Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

19 ноября - День преподавателя высшей школы

Политехники о выборе профессии, источнике вдохновения и идеальных студентах

Праздник, который всегда с тобой

19 ноября в России отмечается День преподавателя высшей школы. Дата выбрана не случайно. Именно в этот день родился великий ученый, учитель и наставник, подвижник просвещения и науки Михаил Ломоносов.

Праздник достаточно молодой, он был учрежден в 2021 году. Соответствующий приказ подписал министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков.

«Задача преподавателя — вдохновить и разжечь любознательность, верно направить и помочь достигнуть амбициозных целей, заинтересовать, разбудить стремление к новому, научить правильно задавать вопросы и находить ответы. Преподаватель находится на фронтире научных знаний, делится со студентами передовым опытом в сфере научных исследований и разработок», — подчеркнул тогда министр.

Эти слова всецело относятся к преподавателям ТПУ. Они — те люди, которые вкладывают в работу весь свой талант, знания, опыт.

Накануне профессионального праздника мы провели блиц-опрос среди политехников. Спросили их о причинах выбора профессии, о личном источнике вдохновения, о качествах, которыми должен обладать настоящий Учитель. Попросили вспомнить свою первую лекцию, а также продолжить фразы о том, кто такой идеальный студент и почему быть преподавателем инженерного вуза — это здорово.

Ответы были разные. Но если резюмировать, то все они сводятся к одному: преподаватели Томского политеха — люди заряженные, по-настоящему влюбленные в свое дело. Это тот самый случай, когда на работу?— как на праздник.

Почему решили стать преподавателем?

Начал преподавать во время учебы в аспирантуре — и затянуло. Будучи студентом, я часто думал о том, как изменил бы учебный процесс, хотелось придумывать свои методики преподавания. Сейчас я эту возможность реализую.

Помните ли вы свою первую пару в качестве преподавателя?

Я помню свою первую лекцию по «Организации ЭВМ». Усиленно готовился к ней, жутко волновался. Студентам сразу признался, что эту дисциплину преподаю первый раз. Я и сегодня волнуюсь перед каждой лекцией. Но тогда у меня не было того опыта, который есть сейчас. Ту лекцию я провел быстро и не очень хорошо по моим нынешним меркам. Если раньше я не знал, зачем мне полтора часа на лекцию, то теперь мне не хватает этого времени, чтобы все рассказать.

Что вдохновляет в работе?

Изучение нового, саморазвитие, наработка собственного опыта и передача его студентам, общение с молодежью. Еще вдохновляет тот факт, что я работаю на той же кафедре, где учился, и преподаю у студентов направления, на котором учился сам. Для меня это важно.

Евгений Мыцко Доцент отделения информационных технологий ИШИТР Преподает: «Организация ЭВМ», «Программирование микроконтроллеров», «Технологии параллельных и распределенных вычислений», «Введение в проектную деятельность», «Введение в информационные технологии», «Творческий проект», «Учебно-исследовательская работа студентов» Преподавательский стаж: 8 лет

Пять качеств, которыми должен обладать преподаватель высшей школы.

Важно: любить свою работу, постоянно самообучаться, признавать свои ошибки и развиваться, уважительно относиться к студентам и коллегам.

Идеальный студент — это…

тот, кто проявляет интерес к учебе, умеет задавать вопросы преподавателю и понимает, что учиться нужно всегда, заточен на самообразование.

Быть преподавателем инженерного вуза — это здорово, потому что…

всегда есть работа и интересные проекты.

Максим Пискунов. Доцент Научно-образовательного центра И.Н. Бутакова. Преподает: «Учебно-исследовательская работа студентов», «Научно-исследовательская работа магистрантов», «Механика жидкости, газа и плазмы», «Профессиональная подготовка на английском языке». Стаж преподавания: 7 лет

Почему решили стать преподавателем?

Это связано с личным желанием постоянно открывать что-то новое, поддающееся познанию, измерению, прогнозированию. И делиться этими знаниями с другими людьми.

Помните ли вы свою первую пару в качестве преподавателя?

Мне запомнились мои первые занятия по дисциплине «Техническая термодинамика», потому что там и тогда я встретил свою будущую жену. Сегодня она — инженер-исследователь лаборатории тепломассопереноса.

Что вдохновляет в работе?

Заинтересованные и горящие глаза студентов и их порой увлекательные глубокие вопросы.

Пять качеств, которыми должен обладать преподаватель высшей школы.

