Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Каждый может найти свой путь в мир бизнеса

Как ученому или студенту любого томского вуза стать предпринимателем с помощью ТПУ?

Школа инженерного предпринимательства (ШИП) формирует целую бизнес-экосистему, которая помогает студентам любой школы ТПУ и даже любого вуза Томска увидеть свои проекты глазами предпринимателя, научиться грамотно их упаковывать и презентовать потенциальным инвесторам. Система также помогает ученым Томского политеха, желающим продвинуть свои научные разработки на рынок в виде стартапа. Как же сделать первый шаг на пути к предпринимательству с помощью университета?

Задача предпринимательской экосистемы ТПУ - создавать профессиональную среду для студентов и ученых, расширять бизнес-грамотность, помогать прорабатывать идеи и выводить продукты на рынок, а также формировать у студентов и ученых кардинально новое мышление. «Мы учим смотреть на бизнес-проект не с экономической, а с предпринимательской точки зрения - то есть со стороны потребности рынка. Стараемся формировать позитивное общественное мнение о том, что предприниматель - это человек, который помогает решать проблемы других людей более экономичным, качественным образом, создает новые рабочие места. Тем самым мотивировать молодежь и уходить от стереотипа «предприниматель - спекулянт», который до сих пор живет в головах представителей взрослого поколения», - рассказывает руководитель ШИП Степан Хачин.

Томский политех дает всем желающим возможность «включиться» в бизнес через образовательные курсы, тематические мероприятия и конкурсы, защитить диплом в виде стартапа, получить бесплатные консультации у экспертов. Каждый - будь это студент или ученый - может найти для себя подходящий путь в мир бизнеса.

Общее дело

«В рамках одного вуза, даже такого масштабного как ТПУ, целую систему развивать сложно, а на уровне города - вполне реально. Эффективнее всего создавать ее за счет объединения усилий университетов. Поэтому мы осознанно открыли двери для студентов всех вузов, а нашим студентам рекомендуем посещать мероприятия и программы в университетах-партнерах. Мы за то, чтобы ребята общались и находили партнеров», - подчеркивает Степан Хачин. Любой студент может прийти в бизнес-инкубатор и получить бесплатную консультацию, у каждого есть возможность стать частью экосистемы, получить знания, привлечь ментора и найти инвестора. В 2018 году через систему вовлечения в инновационную и предпринимательскую деятельность, созданную ТПУ, прошли более 1230 студентов, треть из них — представители других вузов и жители города.

Вовлеченность в бизнес

У студента ТПУ есть возможность бесплатно получить компетенции предпринимателя параллельно основной учебе. Для этого создана специальная студенческая траектория, которая встроена в образовательные программы вуза. Например, на втором курсе ШИП обучает политехников предприимчивости, а на четвертом - инженерному предпринимательству.

Для политехников также есть конкурс «10 К», в котором можно выиграть денежный приз на развитие бизнес-проекта, а также получить помощь в привлечении инвестиций для разработок на стадии прототипа. Помимо «10 К» проводятся и другие грантовые конкурсы, в том числе от крупных компаний.

Все желающие, в том числе из других вузов, могут участвовать в таких мероприятиях как «Кафе предпринимателей», где можно замотивироваться и «без галстуков» пообщаться с успешными бизнесменами, или «Предпринимательский вызов», где за два дня можно превратить идею в бизнес-проект.

«Если принять участие во всех курсах и мероприятиях, у томского студента появится полное описание своего стартапа, который он сможет продвигать, где хочет. Далее он сможет поступить в магистратуру ТПУ и получить глубокие знания в области технологического предпринимательства. Но сами политехники могут выбрать другой путь - в течение бакалавриата пройти курсы, о которых сказано выше, и защитить ВКР в виде разработанного стартапа», — говорит главный эксперт ШИП Иван Зернин.

