Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Умы восставали и просто жили

(из истории университетов)

Образ профессора и студента полуторавековой давности нам открывают научная слава первого и вольнодумство второго (что ни студент, то философ). Вспомним будущих западников и славянофилов, добывавших истину в научных спорах при свечах за скромным застольем....Это они, «любомудры» приносили немало неудобств и своим близким, и начальникам - наставникам университетов.

Но неужели и впрямь студенчество только и было озабочено тем, чтобы восстать против навязанного кодекса мышления? А профессора? Такие ли величественные как на портретах?

Послушаем, что скажут на этот счет бывшие студенты столичных университетов 30-40-х годов 19 века, воспоминания которых опубликовал журнал «Русская старина» сто лет назад, в 1896 г.:

«...Студентам Императорского Санкт-Петербургского университета Николай Павлович (Николай - I) разрешил носить шитые золотые петлицы, но вменил в обязанность ходить в треуголках при шпагах, отдавать честь царской фамилии и генералам, становясь во фронт... Каково императору было видеть совершенное отсутствие почтения его персоне со стороны трех студентов, загулявших на Адмиралтейской площади и никогда не видевших ни царя, ни генералов? Отсидевшие день на гауптвахте за неслыханную дерзость, эта троица вечером была принята в Зимнем. После обеда с вином, студбратия были доставлены в кабинет Его Величества для воспитания.

...Вскоре после начала лекций стали затеваться так называемые коммерши-сходки, ничего общего не имевшие с заграничными. Это были просто кутежи. Говорили много вздора, курили кнастер до головокружения, но главное много пили и в очень веселом расположения духа возвращались по домам. Были попытки устройства дуэли, но это не прижилось. Многие студенты из аристократов часто посещали театры, балы, маскарады, разыгрывая из себя гвардейских офицеров».

Не без риска для своей судьбы студенты той поры использовали и «силовые методы» для отстранения нежелаемых преподавателей. Например, топаньем и свистом они вернули своего любимца, профессора Кутаргу и заставили покинуть Университет одного из магистров истории.

Известно, что в среде профессоров Московского университета было много выходцев из Германии. Как отмечает в записках «Смоленский дворянин», многие из немцев - профессоров были абсолютно равнодушны к студентам, «пропитаны духом западного квиетизма, отличались неумеренным курением сигар, носили множество крестов, которые никогда не снимали с себя».

Физику читал Иван Тимофеевич Спасский - тот самый, который в качестве врача находился при Пушкине в последние минуты его жизни. Каков он был? Судя по воспоминаниям его слушателей, он был маленького роста, одноглазый, читал лекции, стоя на возвышении кафедры, размахивая руками, подпрыгивая и брызгая слюной во все стороны. Зато как читал! Места занимали за час до лекции.

Кое-что о праздновании 100-летия Московского университета:

«само торжество состояло из нескольких отделений. В том числе - обед. В зале, где обедали студенты, для профессоров и университетского начальства был накрыт особый стол. С ними обедал и министр народного просвещения Наров А.С., участник войны 12-го года, потерявший ногу. Когда этот почтенный старец тост за процветание университета, то несколько подвыпивших студентов начали его качать и подбрасывать. Оставшись целехоньким, министр едва произнес:

«Этот день наравне с Бородинским сражением».

Галина Яловская,
доцент ТПУ, г.Юрга.