотрудники, и консультанты. Причем примерно треть из них — около 20 человек — студенты.

— Мы стараемся создавать преемственность поколений. Присоединиться к нам можно еще со школы, — объясняет Анастасия Дмитриева. — Старшеклас-сники работают на добровольных началах помощниками вожатых, взаимодействуя с младшими школьниками. Над ними шефствуют студенты, над студентами — магистранты, которых курируют преподаватели. Такая многоступенчатая система, с одной стороны, позволяет лучше выстроить диалог школьников и студентов друг с другом, с другой — помогает новичку постепенно влиться в рабочий процесс.

Так, первокурсники начинают работу в «Складе ума» с ведения экскурсий. Следующий шаг — ведение подготовленных другими студентами мастер-классов. Поднимаясь еще на ступень, ребята уже сами, как Максим, начинают разрабатывать мастер-классы. Когда начинаешь самостоятельно проводить занятия для школьников, можно сказать, что ты уже стал гуру. Ну а самый высший пилотаж — когда ты не просто ведешь, но еще и разрабатываешь занятия (под контролем опытных преподавателей, разумеется).

— Всегда есть какие-то интересные задачи, которые требуется решить. Наши сотрудники работают со школьниками не только в Томском политехе, но и по Томской области, и за ее пределами. Все это — хороший опыт, — добавляет директор «Склада ума». — У нас есть много примеров, когда после работы в «Складе ума» студенты организовывали свой бизнес. Например, один из наших «выпускников» создал фирму по фрезерной резке. Есть ребята, которые у нас разработали мастер-класс «Физика на мыльных пузырях», а после окончания учебы открыли «Театр мыльных пузырей». Кто-то начинает авторские курсы. Это абсолютно нормально. Учеба заканчивается, ты взрослеешь, идешь дальше.

С другой стороны, освобождаются новые места, на которые могут приходить новые ребята и пробовать себя, работая на нашей площадке. Набор новых сотрудников в «Склад ума» начнется в сентябре. Однако, уточняет Анастасия Дмитриева, предложить свою кандидатуру в качестве нового сотрудника все желающие могут в любое время, в течение всего учебного года.

Виталина Михетко