Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Вузы без научного потенциала – не вузы!

Национальный исследовательский Томский политехнический университет является сегодня одним из признанных лидеров технического образования России. При этом руководство вуза уверено, что настоящее образование невозможно без научной деятельности. О том, какими научно-исследовательскими проектами сегодня заняты учёные-политехники, а также о планах на ближайшее будущее рассказал в интервью РИА «Новости» проректор ТПУ по научной работе и инновациям Виктор Власов.

– Виктор Алексеевич, на Ваш взгляд, что важнее для учебного заведения: образовательный процесс или научная работа?

– Я глубоко убежден, что вузы, не имеющие научного потенциала, не могут называться вузами. Действительно качественные знания студенты могут получить только от преподавателя, который самостоятельно занимается исследованиями, а не транслирует чужие научные результаты. Поэтому научная работа всегда лежала в основе деятельности Томского политехнического университета.

– Можно выделить основные направления научно-исследовательской работы политехников?

– Учёные и преподаватели нашего университета работают по 22 научным направлениям. Их можно объединить в пять крупных научно-образовательных блоков, по которым идёт развитие нашего университета. Это рациональное природопользование и глубокая переработка природных ресурсов; традиционная, атомная и альтернативная (в том числе водородная, солнечная и ветровая) энергетика; нанотехнологии и пучковоплазменная технология (создание материалов с заданными свойствами); информационно-телекоммуникационные системы мониторинга и управления; неразрушающий контроль и диагностика производственной и социальной сферы.

В последние годы мы добились определённых успехов в реализации данных направлений. Этому есть и материальное подтверждение – по итогам 2010 года ТПУ впервые за всю историю своего существования заработал на науке более одного миллиарда рублей, а именно 1,129 миллиарда. Из этого объёма примерно 75% приходится на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР), включая инновационные разработки, а 25% – на фундаментальные исследования, которые финансируются за счёт федеральных целевых программ, грантов и так далее.

Мы планируем, что в 2011 году финансовые показатели будут ещё выше: по НИОКР планируется заработать 1, 4 миллиарда рублей.

Что касается других показателей, в 2010 году наш университет вышел на лидирующие места по защите докторских (22) и кандидатских (118) диссертаций. Сотрудниками ТПУ было опубликовано более 100 монографий (в том числе десять в зарубежных изданиях) и 2,5 тысячи научных статей в рецензируемых и в индексируемых изданиях.

– Занятия наукой требуют особых условий. Как в ТПУ идет работа по созданию современной инновационной инфраструктуры?

– В нашем университете создана уникальная инновационная инфраструктура. Так называемый «инновационный лифт» позволяет через студенческий бизнес-инкубатор, центр трансфера технологий, создание малых инновационных предприятий не только превратить научную идею в реальный продукт, но и продать его.

Эта цепочка создавалась не один год и в 2011 году завершилась открытием проектно-конструкторского института с опытным производством. Не в последнюю очередь это стало возможным благодаря тому, что ТПУ победил в конкурсе, объявленном по постановлению правительства №219 – «О государственной поддержке развития инновационной инфраструктуры в федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования». В рамках данного постановления ТПУ получил финансирование на три года в размере 111 миллионов рублей.

– Сколько малых инновационных предприятий (МИПов) создано при ТПУ?

– В инновационном поясе ТПУ около 80 предприятий. В том числе 27 МИПов создано по ФЗ №217, то есть университет выступает как их учредитель (минимум 33% акций принадлежит ТПУ). При этом необходимо отметить, что все МИПы созданы на базе патентов, ноу-хау, компьютерных программ, разработанных и принадлежащих нашему вузу.

Кроме того в ТПУ создана ассоциация МИПов, которая оказывает информационную, бухгалтерскую и консультационную поддержку.

До конца года мы планируем создать ещё три МИПа. Одно предприятие уже проходит регистрацию, ещё одно, согласно Уставу, в ближайшее время будет утверждаться на Учёном совете ТПУ.

