Получив в 1925 году блестящую школьную характеристику в Новониколаевске (Новосибирске) и поступая в Томский технологический институт, Николай Никитин мечтал стать инженером-механиком и строить корабли или летательные аппараты. Однако на механический факультет его не взяли, и ему пришлось пойти на неведомую архитектурную специальность инженерно-строительного факультета. Видимо, мы потеряли выдающегося авиаконструктора, зато приобрели не менее выдающегося конструктора строительных дел.
Талант во всём талант, и Николай учился легко. Помогали добротная школьная подготовка и способности. Вскоре он, например, научился хорошо рисовать. Его рисунки украшали институтский кабинет архитектуры и экспонировались на студенческих выставках. Сохранился рисунок комнаты, которую он одно время снимал на Герцена, 17, с видом из окна в сад, наверное, в замечательный Сад Буфф.
Многие авторы пишут, что на студента Никитина произвела большое впечатление вступительная лекция по курсу \"Технология железобетона\", мастерски прочитанная доцентом Николаем Ивановичем Молотиловым.
\"ХХ век назовут веком железобетона\", - уверенно провозгласил уважаемый преподаватель”.
В те времена Кузнецкий металлургический комбинат выдал Молотилову подряд на разработку комплексной методики расчета рамных железобетонных конструкций. Требовалось выполнить большой объём работы, и Николай Иванович призвал на помощь студентов.
Одним из главных среди них стал Николай Никитин. Работу этой студенческой бригады строители Кузбасса, что называется, тут же с колёс воплощали в жизнь.
Внеурочные занятия членов дружной бригады, к которым их приобщал предприимчивый доцент, давали студентам возможность подзаработать. А до заработков у Молотилова студент Никитин подрабатывал на томской пристани в артели грузчиков. Физически он был хорошо развит и силён, и всё же, если знать, что он прихрамывал, нельзя не отдать должное его мужеству. Это при том, что его обязанностью в артели было \"стоять на лапке\", то есть, стоя на верхней палубе, железным крюком подцеплять груз и опускать его на спину подбегавшего по трапу грузчика.
По сути своей, занятия под эгидой Молотилова являлись научно-исследовательской работой студентов. Вот так оно и вышло, что студент Никитин не только хорошо освоил теоретический задел по проблеме, но и приступил к постижению и раскрытию потенциала мало изученного к тому времени железобетона. То есть, как вскоре выяснилось на практике, оказался новатором и бесценным инженером-конструктором.
Или, как бы сказали в политехническом наших дней, - элитным специалистом. Специальностью, которой обучался и по которой завершил институт Николай Никитин, была архитектура, но факт, что уже в институте его на всю жизнь увлекла инженерная составляющая профессии. Это находится в полном согласии с тем, что подготовке истинного инженера всегда уделялось генеральное внимание в Томском технологическом институте.
Биографы Никитина, рассказывая о его студенческих годах, в качестве учителя, во многом определившего дальнейший жизненный путь, называют обычно профессора Николая Ивановича Молотилова. И это справедливо. Но той же справедливости ради скажем, что Молотилов стал профессором, скорее всего, лишь в выпускном для Никитина 1930 году. Понятно, что состояние дел на факультете определяют, в первую очередь, профессора.
В Первом фонде архива Томского областного краеведческого музея хранится подписанный 4 марта 29-го года Молотиловым документ, в котором дважды - в типографском оттиске и собственноручной подписи Н. Молотилова - указано, что он на тот момент является доцентом Сибирского технологического института. Пока всего лишь доцентом!
Следует заметить, что в перечне своих званий Молотилов указывал и то, что он инженер. По тем временам этим званием весьма гордились.
Из списков студентов и посторонних слушателей Томского технологического института на 1910/1911 учебный год следует, что Николай Молотилов, православный, из мещан, родился в Туринске Тобольской губернии 23 ноября 1870 года. В 1907-м он экстерном сдал за полный курс Томской губернской гимназии.
Из юбилейного сборника Томского технологического (1900-1925) узнаём, что инженер-строитель Молотилов окончил ТТИ в 1912 году, а с октября 22-го стал в нем преподавателемпо курсу \"Железобетонные конструкции\".
Однако в 22-м он стал уже штатным преподавателем, а до этого, как сообщает Валерий Залесов в своём научном издании \"Архитекторы Томска\", Молотилов - по окончании ТТИ - работал в нём внештатным сотрудником по железобетонным конструкциям. Залесов пишет, что Молотилов занимался в Сибири инженерным проектированием. В 1910-х он разработал и запатентовал конструкцию из железобетонных плит (плоских, корытообразных и пустотелых), которые легко разбирались и переносились.
\"Сборные плиты Молотилова использовались для некоторых железнодорожных зданий в Сибири\".
