Политехники о выборе профессии, источнике вдохновения и идеальных студентах
19 ноября в России отмечается День преподавателя высшей школы. Дата выбрана не случайно. Именно в этот день родился великий ученый, учитель и наставник, подвижник просвещения и науки Михаил Ломоносов.
Праздник достаточно молодой, он был учрежден в 2021 году. Соответствующий приказ подписал министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков.
«Задача преподавателя — вдохновить и разжечь любознательность, верно направить и помочь достигнуть амбициозных целей, заинтересовать, разбудить стремление к новому, научить правильно задавать вопросы и находить ответы. Преподаватель находится на фронтире научных знаний, делится со студентами передовым опытом в сфере научных исследований и разработок», — подчеркнул тогда министр.
Эти слова всецело относятся к преподавателям ТПУ. Они — те люди, которые вкладывают в работу весь свой талант, знания, опыт.
Накануне профессионального праздника мы провели блиц-опрос среди политехников. Спросили их о причинах выбора профессии, о личном источнике вдохновения, о качествах, которыми должен обладать настоящий Учитель. Попросили вспомнить свою первую лекцию, а также продолжить фразы о том, кто такой идеальный студент и почему быть преподавателем инженерного вуза — это здорово.
Ответы были разные. Но если резюмировать, то все они сводятся к одному: преподаватели Томского политеха — люди заряженные, по-настоящему влюбленные в свое дело. Это тот самый случай, когда на работу?— как на праздник.
Почему решили стать преподавателем?
Начал преподавать во время учебы в аспирантуре — и затянуло. Будучи студентом, я часто думал о том, как изменил бы учебный процесс, хотелось придумывать свои методики преподавания. Сейчас я эту возможность реализую.
Помните ли вы свою первую пару в качестве преподавателя?
Я помню свою первую лекцию по «Организации ЭВМ». Усиленно готовился к ней, жутко волновался. Студентам сразу признался, что эту дисциплину преподаю первый раз. Я и сегодня волнуюсь перед каждой лекцией. Но тогда у меня не было того опыта, который есть сейчас. Ту лекцию я провел быстро и не очень хорошо по моим нынешним меркам. Если раньше я не знал, зачем мне полтора часа на лекцию, то теперь мне не хватает этого времени, чтобы все рассказать.
Что вдохновляет в работе?
Изучение нового, саморазвитие, наработка собственного опыта и передача его студентам, общение с молодежью. Еще вдохновляет тот факт, что я работаю на той же кафедре, где учился, и преподаю у студентов направления, на котором учился сам. Для меня это важно.
Пять качеств, которыми должен обладать преподаватель высшей школы.
Важно: любить свою работу, постоянно самообучаться, признавать свои ошибки и развиваться, уважительно относиться к студентам и коллегам.
Идеальный студент — это…
тот, кто проявляет интерес к учебе, умеет задавать вопросы преподавателю и понимает, что учиться нужно всегда, заточен на самообразование.
Быть преподавателем инженерного вуза — это здорово, потому что…
всегда есть работа и интересные проекты.
Почему решили стать преподавателем?
Это связано с личным желанием постоянно открывать что-то новое, поддающееся познанию, измерению, прогнозированию. И делиться этими знаниями с другими людьми.
Помните ли вы свою первую пару в качестве преподавателя?
Мне запомнились мои первые занятия по дисциплине «Техническая термодинамика», потому что там и тогда я встретил свою будущую жену. Сегодня она — инженер-исследователь лаборатории тепломассопереноса.
Что вдохновляет в работе?
Заинтересованные и горящие глаза студентов и их порой увлекательные глубокие вопросы.
Пять качеств, которыми должен обладать преподаватель высшей школы.
Способность к саморазвитию, коммуникабельность, умение слушать и слышать, надежность, уверенность.
Идеальный студент — это…
тот, кто проявляет активность и заинтересованность на занятиях.
Быть преподавателем инженерного вуза — это здорово, потому что…
есть возможность развивать современные научные исследования и использовать их результаты в образовательном процессе, а также задействовать в этом переходе увлеченных студентов.
Почему решили стать преподавателем?
Вдохновил пример школьного учителя математики и родителей, которые были преподавателями Томского политеха. В детстве я часто бывала у мамы на работе и видела, с каким уважением к ней относятся студенты. В тот момент я поняла: быть преподавателем математики в университете — престижно и почетно.
Помните ли вы свою первую пару в качестве преподавателя?
Это была лекция для студентов заочного отделения. Помню чувство удовлетворенности от проведенной пары: весь материал успела рассказать, студентам было интересно, многие из них поблагодарили меня после занятия.
Что вдохновляет в работе?
Горящие глаза заинтересованного студента.
Пять качеств, которыми должен обладать преподаватель высшей школы.
Трудолюбие, доброта, образованность, справедливость, креативность.
Идеальный студент — это…
студент активный, ответственный, целеустремленный, добросовестный.
Быть преподавателем инженерного вуза — это здорово, потому что…
есть возможность поделиться со своими учениками знаниями и опытом, которые в дальнейшем оказывают влияние на их профессиональную жизнь.
Почему решили стать преподавателем?
Я решила стать ученым, а преподавание?— это неотъемлемая часть исследовательской деятельности, которая позволяет найти людей в исследовательскую команду. Для меня научные исследования и преподавание неотделимы друг от друга.
Помните ли вы свою первую пару в качестве преподавателя?
Как будто это было вчера. Информатика, 1-й курс. Мне было 22 года. Нервничала ужасно. Боялась, что студенты зададут мне вопрос, на который я не знаю ответ. Два студента с той пары, Илья Богданов и Андрей Алтынов, работают сейчас в моей научной группе, выходят на защиты кандидатских диссертаций.
Что вдохновляет в работе?