– Какие новые лаборатории появились в ТПУ в последнее время?

– В 2010 году в рамках постановления правительства №220 («О мерах по привлечению ведущих учёных в российские вузы») в ТПУ появились две новые лаборатории. Научно-образовательной лабораторией «Количественный неразрушающий структурный анализ» руководит немецкий профессор Михаэль Крёнинг. Лабораторией по изучению технологии водородной энергетики – профессор Торстейн Сигфуссон из Исландии. На реализацию этих двух проектов из федерального бюджета получено 300 миллионов рублей. Кроме того у нас развивается совместный проект с компанией «СИБУР» по созданию лаборатории, связанной с полимерной тематикой. По этому проекту у нас работает бельгийский учёный господин Верваке. На создание и развитие лаборатории и кафедры «СИБУР» готов ежегодно направлять примерно по 30 миллионов рублей.

– Планируете ли вы сделать собранное в этих лабораториях оборудование доступным для учёных из других вузов Томска и Сибири?

– Эти лаборатории – специализированные и рассчитаны на конкретных партнёров: российских или зарубежных. Они, безусловно, могут быть центрами коллективного пользования (ЦКП), но только с теми партнёрами, которые готовы к сотрудничеству.

При ТПУ существуют ЦКП, услугами которых пользуются аспиранты и докторанты как нашего университета, так и внешние заказчики – различные промышленные предприятия и вузы. При этом надо отметить, что сеть ЦКП в Томске объединена. Мы заключаем коллективные договоры и работаем на их основании.

Первый и наиболее крупный ЦКП нашего университета – Центр нанотехнологий и наноматериалов – создан как российский центр. Здесь собрано хорошее оборудование, как диагностическое, так и необходимое для создания наноматериалов. Он пользуется большим спросом.

Второй центр – научно-аналитический, где собрано оборудование, позволяющее проводить анализ воздуха, воды, твёрдых тел и даже плазмы, то есть всех агрегатных веществ с точки зрения анализа их параметров. Мы закупили приборы, которые позволяют это делать.

Третий центр – метрологический – создан в 2011 году и находится на стадии становления. Сейчас отрабатывается механизм его работы. Он напрямую сотрудничает с ЦСМ Томской области и при его научном руководстве. Мы сразу договорились о том, что часть методик будет реализовываться в нашем центре. В частности, мы сейчас создаем лабораторию радиометрических измерений (связано с радиоактивными источниками), то есть у нас будет создана специализированная лаборатория, где будут проходить все эти работы.

Думаю, что в 2012 году этот центр начнёт работать на полную мощность, хотя уже в этом мы получили заказов на 3 миллиона рублей, то есть приблизительно столько же, сколько вложили в его создание. Этот центр быстро окупается.

– Вы уже упомянули о сотрудничестве с «СИБУРом». С кем ещё из крупных российских и зарубежных компаний сотрудничает ТПУ?

– В прошлом году три проекта нашего университета стали победителями конкурса по постановлению правительства №218 («Развитие кооперации российских вузов и производственных предприятий»).

Речь идёт о совместном проекте с новосибирским заводом «НЭВЗ-Союз» по созданию нанокерамики, в частности, бронекерамики, которая может быть использована при производстве бронежилетов, а также для других военных нужд.

Кроме того в кооперации с другими томскими вузами – госуниверситетом и университетом систем управления и радиоэлектроники – мы ведём два проекта. Один из них касается создания новых источников света. В проекте, кроме вузов, также участвует и томский Научно-исследовательский институт полупроводников (НИИПП), где создана светотехническая лаборатория. В данном случае задача ТПУ – проводить испытания опытных образцов светодиодов.

Второй проект томских вузов и ОАО «Информационные спутниковые системы имени академика Решетнёва» (город Железногорск, Красноярский край) лежит в области прототипирования технологий, которые позволяют создавать некие объекты сначала в компьютерных программах, а затем переводить их в натурные образцы.

