Как сибирский архитектор изменил облик советской столицы
РАЗРАБОТАТЬ ПРИНЦИПИАЛЬНО НОВЫЙ ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПЛАН АРХИТЕКТУРНОГО РАЗВИТИЯ МОСКВЫ, ПОДГОТОВИТЬ СТОЛИЦУ К ОЛИМПИАДЕ-80 — ТАКИЕ ЗАДАЧИ В РАЗНОЕ ВРЕМЯ СТОЯЛИ ПЕРЕД ЗНАМЕНИТЫМ ПОЛИТЕХНИКОМ — МИХАИЛОМ ПОСОХИНЫМ. КОГДА ЕГО СПРАШИВАЛИ, ИЗ ЧЕГО СКЛАДЫВАЕТСЯ ЕГО РАБОЧИЙ ДЕНЬ, ОН НЕ МОГ ДАТЬ ИСЧЕРПЫВАЮЩЕГО ОТВЕТА. ЕМУ ПРИХОДИЛОСЬ ЗАНИМАТЬСЯ ВСЕМ — ОТ ЛОКАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ ДО СЛОЖНЫХ ЗАДАЧ РАЗВИТИЯ СТОЛИЦЫ. «НЕТ ИСКУССТВА, В БОЛЬШЕЙ СТЕПЕНИ ОБЪЕДИНЯЮЩЕГО УСПЕХИ МНОГИХ ОТРАСЛЕЙ ЗНАНИЙ, ЧЕМ АРХИТЕКТУРА», — СЧИТАЛ МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ. ГЛАВНЫЙ АРХИТЕКТОР МОСКВЫ, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ КОМИТЕТА ПО ГРАЖДАНСКОМУ СТРОИТЕЛЬСТВУ И АРХИТЕКТУРЕ ПРИ ГОССТРОЕ СССР И ВЫПУСКНИК СИБИРСКОГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА (НЫНЕ ТПУ), ОН ВСЮ ЖИЗНЬ ОСТАВАЛСЯ ВЕРНЫМ СВОЕМУ ПРИЗВАНИЮ.
Мастерская художника
Свой профессиональный путь будущий знаменитый архитектор начинает в Томске. Еще подростком во время учебы в школе он занимается в частной студии местного художника Вадима Мизерова. Позже Михаил Васильевич работает декоратором в томском театре, а возвращаясь домой после тяжелого трудового дня, рисует, упорно совершенствуя свое мастерство. После окончания школы Посохин посещает занятия на инженерно-строительном факультете Сибирского технологического института (ТПУ), в который был принят вольнослушателем, проходит годичный курс обучения. Купеческое происхождение, по-видимому, стало препятствием для поступления в институт. В это же время будущий знаменитый архитектор с головой погружается в крупнейшую в Сибири стройку тех лет — свою карьеру Посохин начинает с должности рабочего на Кузнецком металлургическом комбинате. Там же, без отрыва от производства, Михаил Васильевич заканчивает учебный комбинат и получает диплом гражданского инженера.
Главный инженер Москвы
Вскоре Михаил Посохин переезжает в Москву, где экстерном оканчивает Московский архитектурный институт. С этого момента начинается его стремительная карьера: в течение следующих 20 лет Михаил Васильевич разрабатывает почти все крупные проекты столицы совместно с близким другом и коллегой Ашотом Ашотовичем Мндоянцем. В середине 1940-х годов Посохин объединяет вокруг себя группу творчески активных архитекторов, вскоре выросшую в большую архитектурную мастерскую.
Под руководством Михаила Посохина создаются десятки зданий, которые до настоящего времени во многом определяют облик столицы России. Среди них — здание Министерства обороны на Арбатской площади, Государственный Кремлевский дворец, уникальный градостроительный ансамбль на Новом Арбате, пластичное здание на набережной Москвы-реки, где сейчас располагается мэрия города Москвы. Как главный архитектор Михаил Васильевич готовит столицу к Олимпиаде-80: именно он строит один из крупнейших в мире крытых стадионов, знаменитый спорткомплекс «Олимпийский».
За пределами Москвы Посохин строит крупный курортный комплекс в Пицунде (Грузия), посольства в Бразилии и Вашингтоне, павильоны на всемирных выставках 1967 года в Монреале и 1970 года в Осаке.
Педагог-практик
Михаил Посохин стремится передать свой опыт и накопленные знания молодым специалистам, своим преемникам, потомкам. Он уделяет много времени педагогической деятельности: на протяжении нескольких лет преподает архитектурное проектирование в Московском архитектурном институте. На закате карьеры он организует отделение архитектуры в Академии художеств СССР, которое возглавляет в качестве академика-секретаря — члена президиума академии.
Свою богатую архитектурную и строительную практику Михаил Васильевич обобщает в следующих книгах: «Город для человека», «Архитектура окружающей среды», «Дороги жизни». Эти фундаментальные труды до сих пор служат для молодых архитекторов своеобразным пособием в постижении творческих и практических тайн работы градостроителя.
В 1963–1967 годах он создает и возглавляет Государственный комитет по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР, где объединяет наиболее активные архитектурные силы страны.
Умирает Михаил Посохин в 1989 году. К этому времени он — обладатель четырех орденов Трудового Красного Знамени, народный архитектор СССР. Его имя присвоено московскому предприятию «Моспроект-2» Управления по проектированию общественных зданий и сооружений.
Посохин справедливо может быть причислен к тем мастерам, которые прокладывали пути развития отечественной архитектуры. Именно он способствовал утверждению архитектуры как вида искусства. Его личность и профессиональная деятельность сыграли огромную роль в повышении социального престижа и значимости архитектурной профессии. Как говорят его коллеги, архитектор имел шестое чувство — он чуял, что грядет завтра, и потому всегда «бил в точку».
Елизавета Муравлева, Елена Паламарчук