Научные знания в доступной форме от томских политехников
В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ НАУКИ НЕ ОГРАНИЧИВАЕТСЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ. БЫТЬ КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫМ НА СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ — ЭТО НЕ ТОЛЬКО ДОБЫВАТЬ НАУЧНЫЕ ЗНАНИЯ, НО И УМЕТЬ РАССКАЗЫВАТЬ О СВОЕЙ НАУКЕ ТАК, ЧТОБЫ ТЕБЯ СЛУШАЛИ И УСЛЫШАЛИ. ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ НАУКИ, ТО ЕСТЬ «ПЕРЕВОД» И РАСПРОСТРАНЕНИЕ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ЗНАНИЙ В ДОСТУПНОЙ ФОРМЕ ДЛЯ ШИРОКОГО КРУГА ЛЮДЕЙ, СТАНОВИТСЯ СЕГОДНЯ ОДНОЙ ИЗ ВАЖНЫХ ЗАДАЧ, СТОЯЩИХ ПЕРЕД УЧЕНЫМИ. ОНА ПОЗВОЛЯЕТ ПРИВЛЕКАТЬ К НАУЧНЫМ ПРОБЛЕМАМ ИНТЕРЕС ОБЩЕСТВА, КОНКРЕТНЫХ ЛЮДЕЙ, А ТАКЖЕ ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ. БОЛЕЕ ЗНАЧИМОЙ В НАШИ ДНИ СТАНОВИТСЯ РОЛЬ ПОПУЛЯРИЗАТОРОВ НАУКИ, ПРЕВРАЩАЮЩИХ СКУЧНЫЕ ДЛЯ НЕСПЕЦИАЛИСТА НАУЧНЫЕ ДАННЫЕ В ПОНЯТНЫЕ ИСТОРИИ И ЗАХВАТЫВАЮЩИЕ ШОУ. В СЕГОДНЯШНЕМ НОМЕРЕ ГАЗЕТЫ «ЗА КАДРЫ» ПОЛИТЕХНИКИ-ПОПУЛЯРИЗАТОРЫ РАССКАЗЫВАЮТ О ТОМ, КАК САМИ ПРИШЛИ В НАУКУ, ЗАЧЕМ ВЗЯЛИСЬ ЕЕ ПОПУЛЯРИЗИРОВАТЬ И В КАКИХ ФОРМАХ ЭТО ДЕЛАЮТ, ЧТО ЭТО ДАЕТ ИМ И СЛУШАТЕЛЯМ/ЗРИТЕЛЯМ, А ТАКЖЕ ДЕЛЯТСЯ СОВЕТАМИ С ТЕМИ, КОМУ ИНТЕРЕСНА ЭТА СФЕРА И КТО НЕ ЗНАЕТ, С ЧЕГО НАЧАТЬ.
Мария Киргина, к.т.н., доцент отделения химической инженерии Инженерной школы природных ресурсов ТПУ.
— Как вы пришли в науку?
— Я никогда не собиралась быть ученым, да и химиком становиться не планировала. Мечтала быть врачом. В 10 классе пришла в ТПУ «подтянуть» химию — мне ставили по предмету «5» с натяжкой, а такое положение дел меня не устраивало, хотелось знать предмет как следует. Курсы у нас вела Елена Михайловна Князева. Увидев и услышав ее, я подумала: «Какая потрясающая женщина, хочу быть такой же, как она». И вот я в ТПУ уже 13 лет. В аспирантуру пошла из-за стойкого ощущения, что что-то не успела доделать, мне нужно больше времени в университете. Это мое место.
— Как возник ваш личный интерес к популяризации науки? Для чего она нужна?
— Для меня популяризация науки ? это неотъемлемая часть деятельности ученого, такая же, как написание научных статей и выступления на конференциях. Я понимаю, что это необходимо делать, это моя социальная ответственность и долг как ученого. Почему? Здесь несколько аспектов: благородных и стратегических-прагматических. Ученые в основном существуют на бюджетные деньги, деньги налогоплательщиков. Мне абсолютно понятно, что уровень развития науки и технологий определяют шансы страны на светлое будущее. Это понятно и руководству, поэтому развитие этих областей является почти всегда одним из основных приоритетов. Но не думаю, что это всегда понятно населению. Я считаю важной частью работы ученых ? показывать населению, чем они занимаются, зачем, какую это всем принесет пользу сегодня и завтра.