Люди. Работать со студентами безумно сложно, но заряжает не меньше. Умные, сильные, смелые, интересующиеся люди рядом позволяют справиться с любыми вызовами.
Пять качеств, которыми должен обладать преподаватель высшей школы.
Уверенность в себе, умение быть хорошим спикером, открытость новому, умение работать в режиме многозадачности, чувство юмора.
Идеальный студент — это…
тот, у кого есть цель — в учебе и в жизни
Быть преподавателем инженерного вуза — это здорово, потому что…
это безумно интересно.
Почему решили стать преподавателем?
Еще на 3 курсе филологического факультета я увидела объявление о наборе группы для обучения по программе дополнительной специализации «Русский язык как иностранный». В процессе обучения проходила практику со студентами из Китая и уже тогда влюбилась в свою будущую работу. На следующий же день после защиты диплома я начала преподавать русский язык в ТПУ. Сомнений не было: это — мое призвание.
Помните ли вы свою первую пару в качестве преподавателя?
Мое первое занятие было со студентами из Кореи. Они ответственно выполняли задания и очень уважительно ко мне относились, хотя разница в возрасте составляла всего три года. Но больше всего запомнился случай, когда однажды при встрече в коридоре учебного корпуса они подбежали ко мне и стали приветствовать…кланяясь. И у меня, и у русских студентов, которые наблюдали эту картину, был шок. До сих пор привожу ту историю в качестве примера, рассказывая о специфике межкультурной коммуникации.
Что вдохновляет в работе?
Мой коллектив! Студентов я очень ценю и люблю, но они приходят и уходят. А коллеги всегда рядом. Коллектив отделения русского языка — это команда профессионалов, которые, я уверена, лучшие в своем деле!
Пять качеств, которыми должен обладать преподаватель высшей школы.
Ответственность, творческий подход к делу, коммуникабельность, справедливость, любовь к людям. Если этих качеств у человека нет, то и настоящим преподавателем он не станет.
Идеальный студент — это…
тот, кто правильно называет мое имя и отчество. Шутка, конечно, но в ней есть и доля правды. Я работаю с иностранными студентами и часто слышу в свой адрес: «Шерина Алексеевна», «профессор Евгения» и подобные варианты. Поэтому если студент правильно к тебе обращается, значит, что он уже неплохо знает русский, влился в новую для него языковую среду. А это и есть идеальный иностранный студент — тот, которого уже не отличишь от студента из России.
Быть преподавателем инженерного вуза — это здорово, потому что…
…четко понимаешь свою задачу: обучить русскому языку иностранного студента, у которого в голове только физика, математика, химия и другие необходимые для инженера дисциплины. А ты, несмотря ни на что, привил ему любовь к русскому языку.
Почему решили стать преподавателем?
Будучи инженером на кафедре химической технологии редких элементов, я помогала преподавателям с учебным процессом — занималась организацией лабораторных курсов. Однажды их не оказалось рядом, и на меня обрушились вопросы студентов по лабораторным работам. Я все им пояснила и услышала в ответ: «Спасибо, мы все поняли. Доходчиво объяснили». В тот момент я поняла, что хочу быть преподавателем: помогать студентам осваиваться в новой обстановке, передавать знания, делиться опытом.
Помните ли вы свою первую пару в качестве преподавателя?
Первую — не помню. Но помню одну из пар по «Материаловедению». У нас со студентами был уговор: «Тайминг занятий жесткий, начинаем их всегда с проверочной работы, поэтому: не опаздывать». А чтобы пресекать такие попытки, придумала для нарушителей санкции: опоздал — исполняешь стих, песню, танец… Любая художественная самодеятельность приветствуется! Так вот, однажды опоздавшая девушка исполнила… гимн на казахском языке. Сама она — русская, но несколько лет прожила в Казахстане. Аудитория аплодировала стоя!
Что вдохновляет в работе?
Студенты! Они такие разные, интересные, активные, молодые. Главный стимул для преподавателя — видеть прогресс каждого студента — как он умнеет, взрослеет, добивается карьерных высот — и осознавать, что в каждом студенте есть частичка тебя. Не зря же существует фраза: «Учитель живет в своих учениках».
Пять качеств, которыми должен обладать преподаватель высшей школы.
Стрессоустойчивость, любовь (любить свое дело и людей — студентов, коллег), юмор и находчивость (не нудить!), справедливость, профессиональный опыт.
Идеальный студент — это…
целеустремленный, мотивированный, проактивный человек, тянущийся к знаниям.
Быть преподавателем инженерного вуза — это здорово, потому что…
инженерная деятельность требует особого склада ума и мышления. Обучать будущих изобретателей и разработчиков новых техник и технологий — почетно и очень интересно.
Почему решили стать преподавателем?
Преподавание — очень важное для меня направление помимо научной деятельности. Причем, взаимодополняющее: что-то новое из науки сразу идет в лекции, а пока готовишь лекцию — находишь новые данные для научной работы. Win-win.
Помните ли вы свою первую пару в качестве преподавателя?
В целом да, первой была лекция. Было страшно интересно. Даже не знаю, чего из этого было больше.
Что вдохновляет в работе?
Главный стимул в работе — осознание твоего полезного вклада в развитие страны: в науке и в преподавании. Перефразируя Армстронга, маленькая лекция доцента приводит к большим шагам всего человечества.
Пять качеств, которыми должен обладать преподаватель высшей школы.
Спокойствие, экспертное знание предмета, спокойствие, широкая эрудиция, спокойствие.
Идеальный студент – это…
человек, который хотя бы приблизительно знает, кем хочет быть. Отсюда появляются и мотивация, и интерес к конкретным знаниям и навыкам.
Быть преподавателем инженерного вуза — это здорово, потому что…
Scientia potentia est!