Способность к саморазвитию, коммуникабельность, умение слушать и слышать, надежность, уверенность.

Идеальный студент — это…

тот, кто проявляет активность и заинтересованность на занятиях.

Быть преподавателем инженерного вуза — это здорово, потому что…

есть возможность развивать современные научные исследования и использовать их результаты в образовательном процессе, а также задействовать в этом переходе увлеченных студентов.

Светлана Рожкова, профессор отделения математики и математической физики ШОН Преподает: «Математика» Стаж преподавания: 30 лет

Почему решили стать преподавателем?

Вдохновил пример школьного учителя математики и родителей, которые были преподавателями Томского политеха. В детстве я часто бывала у мамы на работе и видела, с каким уважением к ней относятся студенты. В тот момент я поняла: быть преподавателем математики в университете — престижно и почетно.

Помните ли вы свою первую пару в качестве преподавателя?

Это была лекция для студентов заочного отделения. Помню чувство удовлетворенности от проведенной пары: весь материал успела рассказать, студентам было интересно, многие из них поблагодарили меня после занятия.

Что вдохновляет в работе?

Горящие глаза заинтересованного студента.

Пять качеств, которыми должен обладать преподаватель высшей школы.

Трудолюбие, доброта, образованность, справедливость, креативность.

Идеальный студент — это…

студент активный, ответственный, целеустремленный, добросовестный.

Быть преподавателем инженерного вуза — это здорово, потому что…

есть возможность поделиться со своими учениками знаниями и опытом, которые в дальнейшем оказывают влияние на их профессиональную жизнь.

Почему решили стать преподавателем?

Я решила стать ученым, а преподавание?— это неотъемлемая часть исследовательской деятельности, которая позволяет найти людей в исследовательскую команду. Для меня научные исследования и преподавание неотделимы друг от друга.

Помните ли вы свою первую пару в качестве преподавателя?

Как будто это было вчера. Информатика, 1-й курс. Мне было 22 года. Нервничала ужасно. Боялась, что студенты зададут мне вопрос, на который я не знаю ответ. Два студента с той пары, Илья Богданов и Андрей Алтынов, работают сейчас в моей научной группе, выходят на защиты кандидатских диссертаций.

Что вдохновляет в работе?

Люди. Работать со студентами безумно сложно, но заряжает не меньше. Умные, сильные, смелые, интересующиеся люди рядом позволяют справиться с любыми вызовами.

Мария Киргина, доцент отделения химической инженерии ИШПР Преподает: «Химмотология топлив и масел», «Статистическая обработка эксперимента в химической технологии», «Профессиональная подготовка на английском языке» Стаж: 13 лет

Пять качеств, которыми должен обладать преподаватель высшей школы.

Уверенность в себе, умение быть хорошим спикером, открытость новому, умение работать в режиме многозадачности, чувство юмора.

Идеальный студент — это…

тот, у кого есть цель — в учебе и в жизни

Быть преподавателем инженерного вуза — это здорово, потому что…

это безумно интересно.

Почему решили стать преподавателем?

Еще на 3 курсе филологического факультета я увидела объявление о наборе группы для обучения по программе дополнительной специализации «Русский язык как иностранный». В процессе обучения проходила практику со студентами из Китая и уже тогда влюбилась в свою будущую работу. На следующий же день после защиты диплома я начала преподавать русский язык в ТПУ. Сомнений не было: это — мое призвание.

Помните ли вы свою первую пару в качестве преподавателя?

Мое первое занятие было со студентами из Кореи. Они ответственно выполняли задания и очень уважительно ко мне относились, хотя разница в возрасте составляла всего три года. Но больше всего запомнился случай, когда однажды при встрече в коридоре учебного корпуса они подбежали ко мне и стали приветствовать…кланяясь. И у меня, и у русских студентов, которые наблюдали эту картину, был шок. До сих пор привожу ту историю в качестве примера, рассказывая о специфике межкультурной коммуникации.

Что вдохновляет в работе?

Мой коллектив! Студентов я очень ценю и люблю, но они приходят и уходят. А коллеги всегда рядом. Коллектив отделения русского языка — это команда профессионалов, которые, я уверена, лучшие в своем деле!

Пять качеств, которыми должен обладать преподаватель высшей школы.

Ответственность, творческий подход к делу, коммуникабельность, справедливость, любовь к людям. Если этих качеств у человека нет, то и настоящим преподавателем он не станет.