– С какими ещё крупными российскими компаниями вуз намерен оформить сотрудничество, в том числе по подготовке кадров?

– У нас есть опыт подготовки специалистов в области нефтегазового дела совместно с шотландским университетом Heriot-Watt. Этот опыт мы будем тиражировать для ведущих отраслей промышленности России: нефтяной, фармацевтической и атомной.

Мы провели ряд переговоров с представителями госкорпорации Росатома. В результате принято решение о создании на базе ТПУ центра по подготовке кадров для Росатома, включая иностранных граждан. Думаю, в следующем году этот центр будет создан. Основой для подготовки кадров будет наш исследовательский ядерный реактор ИРТТ и лаборатории Физико-технического института ТПУ. Реактор имеет лицензию на эксплуатацию до 2030 года, поэтому, думаю, подготовим не одну сотню кадров для эксплуатации атомных электростанций, строящихся под эгидой Росатома за рубежом.

Это очень крупный проект, который предполагает как образовательную составляющую, так и научную. Здесь будут создаваться новые и модернизироваться уже существующие лаборатории, включая лаборатории, связанные с ядерными исследованиями.

Второй крупный, совершенно новый проект – с компанией «Р-Фарм» из Ярославля – касается фармацевтической промышленности. Сейчас он находится на стадии подготовки. Если он получит одобрение правительства, то в Томске на базе ТПУ появится центр химико-фармацевтического образования. Безусловно, данный проект будет реализовываться в сотрудничестве с томскими медиками, РАМН и Томским медуниверситетом, с которым у нас заключён договор о стратегическом партнёрстве. Это будет колаборация на основе ТПУ с СибГМУ, РАМН и российскими фармацевтическими фирмами.

– Какие, по Вашему мнению, существуют проблемы при выходе крупных региональных технических вузов РФ на сотрудничество с зарубежными партнёрами?

– Не могу сказать, что по научному и образовательному сотрудничеству есть какие-то проблемы. Договориться с зарубежными вузами, научно-исследовательскими институтами и даже компаниями не представляет особых сложностей. С большим удовольствием зарубежные партнёры берут наши кадры: готовы и стипендии платить, и рабочие места предоставлять. Если же речь заходит об участии в каких-то программах или грантах, здесь нужны надёжные зарубежные партнёры, с которыми есть хотя бы пятилетняя история плодотворного сотрудничества. В этом случае можно войти в какой-то совместный грант.

Проблемы возникают тогда, когда мы создаем какой-нибудь свой научно-инновационный товар и его нужно продать: пробиться на европейский рынок практически невозможно.

– Какой механизм выхода в зарубежные рынки намерен реализовать ТПУ? Как ТПУ собирается решать проблемы, возникающие при этом?

– Прежде всего, через университеты, с которыми мы сотрудничаем многие годы. В Европе – это, университеты Германии, Франции, Чехии и Австрии. В частности, Мюнхенский технический университет, университет Карлсруэ, Берлинский технический университет (Германия), Венский технический университет, Чешский технический университет. Также с французскими университетами складываются долгосрочные партнёрские отношения (Париж-11, Орлеанский и другие). Наши партнёры в университетах выводят на промышленных заказчиков европейских стран. Кроме того в части коммерциализации разработок пользуемся услугами компании «Inno» (Франция) и «Imprimatur Capital Ltd» (Великобритания). Если на Восток посмотреть – это, прежде всего, Шэньянский и Цзилиньский университеты (Китай), и другие.

– Планирует ли ТПУ выходить не только на европейские, но и на азиатские рынки?

– Азиатский рынок – очень важное для нас направление. По итогам международного сотрудничества ТПУ в 2011 году Китай выходит на первое место (29% от зарубежных контрактов). Раньше лидером была Германия (сегодня 23%). Наиболее крупные зарубежные контракты связаны с поставками ускорительной техники, нейтронно-легированного кремния, технологии производства диоксида титана и другие.

Интервью: РИА «Новости».