Кроме того, научная и исследовательская деятельность ? абсолютно командное дело. Научные проблемы чаще всего не решить за одну человеческую жизнь. Любому ученому нужны ученики, последователи, школа, чтобы распределить задачи. Поэтому так важно вовлечь в науку как можно больше людей, отыскать тех, кто имеет к этому предрасположенность, тех, кому интересны те же вопросы, что и тебе, единомышленников, соратников.
Также, на мой взгляд, у науки всегда была, есть и будет просветительская функция ? объяснять людям, как устроен наш мир, как что-то работает, бороться с незнанием.
Популяризация науки дает понимание важности того, чем занимаются ученые.
— Какая форма подачи научного материала вам наиболее интересна?
Я предпочитаю любые интерактивные деятельные формы популяризации науки. Мои фавориты ? мастер-классы и научные шоу. На них у участников есть возможность сделать что-то своими руками, попробовать, потрогать и даже забрать сделанное с собой. Считаю, что есть только один способ понять, нравится ли тебе что-то, подходит ли, ? попробовать сделать. Не смотреть, как делает кто-то другой, не слушать, как кто-то рассказывает, как делал, а попробовать самому. В ходе деятельности возникает уникальный опыт, который цепляет. Хочешь заинтересовать ребенка исследовательской деятельностью ? не рассказывай ему, как это интересно исследовать, а дай поисследовать, пусть даже что-то простое, дай что-то покрутить или спаять. Конечно, в таком формате есть ограничения по количеству человек, поэтому на массовую аудиторию прекрасно работают и лекции, и выставки.
— Что популяризация науки дает лично вам?
— Для меня популяризация и вовлечение детей, школьников, студентов в науку ? это одна из важных жизненных ценностей. Занимаясь этим, я чувствую, что делаю добро. А еще это огромное счастье ? видеть заинтересованные глаза, слышать после химического шоу от 5-летнего ребенка «Теперь хочу стать химиком!». Кроме того, подобная деятельность позволяет знакомиться с огромным количеством умных и интересных людей, да и просто очень подходит мне по темпераменту. Если же говорить в целом о том, что дает занятие научной деятельностью ? очень много. Ученые существуют на переднем крае человеческого знания, нужно постоянно учиться, читать литературу, решать задачи, которые никто не решал до этого и никто не знает, как решать, коммуницировать с огромным количеством людей, уметь рассказывать о своей работе и так далее.
— Есть ли у вас советы для тех, кто также хочет популяризировать науку, но не решается, не знает, с чего начать?
— Думаю, нужно четко разобраться со своей мотивацией. Она должна быть кристально ясна тебе, так как это дело нелегкое и (надо быть к этому готовым) на 90 % волонтерское. Кроме того, хотелось бы напомнить о необходимости вести эту деятельность системно. Например, организовал ты популярную лекцию про устройство современных космических двигателей. После лекции к тебе подходят двое школьников и говорят, что хотели бы этим заниматься, им интересно и нужен научный руководитель. Нужно быть к такому готовым, знать, кто еще работает на этом поле, какие есть структуры в ТПУ и за его пределами, которые могут помочь ребятам. Ведь цель (здесь возвращаемся к мотивации ? зачем ты это делаешь) ? не просто рассказать о двигателях, а привлечь к вопросу как можно больше заинтересованных ребят, помочь им добиться успеха на этом поприще: найти научного руководителя, кружок или клуб, потом убедиться, что этот научный руководитель будет заботиться о результативности деятельности ребят ? ориентировать их на выступления на конференциях и т. д. Необходимо понимать, как то, что ты делаешь, укладывается в общую систему для достижения максимального результата.
Интерес к науке во времена СССР был велик. Тираж журнала «Наука и жизнь» в свое время превышал три миллиона, журнала «Знание – сила» — миллион. В 1981 году выпуск научно-популярной литературы в СССР составлял 2451 наименование общим тиражом 83,2 млн экземпляров. И, главное, что все эти тиражи раскупались! После «смутных» для науки времен сейчас интерес возрождается, есть целые порталы, посвященные новейшим исследованиям и открытиям. Интерес к достижениям науки есть. Есть и непонимание. Специализированные знания малоподготовленных читателей и слушателей не впечатляют, точнее, просто «проходят» мимо мозга.