Идеальный студент — это…

тот, кто правильно называет мое имя и отчество. Шутка, конечно, но в ней есть и доля правды. Я работаю с иностранными студентами и часто слышу в свой адрес: «Шерина Алексеевна», «профессор Евгения» и подобные варианты. Поэтому если студент правильно к тебе обращается, значит, что он уже неплохо знает русский, влился в новую для него языковую среду. А это и есть идеальный иностранный студент — тот, которого уже не отличишь от студента из России.

Быть преподавателем инженерного вуза — это здорово, потому что…

…четко понимаешь свою задачу: обучить русскому языку иностранного студента, у которого в голове только физика, математика, химия и другие необходимые для инженера дисциплины. А ты, несмотря ни на что, привил ему любовь к русскому языку.

Евгения Шерина, руководитель отделения русского языка ШОН Преподает: «Русский язык как иностранный» Стаж преподавания: 20 лет
Лилия Леонова, доцент отделения ядерно-топливного цикла ИЯТШ, руководитель программы «Химическая технология материалов современной энергетики» Преподает: «Введение в проектную/инженерную деятельность», «Учебный проект», «Творческий проект», «Материаловедение». Ведет лабораторный курс «Химия урана, тория, плутония» и лабораторный практикум по гидрометаллургическим технологиям Преподавательский стаж: 13 лет

Почему решили стать преподавателем?

Будучи инженером на кафедре химической технологии редких элементов, я помогала преподавателям с учебным процессом — занималась организацией лабораторных курсов. Однажды их не оказалось рядом, и на меня обрушились вопросы студентов по лабораторным работам. Я все им пояснила и услышала в ответ: «Спасибо, мы все поняли. Доходчиво объяснили». В тот момент я поняла, что хочу быть преподавателем: помогать студентам осваиваться в новой обстановке, передавать знания, делиться опытом.

Помните ли вы свою первую пару в качестве преподавателя?

Первую — не помню. Но помню одну из пар по «Материаловедению». У нас со студентами был уговор: «Тайминг занятий жесткий, начинаем их всегда с проверочной работы, поэтому: не опаздывать». А чтобы пресекать такие попытки, придумала для нарушителей санкции: опоздал — исполняешь стих, песню, танец… Любая художественная самодеятельность приветствуется! Так вот, однажды опоздавшая девушка исполнила… гимн на казахском языке. Сама она — русская, но несколько лет прожила в Казахстане. Аудитория аплодировала стоя!

Что вдохновляет в работе?

Студенты! Они такие разные, интересные, активные, молодые. Главный стимул для преподавателя — видеть прогресс каждого студента — как он умнеет, взрослеет, добивается карьерных высот — и осознавать, что в каждом студенте есть частичка тебя. Не зря же существует фраза: «Учитель живет в своих учениках».

Пять качеств, которыми должен обладать преподаватель высшей школы.

Стрессоустойчивость, любовь (любить свое дело и людей — студентов, коллег), юмор и находчивость (не нудить!), справедливость, профессиональный опыт.

Идеальный студент — это…

целеустремленный, мотивированный, проактивный человек, тянущийся к знаниям.

Быть преподавателем инженерного вуза — это здорово, потому что…

инженерная деятельность требует особого склада ума и мышления. Обучать будущих изобретателей и разработчиков новых техник и технологий — почетно и очень интересно.

Почему решили стать преподавателем?

Преподавание — очень важное для меня направление помимо научной деятельности. Причем, взаимодополняющее: что-то новое из науки сразу идет в лекции, а пока готовишь лекцию — находишь новые данные для научной работы. Win-win.

Помните ли вы свою первую пару в качестве преподавателя?

В целом да, первой была лекция. Было страшно интересно. Даже не знаю, чего из этого было больше.

Что вдохновляет в работе?

Главный стимул в работе — осознание твоего полезного вклада в развитие страны: в науке и в преподавании. Перефразируя Армстронга, маленькая лекция доцента приводит к большим шагам всего человечества.

Евгений Плотников, доцент ИШХБМТ Преподает: «Экспериментальные биомодели в химических и биомедицинских исследованиях» Преподавательский стаж: 9 лет

Пять качеств, которыми должен обладать преподаватель высшей школы.

Спокойствие, экспертное знание предмета, спокойствие, широкая эрудиция, спокойствие.

Идеальный студент – это…

человек, который хотя бы приблизительно знает, кем хочет быть. Отсюда появляются и мотивация, и интерес к конкретным знаниям и навыкам.

Быть преподавателем инженерного вуза — это здорово, потому что…

Scientia potentia est!