Нет ничего удивительного в том, что о Молотилове более подробно написано в книге М. Войтеховской и С. Кочуриной \"Томский учительский институт: возвращенная история. 1902-1922 годы\". Один из лучших преподавателей Н. Молотилов, \"мастер, инженер и художник\", работал в этом институте почти все годы этого периода, с 1906-го, - руководителем классов ручного труда.
Из приведённой в книге биографии Молотилова мы узнаём, что первоначально он окончил учительскую семинарию в Омске и затем преподавал в ней ручной труд. В 1906-м его пригласили преподавать тот же предмет в Томском учительском институте. Уже со следующего года - без отрыва от основной работы - он учился в Томском технологическом. Окончив его, остался на прежней работе, но стал также преподавать там черчение и рисование.
Авторы подчёркивают, что Молотилова отличала активная творческая и педагогическая деятельность. Об этом в книге рассказывается со ссылками на сибирскую прессу. Как выясняется, Николай Молотилов был известным и уважаемым в Сибири деятелем в сфере художественной жизни. Он стал членом-учредителем Томского общества любителей художеств (ТОЛХ). Был в нём одним из организаторов и как художник принимал участие в выставках. Работал в жюри архитектурных конкурсов, а также в знаменитых Классах рисования и живописи при ТОЛХ. Пресса называла Молотилова среди немногих архитекторов, уделявших в своём творчестве внимание сибирским мотивам.
Небезынтересно, что Молотилов предпринимал творческие поездки по Томскому и Кузнецкому уездам, где изучал крестьянские постройки. Он собрал обширный материал по деревянному зодчеству Сибири. Это ему принадлежат злободневные до сих пор слова: \"Одна из причин исчезновения драгоценных памятников старины - невежество наших реставраторов\".
Поскольку речь идёт об учителе Николая Никитина, то уместно заметить следующее. Когда Николая Васильевича называли \"железобетонщиком\", он морщился. И говорил о том, что нужно творчески использовать свойства различных природных и искусственных материалов. Ценивший дерево, в 32-ом году он сконструировал деревянное арочное перекрытие для спортклуба \"Динамо\" в Новосибирске. Во время войны Никитин предложил создавать типовые строительные конструкции из древесины.
Про Молотилова скажем также, что в 1917-ом он был избран от Томска делегатом в Союз деятелей искусств, организованный в Петрограде. В 20-х он активно помогал налаживанию работы Томского краеведческого музея.
Архивные документы Томского областного краеведческого музея сообщают, что в 1919-ом Молотилов работал в Исполнительной комиссии по управлению Промышленно-Кустарным отделом Томской губернской земской управы и избирался от неё представителем в правление Земкооперации. Не исключено, что эта работа при Колчаке сыграла впоследствии роковую роль в судьбе Молотилова.
Деканом инженерно-строительного факультета технологического института в 25-30-х годах, то есть как раз во время учёбы Никитина, работал профессор Георгий Владимирович Ульянинский (1876-1931). В 1899-ом он окончил в Москве институт инженеров путей сообщения. В Сибири работал с 1907-го года. В 21-ом был избран профессором Томского технологического по кафедре \"Мосты\". Среди его трудов, изданных в Томске, выделим близкие к студенческим занятиям Никитина: \"Расчёт рамных конструкций\", \"Расчёт арок\" и \"Расчёт перекрёстных балок по месту фокусов\". Как декан, Ульянинский уделял большое внимание работе таких вспомогательных учреждений института, как строительный кабинет, рисовальный музей, геодезическая и почвенная лаборатории. Декан отстаивал тот принцип, что качество подготовки инженера определяется не только образовательным уровнем, но и навыками, приобретёнными в экспериментальных лабораториях. Это обстоятельство отмечено во 2-ом томе сборника \"Профессора ТПУ\".
Вспоминая о Сибирском технологическом второй половины 20-х годов, студентка тех лет Антонина Пирожкова отметила: \"В научно-техническом кружке профессор Евдокимов-Рокотовский немножко начинал с нами делать балки\".
Михаил Ильич Евдокимов-Рокотовский родился в 1887-ом году. В1910-ом окончил Томский технологический как инженер-строитель. В 24-ом стал профессором родного института по кафедре \"Строит. работы, основ. фунд., туннели\". Немаловажно отметить, что Михаил Ильич имел также диплом юридического факультета Петербургского университета. Неслучайно он выступил редактором юбилейного сборника Томского технологического института (1900-1925).
Поскольку Никитин учился на архитектурной специальности, нельзя ни сказать, что на его факультете в те времена преподавали выдающиеся сибирские архитекторы Константин Лыгин и Андрей Крячков.
Если судить по преподавательскому составу, то можно сделать следующий вывод: несмотря на случившийся в 20-х годах отъезд ряда ведущих томских профессоров в Центр, уровень преподавания в технологическом, благодаря самоотверженной и умелой деятельности ректора Гутовского и проректора Усова, по крайней мере, существенно не понизился, и институт давал студентам добротную подготовку.