Андрей Коломейцев, младший научный сотрудник и ассистент Инженерной школы неразрушающего контроля и безопасности.
Наукой я занимался и буду заниматься!
Мой путь в научном мире начался с документального фильма «Властелин мира. Никола Тесла». Хотя уже тогда я понимал, что большая часть информации в фильме?? художественное преувеличение, личность самого ученого меня сильно заинтересовала. Мы с одноклассником сделали свой трансформатор Тесла, проводили различные эксперименты, в том числе длительные, по изучению влияния трансформатора на растения. Еще я очень много смотрел передач из цикла «Разрушители мифов» ? так что с детства перед глазами были хорошие примеры популяризации науки.
Мне повезло, в своей жизни я встретил много отличных преподавателей и ученых, но наибольшее значение в том, что я пришел в науку, сыграли мой отец А.Н.?Коломейцев ? (он в детстве зажег во мне огонек любви к науке), школьный учитель физики И.П.?Папазова, которая уберегла этот огонек от ветров юношеского максимализма, глупости и заносчивости, а также научный руководитель В.Н.?Бориков ? он увидел во мне потенциал и показал, что нужно делать, чтобы стать ученым.
Еще мне очень помог услышанный когда-то совет: «Ты можешь быть трижды специалистом в своем вопросе, знать различные мелкие детали, но, скорее всего, ты никогда не сможешь убедить комиссию/жюри конкурса, что ты умнее их. В реальной жизни выигрывает тот, кто делает шоу!» Поэтому, готовясь к выступлению, я довольно-таки много времени уделяю презентации и сценарию.
Наверное, интерес к популяризации науки у меня был всегда. Я считаю своим долгом показывать положительный пример молодого ученого. Во-первых, это моя дань уважения всем ученым в истории человечества. Возможно, я вдохновлю великого в будущем человека или просто подарю кому-то цель и сделаю чью-то жизнь осмысленней. Во-вторых, возможно с кем-то из этих ребят мне в будущем вместе работать, ведь когда я стану настоящим ученым, мне нужна будет команда. В-третьих, в нашей научной среде не хватает позитива и свежести, и мне хочется подавать хороший пример не только школьникам и студентам, но и преподавателям.
Выбранная мной форма популяризации науки?— показательный эксперимент ? самая, на мой взгляд, наглядная форма представления материала. Участники надолго запоминают впечатления от хорошо спланированного и красочного действа.
Я в такие моменты ощущаю душевный подъем, сравнимый с тем, который испытываешь, когда делаешь правое дело. К тому же, когда о чем-то рассказываешь, сам чуточку этому учишься, а значит, становишься лучше.
Для большинства зрителей это просто представление. Но среди них есть те, у кого появятся новые идеи и кто захочет их реализовать на практике. Наука может подарить мечту ? увидеть атом, сконструировать робота, построить космический корабль. И нужно вовремя объяснить и показать, что эта мечта немного ближе, чем нам кажется на первый взгляд.
Что касается советов: страшнее всего выступать, а тем более одному. Возьмите напарника, вместе и проще, и веселее. И еще стоит отметить, что для самого популяризатора наука не должна быть скучной.
Проявите фантазию, и вам самим точно понравится!
Станислав Чурсин, ассистент Инженерной школы ядерных технологий ТПУ
Популяризация науки ? это скорее стиль жизни. На мой взгляд, нет какой-то одной «правильной» и единственной формы подачи материала. Помимо основных и общепринятых форм ? научно-популярных лекций, нетрадиционных научных выступлений в формате Slam, Ted и так далее, ? все равно постоянно идет общение с молодежью, студентами, школьниками. Когда лично рассказываешь им про науку ? это тоже ее популяризация.
Для меня с детства ученый был человеком, который очень умен, творит чудеса, занимается интересными вещами и ставит кучу безумных экспериментов. Личный же интерес к науке у меня возник с начальных курсов в университете. Я провел много собственных исследований, принял участие в ряде научных конференций и мероприятий ? это было крайне увлекательно и занимательно! И мне захотелось, во-первых, привлечь к научной работе школьников и студентов, а во-вторых, рассказать всем о своих исследованиях, о том, чем я занимаюсь.
