Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Живое слово В.П.Лопатинского

Вадим Петрович Лопатинский - ученик и друг Л.П. Кулёва, заведующий кафедрой «Технология основного органического синтеза» ХТФ с 1958 г. Он выпестовал не одно поколения молодых учёных, среди них несколько докторов наук: В.М.Сутягин, профессор той же кафедры, Е.Е. Сироткина, директор Института химии нефти и другие, а уж о кандидатах наук и говорить нечего - их тьма. За годы, в которые Вадим Петрович возглавлял кафедру, ему удалось сплотить вокруг себя тесный и дружный педагогический и научный коллектив, оставить в сердцах многих тысяч выпускников память о себе как о прекрасном педагоге и лекторе.

Биография, судьба человека позволяет нам узнать и объяснить многое то, из чего состоит человек: его привычки, характер, кругозор, личные качества - из этого в конечном счёте складывается личность педагога, лектора. Поэтому я попросил рассказать Вадима Петровича о себе, начиная со школьных лет:


- Родился я в г. Пенза. Окончил школу в год начала войны, в 1941 г. В армию не попал по зрению и по малолетству. Поступил осенью 1941 г. в Казанский университет, на химический факультет. Через три недели нас, группу казанских студентов, направили на прифронтовые работы, на рытьё противотанковых заграждений близ Серпухова. В январе мы вернулись в Казань, где учеба тем не менее продолжалась и нагнать тех, кто оставался здесь, было очень трудно, к тому же в это голодное время нелегко было посвятить себя учёбе целиком. Университет пришлось оставить... Этой же зимой мой отец, агроном по профессии, был направлен в Минусинск, я поехал с ним. Работал в партии отца чертёжником. Осенью 1942 г. поступил в Томский политехнический, который закончил в 1947 г. Руководитель кафедры доцент Н.П.Курин уговорил поступать в аспирантуру. Осенью во время сдачи экзаменов вышло распоряжение Комитета по делам высшей школы о том, что доцентам нельзя вести аспирантов. В то же время Л.П.Кулёв предложил поступать к нему на кафедру органического синтеза. С осени 1948 г. я был зачислен в аспирантуру, где в 1951 г. защитил кандидатскую диссертацию. К тому времени открылась специальность «Технология основного органического синтеза». Декан Н.В.Володин предложил мне работать на кафедре, а после него в 1958 г. кафедру возглавил я.

- Расскажите о своих учителях, кого из них вы больше всего запомнили?

- В институте было очень много педагогов, которым хотелось подражать: и в стиле ведения лекций, и в культуре поведения, и в общении с людьми. Я очень восприимчивый человек и постоянно испытывал влияние на себя тех людей, которые того несомненно заслуживали.

Среди них, например, Дмитрий Николаевич Наследов из Ленинграда, который преподавал в Высшем Ленинградском училище зенитной артиллерии, эвакуированном в Томск. Он свободно владел материалом; артистично, красиво его излагал и это конечно действовало завораживающе. Многие физики, которые слушали его в те годы, были под впечатлением этого стиля: он рассказывал о проблемах физики так, что она казалась живой, открытой для новых свершений наукой. Прекрасным лектором был Л.П.Кулёв. Были и другие замечательные педагоги, которых отличала своя особая манера организации учёбы.

- У вас есть свои особые способы раскрепощения?

- Самый простой способ состоит в том, что я доступный человек. У меня нет часов приёма, ко мне можно прийти в любой момент. Кроме того, относиться к студентам нужно по-человечески, я никого и никогда не отталкиваю, а наоборот, стараюсь любого студента приобщить к делу, к работе. По - видимому это свойство должно быть у каждого педагога. Человек может бросить учёбу, если он ленится, комплексует, но если снять с него напряжение, подбодрить, то он начнёт работать.

По собственному опыту могу сказать, что некоторые студенты пугаются преподавателя, держатся в тени, но ведь студент должен лезть к тебе с вопросами, искать на них ответы - вот в таком стиле должно протекать обучение.

- Как вы считаете, можно стать прекрасным лектором, читая какую-то литературу или это от природы?

- Вы знаете, от природы - да, но всё развивается. Важно прекрасно знать материал, уметь его излагать. А уровень популяризации, её глубина и широта, зависит от культуры лектора, от его коммуникабельности. Я привык общаться с разными типами людей и привык находить моменты, сближающие нас, которые делают общение интимным, а не просто формальным. Это умение находить со всеми общий язык, в том числе и со студентами, воспитывается и зависит от понимания людей, заинтересованности в их проблемах.

Кафедра ТООС - на редкость дружный коллектив и на мой клич рассказать о своём заведующем, учителе, В.П.Лопатинском откликнулись все. Приведём лишь мнение доцента С.И.Кудиновой и профессора В.М.Сутягина.

С.И.Кудинова:


- Когда-то мне удалось прочитать одну брошюрку, которая называлась «Педагогическое мастерство». Её написал лектор, читавший прикладную механику. Там перечислено такое огромное количество качеств, которыми должен обладать лектор, что казалось бы очень трудно их совместить в одном человеке, но Вадиму Петровичу это удаётся.

Но что я бы хотела выдвинуть на первый план - это умение довести материал до полного его понимания. Если до каждого студента дошло содержание материала, если он остался довольным от общения с преподавателем на лекции - успех её очевиден.

Среди качеств, которые отличают хорошего лектора от плохого, есть такое, как умение вовремя разрядить обстановку. Почти все считают, что это значит вовремя рассказать анекдот. Но так ли это? Ну почему, допустим, с одной лекции студенты приходят уставшими, а с другой - совсем нет. Это же не значит, что лекция состоит из одних анекдотов или сплошной популяризации материала - это не допустимо. Просто хороший лектор рассказывает о сложных вещах, пропуская их через себя, давая некую готовую к употреблению «пищу для ума». Я уже не говорю о блестящей русской речи, которой владеет Вадим Петрович.

В.М.Сутягин:

- Я хотел бы привести такую аналогию: в свое время один академик вспоминал, что он когда-то преподавал высшую математику в морском училище. Когда он пришёл на первую лекцию, то увидел матросов в тельняшках и спрашивает: «Ребята как у вас с высшей математикой?». Ребята понурили головы. Он понял, что никто высшую математику не знает. И он начал излагать эту дисциплину без высшей математики. Но это возможно только в том случае, если преподаватель блестяще знает материал. То же самое относится и к Вадиму Петровичу.

В.Сапрыкин, наш корр. Р.Владов