Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Немецкий семинар набирает силу

Вот уже пятый раз успешно работает в ТПУ международный семинар «Метод темацентрированного взаимодействия как живое обучение в группах», организованный по инициативе доцента кафедры культурологии О.Т.Лойко при поддержке Русско-немецкого центра ТПУ. Подобные семинары на немецком языке стали возможны благодаря установлению научных контактов с Международным институтом живого обучения - WILL - INTERNATIONAL - «Lebendges Lernen», представитель которого доктор философии Аннедоре Шульце (Германия) намерена приехать в Томск еще раз для встречи со своими участниками семинара, т.е. преподавателями, научными работниками и студентами, занимающимися углубленным изучением немецкого языка. Доктор Шульце является приверженцем и сторонником Рут Коон, создателя метода темацентрированного взаимодействия (TZI), практическая и научная работа которой в областях педагогики, психологии психотерапии выкристаллизовалась в базисные принципы TZI, его аксиомы и постулаты.

Аннедоре Шульце изобразила свою концепцию этого метода как метод работы с группой в свою жизненную философию в виде дерева, в котором корни, ствол и крона имеют свое определенное значение (аксиомы - корни, постулаты - ствол, ветви - структура) все это взаимодействует, и одно зависит от другого. Плодами этого дерева или целью работы в рамках метода темацентрированного взаимодействия является обучение искусству владеть собой и группой, что может привести к более естественному и человечному общению.

Руководителю семинара А.Шульце удалось из разнообразного состава участников семинара создать коллектив людей, способных вступить в групповое взаимодействие, анализируя аксиомы и постулаты TZI-метода. Например, следует понимать человека как цельность ощущений, чувств и мыслей и часть Универсума; его одновременную автономность и зависимость от внешних обстоятельств, что означает «быть хозяином самому себе».

Все это и многое другое способствует доверительному отношению в группе. В такой атмосфере никто не боится делать ошибки. В процессе работы группы использовались разнообразные приемы: обсуждение на пленуме, когда все члены группы сидят на стульях и образуют круг; обсуждение заданий в более мелких группах; в диалогах; попытки изобразить свой мир в рисунках и многое другое.

Практическая польза от таких семинаров выражается прежде всего в целенаправленном общении на немецком языке друг с другом и с руководителями семинаров, носителями другой культуры. Студенты убеждаются, что владение иностранным языком дает возможность участвовать в диалоге культур. Что касается преподавателей немецкого языка, то мы рады любой возможности пообщаться с носителями языка. В условиях всеобщей, на мой взгляд неоправданной, англомании, приходится радоваться любым шагам по распространению немецкого языка.

Н. МЕТАЛЬЩИКОВА
доцент кафедры немецкого языка ТПУ