Диплом в виде стартапа

ТПУ - первый вуз в России, который регламентно описал формат защиты диплома в виде стартапа. С 2017 года возможность такой защиты была только у студентов направлений подготовки в области предпринимательства, но сейчас она предоставлена уже всем студентам технических направлений. И в этом году планируется, что более 50 политехников представят свои работы на защите в виде стартап-проекта. «У других вузов тоже есть опыт защиты ВКР в виде стартапа, но у них это, скорее, творчество, нежели реальный продукт. Наш студент пишет свою основную дипломную работу, которая полностью отражает его исследования как физика-ядерщика или нефтяника, но при этом показывает нам и экспертам бизнеса, как он видит рынок и может коммерциализировать свой проект», — отмечает Антон Черний (ведущий эксперт ШИП, руководитель проекта ВКР в виде стартапа).

— Кроме того, в эффективном контракте преподавателей ТПУ существует отдельный показатель — «Руководство ВКР в виде стартапа». Это необходимо, чтобы сформировать у руководителей ВКР и студентов-выпускников подходы к их научной деятельности с точки зрения «кому это нужно дальше на рынке?» То есть не просто просчитать новый редуктор, но и знать, где его можно применить».

Если научный руководитель студента любой школы ТПУ видит в теме его ВКР потенциал стартапа, он может в свободной форме рассказать об этом экспертам ШИП (эл. адрес: startup@tpu.ru). Они рассмотрят заявку и назначат соруководителя ВКР по бизнес-части диплома.

Бизнес-пространство

В этом году в ТПУ полноценно запустится Fab Lab по цифровой экономике, где студенты университета смогут заниматься прототипированием. Там появится большое пространство для технологического творчества с 3D-принтерами, лазерными, фрезерными, паечными станками и другим необходимым, доступным и безопасным оборудованием. «Студенты, чьи проекты находятся в поле «цифровая экономика», «робототехника», «смарт-сити», смогут сделать в нашем центре прототип проекта. Он расположится в бизнес-инкубаторе ТПУ и будет доступен для студентов. Это бесплатно, нужно лишь рассказать о своем проекте и получить доступ к личной ячейке для хранения рабочей атрибутики», — отмечает Иван.

Также в бизнес-инкубаторе обновится инфраструктура. В нем появится более комфортный зал для мероприятий, несколько тренинг-залов, коворкинг-зона. Любой политехник сможет использовать пространство для работы и проведения мероприятий.

Взрослый бизнес

Помимо вовлечения в бизнес студентов, цель Школы инженерного предпринимательства – помочь ученым ТПУ коммерциализировать объекты своей интеллектуальной деятельности. Создать среду, в которой им будет выгодно не только получать гранты и финансирование, но и строить бизнес.

«Мы хотим, чтобы у наших ученых сформировалось понимание, что на научных результатах можно строить бизнес. Мы не витаем в облаках и не ставим задачу доучить ученого до бизнесмена. Но в наших руках доукомплектовать команду его проекта теми людьми, у которых есть компетенции, связанные с выводом разработки на рынок, — говорит Степан Хачин. — Мы хотим создавать команды, которые смогут управлять малыми инновационными предприятиями и упаковывать проекты так, чтобы они были привлекательны для венчурных капиталистов. Ведь самый большой пул партнеров для нас — это венчурные фонды, которые ждут от нас готовые проекты. Мы планируем создать истории успеха, которые будут наглядными для ученых. Они увидят, как научные проекты выходят на рынок и добиваются результата. Нам важно это сделать и на уровне студентов старших курсов, и на уровне ученых».

Любой ученый ТПУ, желающий продвинуть свое изобретение на рынок, может обратиться за бесплатной консультацией в ШИП. Эксперты готовы не только помочь, но и при необходимости вовлечься в работу команды для достижения лучших результатов.

«Хорошая оценка наших усилий - то, что мы стали седьмым вузом в стране по направлению “Бизнес и менеджмент” по версии рейтинга QS. Наша цель — сделать так, чтобы разработки ТПУ с каждым годом захватывали новые рынки и приносили значимый доход университету», - отмечает руководитель ШИП.

Подготовила Алёна Некрасова