Позже пришло осознание, что необходимо показать обществу, что ученые и их исследования очень важны для всего населения, они решают самые актуальные задачи современности. Проблема в том, что многие люди думают: “Наука ? это слишком сложно, это пустая трата государственных денег и так далее”. Поэтому и возникло желание доносить до людей «простыми словами сложные вещи».
Популяризация науки, на мой взгляд, нужна для того, чтобы дать возможность обычному человеку больше узнать о явлениях и вещах, которые его окружают, о современных технологиях, заинтересовать его тем, как устроен мир и так далее. А для популяризаторов науки это возможность лучше понять свое исследование, ведь только когда полностью сам все понимаешь, можешь объяснить это другому, а тем более ? неподготовленному слушателю.
Мой совет начинающим, но нерешительным популяризаторам: попробуйте рассказать о себе и своем исследовании в необычном для вас формате (Slam, Ted, Печа-Куча). Нам повезло, что мы живем в Томске, ведь таких нетрадиционных форматов в нашем городе очень много. Уверяю вас: попробуете, вам понравится, захочется еще и еще, а потом уже появится желание организовать собственное мероприятие, привлечь больше людей. И закрутится, и завертится механизм популяризации в вашей голове ? это станет стилем жизни!
P.S. Всем побольше качественного «научпопа» в жизни!
Роман Лаас, ассистент Инженерной школы ядерных технологий, инженер-физик, аспирант.
Сложно сказать, почему я занялся наукой. Меня со школы интересовало, что, почему и как происходит, можно ли это описать. А дальше… процесс затягивает. Чем больше понимаешь, тем интереснее становится.
Я всегда вдохновлялся классными книгами и лекциями и считаю, что умение объяснять ? талант, который редко встретишь.
Есть много замечательных людей, которые могут вещать для узкого круга специалистов. Получается, что наука замыкается в себе, а это неправильно.
Очевидно же, что есть более и менее «распиаренные» области. В итоге в более «распиаренные» течет больше денег и «мозгов». И одной из причин такого притока как раз являются люди, которые могут не только двигать науку вперед, но и вдохновлять окружающих.
Форма научно-популярных лекций была выбрана мной потому, что я умею и люблю говорить. Однако объяснить преимущества ториевого цикла человеку, который даже не понимает, что речь идет о ядерной энергетике, просто так не получится, так что приходится придумывать наглядные аналогии, держать внимание при помощи шуток. Как оказалось, у меня это неплохо получается.
Популяризацией науки я занимаюсь не ради какой-то особой цели. Мне просто хочется делиться знаниями, которые у меня есть. Я убежден, что понимание окружающего мира делает людей лучше ? и внутри, и снаружи. Хорошо образованный и эрудированный человек не страдает расизмом, не занимается дискриминацией, не уничтожает среду, в которой обитает, не обирает людей до нитки ради веры в то, что и сам до конца объяснить не может. Этот список можно продолжать до бесконечности. Мне хочется верить, что я делаю мир лучше. Что это дает слушателям? Ничем не заменимое чувство собственного превосходства (шутка). На самом деле, понимать ? просто приятно. Это как удовольствие от разгаданной головоломки.
Для чего нужна популяризация науки… А как иначе двигаться вперед? Наука ? инструмент познания мира. Ее результаты ? энергия, лекарства, механизмы, новые материалы ? характеристики нашей цивилизации. И пока некоторые возводят в культ свои иррациональные и ничем не обоснованные страхи типа боязни ГМО или прививок, другие запускают красные кабриолеты в космос. Разве не круто?
И советы. Любой «научпоп» должен быть в первую очередь «науч», а уже потом «поп». Сейчас есть некая тенденция на чрезмерное упрощение. Это не то чтобы плохо, ведь всегда нужен уровень, доступный всем, но такой контент подходит только для первоначального вовлечения в процесс.
Настоящая наука ? сложный и долгий процесс. Если все упрощать, человек, который вдохновится наукой, вскоре будет разочарован, ведь оказывается, надо много и упорно работать.
Поэтому если у вас есть такие ресурсы, как высшее образование, научный руководитель, доступ к библиотекам и платным подпискам, нужно стараться не делать все слишком простым.